Принципы оптимальной работы блога учителя в профессионально-педагогической деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 08.10.2014

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Науменко Л. С. Принципы оптимальной работы блога учителя в профессионально-педагогической деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6357/ (дата обращения: 16.08.2018).

 

«Интенсивная информатизация всех сфер жизнедеятельности ставит новые цивилизационные проблемы, в том числе перед педагогической наукой и системой образования» [1, c. 26], поэтому предъявляются всё новые требования к профессиональной деятельности педагога. Сегодня деятельность учителя отличают «мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность в принятии решений» [2], а личность педагога — это саморазвивающаяся личность, которая постоянно демонстрирует умение учиться. Освоение Интернета; взаимодействие по Скайпу, через электронную почту и социальные сети с обучающимися, родителями и коллегами; организация деятельности с использованием проектора и интерактивной доски на уроках и вне его — вот далеко не весь список, которым каждый учитель овладел за последнее десятилетие.

Однако для осуществления эффективной профессионально-педагогической деятельности в нынешних условиях этого уже оказывается явно недостаточно. Сегодня документально подтверждена позиция, что учитель должен владеть ИКТ-компетенциями и быть профессионально ИКТ-компетентным, что предполагает не только клавиатурный ввод и навыки поиска в Интернете, но и реализацию дистанционной формы обучения детей [3, c. 275], осуществление дистанционного консультирования при выполнении заданий учащимися [2], поддержку взаимодействия с тьютором [2], использование образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий [4, c. 30], осуществление деятельности с одаренными детьми, в том числе с детьми в условиях инклюзивного образования, составление портфолио учащихся и своего собственного [2], привлечение семьи к решению вопросов воспитания ребенка, сотрудничество с другими педагогами [2] и пр.

В осуществлении перечисленного, а значит, для ведения профессионально-педагогической деятельности на новом, соответствующем требованиям государства, общества, развития науки и техники уровне призван помочь блог учителя, который создан и используется самим педагогом.

Вышеуказанный факт подтверждается наличием блогов учителей, которые созданы и находятся в свободном доступе в сети Интернет. Это: блоги классных руководителей, блоги учителей-предметников, блоги педагогических сообществ, блоги предметных методических объединений, блоги-проекты, блоги-электронные тетради, блоги-школьные газеты, блоги классов и др.

Приходится констатировать, что часть педагогов периодически возобновляет ведение персонального блога. Это происходит раз в месяц, раз в 3–4 месяца, раз в год. Но часть учителей отказалась полностью от осуществления профессионально-педагогической деятельности его средствами.

В обоих случаях использование блога в деятельности не оправдало ожиданий, т. е. эффект от ведения блога был минимальным и осуществление деятельности его средствами оказалось неэффективным и нецелесообразным.

Однако анализ существующих блогов явно показывает, что данную причину можно классифицировать по 3-м основаниям.

Во-первых, учитель недостаточно мотивирован на использование персонального блога в своей деятельности. Скорее всего, педагог не осведомлен обо всех возможностях и преимуществах, которые представляет блог, а значит, не испытывает потребности в блоге как средстве профессионально-педагогической деятельности. Отсюда и возникают трудности с четким определением целевого назначения самого блога и его пользовательской аудитории.

Во-вторых, вероятно, учитель испытывает трудности при работе в технической составляющей блога, которая предполагает реализацию нескольких уровней технологий.

-          К первому уровню относятся 1. Технология создания блога; 2. Технология поиска блога в сети Интернет (а) поиск блога автором; б) поиск блога пользователями); 3. Технология работы с сообщениями на странице (а) создание сообщений; б) редактирование сообщений; в) удаление сообщений); 4) Технология создания ссылок (а) на материалы из сети интернет; б) на материалы с компьютера пользователя). Без овладения перечисленными технологиями использование блога учителя становится проблематичным. С другой стороны, овладение указанными технологиями ведет к элементарному использованию блога учителем и возможности реализовать базовые функции блога. На данном уровне использование некоторых технологий происходит одноразово (например, технология создание блога), другие технологии повторяются постоянно и становятся автоматизированными.

-          Ко второму уровню были отнесены технологии, владение которыми становится достаточным, чтобы осуществлять деятельность с использованием блога разносторонне, с размещением материалов из сети Интернет, редактированием и обновлением информации. Владение технологиями данного уровня показывает способность учителя разнообразить блог материалами, страницами, содержать блог в рабочем порядке и умение провести классификацию, объединение страниц и материалов. Эти умения данного уровня становятся основополагающими в условиях ограниченного количества страниц. Данный уровень демонстрирует учителя уверенным пользователем блога, способного работать в его технической составляющей.

-          К третьему уровню относятся технологии, отсутствие владения которыми в целом не мешает работе блога учителя в разных направлениях с размещением разнообразной информации. Однако владение технологиями данного уровня относит уровень к высокому и объявляет учителя владеющим блог-технологией в целом со всем многообразием выделенных технологий, позволяет говорить об учителе как о специалисте, способного справиться с техническими неполадками в работе, его умении работать по самостоятельному созданию материалов, их публикации, а значит, наполнению блога авторскими работами.

Третьим основанием неэффективности блога оказывается отсутствие или недостаточное присутствие рефлексивно-аналитической деятельности результата использования учителем персонального блога. Наличие такового позволяет учителю анализировать полученные результаты с использованием блога и работать по их улучшению через поиск способов и условий совершенствования деятельности с использованием блога. При этом одним их способов такого совершенствования считается размещение на блоге компонентов обратной связи. Это: чаты, формы для связи, анкеты, вопросники, опросные листы, комментирование и оценивание информации, которые призваны выполнять генеральную цель существования блога учителя, обеспечение информационного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Таким образом, к основным принципам оптимальной работы блога учителя относятся: 1) наличие мотива на осуществление профессионально-педагогической деятельности с использованием блога учителя; 2) овладение технологиями работы в технической составляющей блога; 3) осуществление рефлексивно-оценочной деятельности результатов использования блога учителя в собственной профессионально-педагогической деятельности.

 

Литература:

 

1.    Ермаков, Д. С. Информационная компетентность в информационном обществе [Текст] / Д. С. Ермаков // Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 26–30.

2.    Профессиональный стандарт педагога. Проект стандарта. — Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf.

3.    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / [сост. е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.

4.    Новый Закон «Об Образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. — М.: Эксмо, 2013. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-педагогическая деятельность, использование блога, учитель, уровень, блог, персональный блог, использование блога учителя, осуществление деятельности, поиск блога, владение технологиями.

Похожие статьи

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника. Автор: Кудрявцева Ирина Александровна.

Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде педагогов.

К вопросу использования учебных блогов в образовательном...

5. Максимова Н. А. Использование педагогических блогов в системе формирования

Блог (от английского слова «blog, web blog» — это интернет журнал, в котором содержатся разного.

Персональный сайт учителя иностранного языка...

Образовательный блог как средство взаимодействия...

Одной из функций учительского блога является управление блогами учеников. Помогая создать детям свои блоги, свой блог учитель делает «Пультом управления» всеми остальными.

Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия...

Педагогический потенциал блога в качестве самостоятельной интернет-технологии — основа для размещения учебного материала преподавателем и выполнения заданий учащимися и студентами.

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании...

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.

Использование блогов для самостоятельной работы студентов... блог, использование блогов, самостоятельная работа, учебный процесс, возможность, иностранный язык, обратная связь, процесс обучения...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном. Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ.

Персональный сайт как средство взаимодействия...

Преподаватели ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж» в своей профессиональной деятельности широко используют компьютерные технологии в разных вариантах

– осуществляют диагностику, мониторинг с использованием компьютера

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.

Образовательный блог как средство взаимодействия с учениками...

Кадровый анализ педагогов — участников профессиональных сообществ «Сеть творческих.

Сетевые технологии для организации образовательного...

образовательный блог, блог, родитель, ребенок, учитель, классный блог, образовательный процесс, Назарово, положительная. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника. Автор: Кудрявцева Ирина Александровна.

Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде педагогов.

К вопросу использования учебных блогов в образовательном...

5. Максимова Н. А. Использование педагогических блогов в системе формирования

Блог (от английского слова «blog, web blog» — это интернет журнал, в котором содержатся разного.

Персональный сайт учителя иностранного языка...

Образовательный блог как средство взаимодействия...

Одной из функций учительского блога является управление блогами учеников. Помогая создать детям свои блоги, свой блог учитель делает «Пультом управления» всеми остальными.

Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия...

Педагогический потенциал блога в качестве самостоятельной интернет-технологии — основа для размещения учебного материала преподавателем и выполнения заданий учащимися и студентами.

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании...

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.

Использование блогов для самостоятельной работы студентов... блог, использование блогов, самостоятельная работа, учебный процесс, возможность, иностранный язык, обратная связь, процесс обучения...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном. Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ.

Персональный сайт как средство взаимодействия...

Преподаватели ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж» в своей профессиональной деятельности широко используют компьютерные технологии в разных вариантах

– осуществляют диагностику, мониторинг с использованием компьютера

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.

Образовательный блог как средство взаимодействия с учениками...

Кадровый анализ педагогов — участников профессиональных сообществ «Сеть творческих.

Сетевые технологии для организации образовательного...

образовательный блог, блог, родитель, ребенок, учитель, классный блог, образовательный процесс, Назарово, положительная. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника.

Задать вопрос