Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребёнка
Автор: Ивлиева Юлия Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 11.10.2014
Статья просмотрена: 3319 раз
Библиографическое описание:
Ивлиева, Ю. А. Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребёнка / Ю. А. Ивлиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6376/ (дата обращения: 23.11.2024).
Погружаясь в ежедневные дела и заботы, мы к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться человеку, который пагубно влияет на него. Из этого следует, что основы экологического воспитания должны закладываться ещё в младшем дошкольном возрасте.
Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру [1].
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами, насекомыми, животными, зимой за падающими снежинками, осенью за желтеющими листьями, дождем, слушают стихи и рассказы о природе и природными явлениями, ухаживают за растениями. Объекты природы привлекают малышей прежде всего своей красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребёнка, с другой — будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов и интересов ребенка.
Ребенок очень любознательный, он проявляет большое внимание к явлениям и объектам природы и это должно стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет проводиться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка. Задачи, которые стоят перед родителями и педагогами: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы, очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально–познавательный опыт. Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту всю жизнь. Важно учить детей правильно вести себя и в природе и среди людей. А чтобы ребёнок вырос добрым, терпеливым, миролюбивым и стал счастливым, мы, взрослые, должны помнить, что детство — это важная часть жизни человека.
Рассмотрим некоторые методы и приемы, которые можно использовать в работе с детьми по воспитанию экологической культуры:
Метод с точки зрения экологического образования — способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
Прием — конкретный элемент того или иного метода. Чем богаче и разнообразнее приемы, составляющие метод, тем успешнее решается учебно-познавательная задача.
В соответствии с основными формами мышления и способами детской деятельности выделяют 3 группы методов [2]:
1. Наглядные методы (наблюдение, демонстрация, показ, рассматривание). Наглядные методы являются наиболее значимыми методами при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, природных явлениях неживой и живой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (цвет, строение, запах, форма и т. д.), но и их связь со средой.
2. Словесные методы (Беседа, рассказ, чтение художественной литературы Приемы: Объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос, уточнение). Например, составление рассказа о комнатном растении или домашнем любимце.
3. Практические методы делятся на Собственно-практические и игровые. Собственно-практические методы — это упражнения, элементарные опыты, моделирование, выполнение по образцу, обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследования. Игровые методы — это дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанья и поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки.
Все 3 группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.
Так же следует проводить экологические проекты. Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведениями проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). Экологические проекты включают в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с Федеральным Государственным Требованиям.
Формы и методы работы следует выбирать в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразным. В реализации проекта необходимо включать и родителей. Это особенно важно в младшем возрасте, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисунки, вместе проводят эксперименты. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Экологическое образование дошкольников рассматривается как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Результатами проектов могут являться различные выставки, праздники, развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т. д.
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно если вся работа в этом направлении построена с учетом следующих принципов [2]:
1. Научность.
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время он отмечал, что с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой — не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.
2. Доступность.
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.
3. Гуманистичность.
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. При отборе методики экологического образования принцип гуманистичности подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.
4. Прогностичность.
Принцип прогностичности предполагает воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
5. Деятельность.
Деятельностный подход — основа экологического образования дошкольников.
Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.
6. Интеграция.
Принцип интеграции подразумевает экологизацию различных видов деятельности ребенка.
7. Системность.
Принцип системности это последовательное усвоение знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро».
Ознакомление детей с природой –довольно сложная тема. С одной стороны, это связано с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. С другой стороны, ребёнок постоянно видит, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным явлениям, объектам: ломают ветки деревьев, оставляют мусор в местах отдыха. В таких случаях, если ребёнок обратил на это внимание, можно не стесняясь говорить ему о том, что взрослые поступают неправильно. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она щедро вознаградит его. Все усилия по воспитанию экологической культуры ребёнка не пройдут бесследно.
Литература:
1. Ваш ребенок познает мир. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2–2000г.
2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004.- N 7. — с. 45–49.