Актуализация зоны ближайшего развития через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 30.09.2014

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Чухно С. В. Актуализация зоны ближайшего развития через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 123-125. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6237/ (дата обращения: 10.12.2018).

Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении 7 лет, она обеспечивает переход к позиции школьника. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком, как его собственная потребность. (Урунтаева Г. А.).

Одной из задач дошкольного образования является облегчение для дошкольника прохождения этого перехода. В свете основного принципа дошкольного образования по ФГОС ДО: «Полноценного проживания ребенком всех этапов детства», работа педагога-психолога становится важнейшим аспектом программы развития ребенка.

В дошкольном детстве главным видом деятельности является игра, однако к 7 годам дошкольник меняется социальная ситуация развития, специфические дошкольные виды деятельности теряют для ребенка привлекательность, ребенок хочет стать школьником, при этом осознавая себя как дошкольник.

Именно поэтому, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Содержание работы по подготовке к школе определяется компонентами готовности к школе указанными Урунтаевой Г. А.:

-          новая внутренняя позиция дошкольника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно полезной деятельности;

-          в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

-          в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

-          в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность.

Выполнение социального заказа общества: всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте и подготовка его к школьному обучению — ставит перед педагогами ДОО задачи использования адекватных коррекционных приемов и методов работы с детьми. Одним из таких методов в нашем детском саду является применение игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:

-       Широкий возрастной диапазон участников игр.

-       Многофункциональность развивающих игр Воскобовича

-       Творческий потенциал каждой игры.

-       Вариативность игровых заданий и упражнений.

-       Сказочная «огранка»

Основой развития успешной личности с уверенностью можно считать наличие креативности и творческого воображения. Творческая личность строит свою жизнь по принципу созидания, тем самым развивая себя и свое окружение. Именно творческая, креативная личность способна нестандартно мыслить, находить решения в самых необычных ситуациях. Так как воображение является важнейшим новообразованием дошкольного возраста, мы считаем, что именно в дошкольном возрасте, следует приложить усилия для развития креативности и творческих способностей детей. Поэтому, по нашему мнению, включение творческих занятий в программу по подготовке к школе, повысит шансы детей на успешную адаптацию, освоение программы и взаимодействие со сверстниками, и прочие аспекты жизни ребенка. В структуре программы творческие занятия занимают место «закрепляющего» занятия. Тем самым, мы развиваем творческую активность и познавательный интерес, не ставя изучение нетрадиционных технологий во главу угла. Стоит так же отметить коррекционную значимость изобразительного искусства в работе с детьми, испытывающими трудности не только в освоении программы, но и трудности во взаимодействии с окружающим миром. Творческие занятия программы направлены не на изучение ребенком способов нетрадиционного искусства и оценивание работы, а на развитие самоидентификации, уверенности в себе и своих силах, личности в целом. Каждое творческое занятие несет в себе задачу коррекции какого-либо затруднения группы, тем самым к концу года мы предполагаем наработать методический материал для разработки индивидуальных программ взаимодействия с детьми, имеющими трудности в формировании и развитии личностных качеств.

Для получения всестороннего изучения пути развития ребенка необходимы методики диагностики трудностей развития дошкольников, которые дадут нам полную картину затруднений дошкольника. Так как ФГОС основан на индивидуальном личностно-ориентированном подходе, мы посчитали, что метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности Лурия, наиболее эффективен, как дифференциально-диагностический, прогностический, профилактический и коррекционный инструмент анализа деятельности детей.

Диагностическая работа проводится в два этапа:

-       психолого-педагогический блок;

-       нейропсихологический блок.

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.

Одним из методов нейропсихологической коррекции является метод замещающего онтогенеза. Основная его цель - развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза.

Включение элементов нейропсихологических технологий в занятие позволяет нам оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, можно сформулировать Цель нашей программы:

Актуализация зоны ближайшего развития, через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича, средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза.

Задачи программы:

-          формирование способов умственной деятельности;

-          развитие новой внутренней позиции дошкольника;

-          формирование знаково-символической функции сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

-          формирование произвольности поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

-          формирование умения принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность;

Теоретические основы программы:

-          теория о зоне ближайшего развития ЛС. Выготского;

-          теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности ДБ. Эльконина и В. В. Давыдова

-          метод синдромного анализа нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга А. Р. Лурия

Планируемые результаты:

-          принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;

-          формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;

-          снижение уровня личностной тревожности;

-          формирование умения контролировать себя на учебном занятии и вне его, внимательно слушать, принимать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;

-          развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;

-          развитие мелкой моторики.

Коррекционно-развивающие занятия построены в соответствии с тематическим планированием, отраженным в годовом плане ДОУ. Каждая тема изучается 2 занятия, на первом занятии основная цель — развитие и оптимизация познавательного компонента личности. На втором занятии основная цель — работа с эмоционально-личностным компонентом, процессы индивидуализации каждого ребенка.

Важной составляющей работы с детьми по подготовке к школе является всестороннее взаимодействие с родителями. С целью создания открытой системы взаимодействия психологической службы ДОУ и семьи, мы предполагаем проведение совместных занятий родителей и детей в форме игротренинга, на которых родители смогут познакомиться с методами и приемами работы по подготовке к школе, а так же повысить педагогическую компетентность. Занятия будут проводиться один раз в квартал с итоговым развлечением в конце года «В школу, с радостью!» Так же предусматривается проведение консультаций, семинаров-практикумов, оформление информационного стенда по проблемам подготовки ребенка к школе.

Литература:

1.         Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988. — 190 с, — (Психол. Наука — школе)

2.         Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

3.         Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, занятие, ребенок, школа, нейропсихологический метод, мозговое обеспечение, дошкольное образование, детский сад, ближайшее развитие, условная ситуация.

Похожие статьи

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод...

Основная его цель — развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007: -474с.

Системный анализ развития высших психических функций...

Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста...

Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков.

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

В последние годы в отечественном образовании выявилось серьезное противоречие. На фоне значительной интенсификации учебного процесса, использования разнообразных инновационных методов обучения увеличилось число детей...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Нейропсихологический анализ слухоречевой памяти...

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.

Особенности организации работы с детьми дошкольного...

Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод...

Основная его цель — развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007: -474с.

Системный анализ развития высших психических функций...

Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста...

Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков.

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

В последние годы в отечественном образовании выявилось серьезное противоречие. На фоне значительной интенсификации учебного процесса, использования разнообразных инновационных методов обучения увеличилось число детей...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Нейропсихологический анализ слухоречевой памяти...

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.

Особенности организации работы с детьми дошкольного...

Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная...

Задать вопрос