Педагогическое мастерство в общеобразовательной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 08.11.2014

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Левковская, Н. Г. Педагогическое мастерство в общеобразовательной школе / Н. Г. Левковская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6386/ (дата обращения: 23.04.2024).

 

Образование является ориентиром государственной политики в социальной и экономической сферах. От состояния образовательной системы во многом зависят экономическое благополучие и уровень благосостояния в обществе. С развитием системы образования связаны модернизация экономики и рост темпов экономического роста. Образование представляет собой гарантию национальной, региональной и международной безопасности.

В этой связи в последнее десятилетие обеспечение высококачественного образования, в том числе и в общеобразовательных школах стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в данной сфере. Инструментом практического решения многих вопросов в общеобразовательных школах стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», а также федеральных целевых программ.

Вместе с тем, вопросы педагогического мастерства учителей общеобразовательных школ остаются не менее актуальными и должны восприниматься как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в успеваемости школьников и их интересе к предмету. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Основными функциями учителя общеобразовательной школы должны быть обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся, а также содействие их социализации и формированию общей культуры.

На наш взгляд учитель общеобразовательной школы должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

Должен знать:

-        приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

-        законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

-        основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

-        педагогику, психологию, возрастную физиологию;

-        методику преподавания предмета;

-        программы и учебники по преподаваемому предмету;

-        методику воспитательной работы;

-        требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

-        средства обучения и их дидактические возможности;

-        основы научной организации труда;

-        нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся и молодежи;

-        теорию и методы управления образовательными системами;

-        методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

-        современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

-        методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

-        основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

-        основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

-        правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

-        правила по охране труда и пожарной безопасности.

Особое внимание в этом перечне стоит уделить технологиям развивающего обучения, в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты. Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Список современных образовательных технологий

Название технологии

Авторы технологии

Направленность технологии

1.

Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение)

Т. К.Донская

В. В. Фирсов

И. Э. Унт

А. С. Границкая

Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

2

Развивающее обучение

Л. С. Выготский,

Л. В. Занков

Д. Б. Эльконин

В. В. Давыдов

Формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций; решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся.

3

Технология проблемного обучения

Т. В. Кудрявцев

А. М. Матюшкин

М. И. Махмудов

В.Оконь и др.

Развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации.

4

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

М. В. Моисеева

Е. С. Полат

М. В. Бухаркина

Развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности.

 5

Мыследеятельностная педагогика (технология развития метазнаний и метаспособов деятельности)

В. В. Давыдов

Ю. В. Громыко и др.

Развитие теоретического мышления, универсальных способов деятельности школьников.

6

Построение логико-смысловых моделей (ЛСМ).

Г.Валькова

Ф.Зайнуллина

В.Штейнберг и др.

Научение моделированию, разложение целого на элементы (анализ) и объединение их (синтез).

7

Развитие парадоксально-рефлексивного мышления

Д. С. Лихачев

А. М. Панченко

Н. В. Понырко и др.

Освобождение от «зашоренности» мышления, ограниченности, надуманных стереотипов и рамок; нахождение источника творчества; развитие нестандартного, креативного мышления, саморегуляции; простраивание внутреннего и внешнего жизненного пространства; развитие толерантности.

8

Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся

И. С. Фишман

Г. Б. Голуб и др.

Является средством управления качеством образовательного результата учащегося

9

Технология формирования ключевых компетентностей

Г. Б. Голуб

О. В. Чуракова

Е. А. Перелыгина

Формирование и развитие ключевых компетентностей как учебных достижений, востребованных в современном мире.

10

Технологии тьюторства

Дж.Ланкастер

А. С. Макаренко

А. А. Ремнев

С. В. Федотова

Изменение функций и роли педагога в учебном процессе (консультант, преподаватель, координатор учебного процесса); высокий уровень освоения учебного материала учащимся; развитие самостоятельности учащихся, их ключевых компетенций.

11

Коммуникативная дидактика

В.Петерсен

К.Шаллер

В. И. Тюпа

Ю. Л. Троицкий

В. А. Караковский

Овладение культурой предметного мышления; развитие адаптивности к быстро меняющейся социокультурной ситуации, толерантности в отношении с другими людьми, явлениями общественной жизни.

12

Технология событийности

Ю. Л. Троицкий

В. И. Тюпа и др.

Развитие культуры предметного мышления, обогащение личного опта и ценностных отношений обучающихся.

13

Технология культурологической драматизации

Г. А. Ферапонтов

Развитие кросскультурной компетентности.

14

Развитие критического мышления

Воган

Эстес

Бьюзен

Развитие способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск, самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения познавательных и коммуникативных задач.

15

Тренинги как виды интерактивных техник

Курт Левин

Е. В. Сидоренко

А. П. Ситников

Направлен на развитие у человека тех или иных навыков и умений, личностное и профессиональное развитие.

16

Технология «портфолио»

Воган

Эстес

Бьюзен

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции.

17

Кейс-технологии (метод анализа ситуаций).

Гарвардская технология. В российской школе: В. Д. Киселев.

Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

19

Технология эвристического обучения

А. В. Хуторской

Творческая самореализация детей, развитие универсальных познавательных, информационных, коммуникативных способностей.

20

Технология педагогических мастерских

П.Ланжевен

Анри Валлон

Жан Пиаже и др.

Э. С. Соколова

Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников, личностного позитивного отношения к изучаемому материалу

20

Технология концентрированного обучения

Г.Ибрагимов

Повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.

21

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Г. С. Альтшуллер

Основные функции и области применения ТРИЗ:

- решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

22

Технология нейролингвистического программирования

Джон Миллер

Майкл Холл

Джудит ДеЛозье

Технология ориентирована на осмысление и изменение стилей обучения.

 

Думается, что в целях повышения профессионального мастерства каждому учителю необходимо:

1.      Быть преданными ученикам и делу обучения;

2.      Непрерывно вести процесс накопления профессиональных компетенций;

3.      Постоянно совершенствовать методы работы с родителями обучающихся;

4.      Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

Какая бы не была квалификация учителя необходимо постоянно внедрять новые технологии работы с учениками в освоении знаний, поскольку постепенно меняется статус образования в социальной жизни — оно превращается в сферу образовательных услуг, на которую распространяются действия рыночного механизма с его законами спроса и предложения, конкуренции, маркетинга и др.

Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач.

Образовательные потребности становятся разнообразными, они заключаются не только в получении образования, но и в обучении возможности успешной социализации ребенка.

Только повышая профессиональное мастерство педагогов, возможно обеспечить оптимизацию профессиональной мобильности и предоставить себе возможность формировать постоянное желание учиться и создавать себя.

 

Литература:

 

1.      Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства. URL: http://www.allbest.ru.

2.      Фисенко Т.И., Фоменко Е.В. Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам. URL: 6 imz.ucoz.ru/seminar/kobzeva/spisok sovremennykh.docx.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, развивающее обучение, учебный процесс, воспитание учащихся, критическое мышление, общеобразовательная школа, познавательная активность, предметное мышление, Российская Федерация, теоретическое мышление.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Формирование мыслительных процессов у младших...

В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как необходимые для решения и теоретических, и практических задач.

Над этой проблемой работал В. В. Давыдов [Основные проблемы развития мышления в процессе обучения], П. Я. Гальперин...

Теория развивающего обучения | Статья в журнале...

Развивающее обучение особенно способствует развитию таких психических процессов, как наблюдение, внимание, мышление, также оно направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Критическое мышление как средство развития творческих...

Использование концептуального обучения для развития... Критическое мышление — это сложный мыслительный процесс, который подразумевает. критическое мышление, концептуальное обучение, урок...

Об использовании технологии развития критического мышления...

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях...

Образовательная технология развития критического...

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учебный процесс, Технология обучения, технология развития, компьютер, учебная деятельность...

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся...

Современную систему высшего образования следует рассматривать как важнейший институт социализации личности, в которой обучение и воспитание представляет собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных...

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике — развитие логического мышления и учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения.

Учащиеся являются активными участниками в процессе структуры, оптимальный выбор форм, методов и приёмов обучения.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Формирование мыслительных процессов у младших...

В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как необходимые для решения и теоретических, и практических задач.

Над этой проблемой работал В. В. Давыдов [Основные проблемы развития мышления в процессе обучения], П. Я. Гальперин...

Теория развивающего обучения | Статья в журнале...

Развивающее обучение особенно способствует развитию таких психических процессов, как наблюдение, внимание, мышление, также оно направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Критическое мышление как средство развития творческих...

Использование концептуального обучения для развития... Критическое мышление — это сложный мыслительный процесс, который подразумевает. критическое мышление, концептуальное обучение, урок...

Об использовании технологии развития критического мышления...

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях...

Образовательная технология развития критического...

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учебный процесс, Технология обучения, технология развития, компьютер, учебная деятельность...

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся...

Современную систему высшего образования следует рассматривать как важнейший институт социализации личности, в которой обучение и воспитание представляет собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных...

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике — развитие логического мышления и учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения.

Учащиеся являются активными участниками в процессе структуры, оптимальный выбор форм, методов и приёмов обучения.