Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 29.09.2014

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Звягинцева, Е. П. Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов / Е. П. Звягинцева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 290-291. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6262/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, студенты вуза, ФГОС ВПО, коммуникативные компетенции, иноязычное профессионально ориентированное обучение.

Образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [2, c.94]. Для каждого направления подготовки специалистов создан свой Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором описываются общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен владеть выпускник. Все ФГОС высшего профессионального образования включают языковые компетенции («владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного» [4]). Таким образом, нормативно-правовые акты предписывают необходимость обучения иностранному языку в вузе, хотя и не поясняют, что такое «уровень не ниже разговорного». Задача педагогов — развить коммуникативные навыки студентов с тем, чтобы в своей профессиональной деятельности выпускники вуза могли общаться с носителями языка, читать литературу по специальности, информировать международную профессиональную общественность о своих исследованиях и т. д.

Эффективность образовательного процесса повышает использование различных форм обучения на занятиях по иностранному языку. В педагогической науке нет четкого определения понятия «формы обучения». Обычно под ней понимают вид, специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебно-познавательной деятельности студентов. Следует при этом различать понятия «форма обучения» и «форма организации обучения». Попробуем разобраться в этом вопросе.

Под «формой обучения» следует понимать специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами. Представляя собой наружный, внешний вид циклов обучения, форма отражает также систему устойчивых связей компонентов внутри каждого цикла обучения и зависит от количества студентов (коллективные, фронтальные и индивидуальные), места проведения (аудиторные и самостоятельная работа), порядка проведения занятия.

Термин «форма организации обучения» обозначает конкретный вид этого занятия. Наиболее полно формы организации учебной деятельности студентов представлены в работах М. Д. Виноградовой, В. К. Дьяченко, В. В. Котова, М. Н. Скаткина, А. В. Усовой и др. Авторы едины в том, что именно в организационных формах осуществляется взаимодействие преподавания и учения.

Все большую популярность в российском образовательном пространстве приобретают интерактивные формы обучения. Почему они стали одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе? «Интерактивный» подразумевает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только преподавателя с обучаемыми, но и обучаемого с обучаемым [1]. Особенности такого взаимодействия состоят в следующем:

1)      пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

2)      совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

3)      согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

4)      совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, которое помогает принятию и осуществлению решения задач.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания. Обучаемые получают при этом опыт кооперации и сотрудничества, который будет необходим им в их профессиональной деятельности. Современные корпорации часто не жалеют денег на «тимбилдинг», т. е. пытаются сплотить коллектив по максимуму, чтобы его слаженная работа приносила максимальную прибыль, а атмосфера на рабочем месте была комфортной для каждого служащего.

В интерактивном обучении активность педагога уступает место активности обучаемых, задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Этого можно добиться при использовании интерактивных методов обучения иностранному языку. Данные формы работы включают в себя моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр, тренингов, метода case-study (анализ конкретных практических ситуаций), создание проектов, учебные дискуссии, мини-лекции, решение ситуационных задач, презентации, интервью, мозговой штурм, дебаты, инсценировки и т. д. [3, c.469–473].

Надо заметить, что данные формы обучения не являются чем-то новым и универсальным. Их использование в процессе профессионального обучения началось в европейских и американских вузах в первой половине 20 века. Российская высшая школа освоила эти формы групповой работы студентов значительно позже, в конце того же 20 века. Важно отметить, что данные методы ни в коем случае не заменяют другие формы обучения, однако они способствуют лучшему усвоению материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки социального поведения. Обучаемые обращаются к социальному опыту (собственному и других людей), используют системный подход в приобретении новых знаний и умений. При этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в условиях учебного общения, организованного в формах интерактивных методов обучения, наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Все это способствует формированию коммуникативных навыков студентов в процессе профессионализации образования.

Литература:

1.                  Дробышева Н. Н., Звягинцева Е. П. Диалоговое обучение в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал № 5 (2013). — Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/5201321.

2.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 94.

3.                  Кондрахина Н. Г., Староверова Н. П. Использование информационных технологий в целях повышения эффективности самостоятельной работы // Иностранные языки в контексте культуры: межвузовский сборник статей по материалам конференций. — Пермский государственный национальный исследовательский университет — 2011.

4.                  ФГОС ВПО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747 // ГАРАНТ.РУ. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97653.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативный навык студентов, интерактивная форма обучения, интерактивное обучение, интерактивный метод обучения, образовательный процесс, профессиональная деятельность, специальная конструкция процесса обучения, форма обучения.

Ключевые слова

студенты вуза, интерактивные формы обучения, коммуникативные компетенции, ФГОС ВПО, иноязычное профессионально ориентированное обучение

Похожие статьи

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Интерактивная методика обучения — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Что касается интерактивных методов обучения, то они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагают со-обучение (обучение в сотрудничестве), при этом субъектами учебного процесса одновременно выступают как обучаемый...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

Коммуникативно-интерактивный метод обучения.

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Интерактивное обучение как средство развития...

Коммуникативно-интерактивный метод обучения. студент, интерактивное обучение, проблемное обучение, преподаватель, ключевое слово, традиционное обучение, дидактическая игра, учебный процесс, языковой материал, интерактивный метод обучения.

Эффективность использования интерактивных методов...

интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, студент, процесс обучения, навык работы, учебный процесс, групповая работа, интерактивная доска, мультимедийная техника...

Использование интерактивного подхода к обучению говорению...

интерактивный подход, английский язык, говорение, интерактивное обучение, обучение, учебный процесс, процесс обучения, ученик, форма работы.

Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на...

Использование интерактивных методов обучения при... учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Использование интерактивной модели обучения на уроках...

процесс обучения, пассивный метод, учебный материал, учебный процесс, обучающийся, урок, активный метод, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, занятие. Ключевые слова: интерактивное обучение, динамика...

Похожие статьи

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Интерактивная методика обучения — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Что касается интерактивных методов обучения, то они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагают со-обучение (обучение в сотрудничестве), при этом субъектами учебного процесса одновременно выступают как обучаемый...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

Коммуникативно-интерактивный метод обучения.

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Интерактивное обучение как средство развития...

Коммуникативно-интерактивный метод обучения. студент, интерактивное обучение, проблемное обучение, преподаватель, ключевое слово, традиционное обучение, дидактическая игра, учебный процесс, языковой материал, интерактивный метод обучения.

Эффективность использования интерактивных методов...

интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, студент, процесс обучения, навык работы, учебный процесс, групповая работа, интерактивная доска, мультимедийная техника...

Использование интерактивного подхода к обучению говорению...

интерактивный подход, английский язык, говорение, интерактивное обучение, обучение, учебный процесс, процесс обучения, ученик, форма работы.

Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на...

Использование интерактивных методов обучения при... учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Использование интерактивной модели обучения на уроках...

процесс обучения, пассивный метод, учебный материал, учебный процесс, обучающийся, урок, активный метод, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, занятие. Ключевые слова: интерактивное обучение, динамика...