Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Марукова Т. А., Зубова О. Н., Лукьянова Н. А. Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6231/ (дата обращения: 15.10.2018).

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально — экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Вместе с тем проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических... Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом вариативных образовательных программ, запросов семей, а так же изменяющихся условий.

Однако, скорость нарастания изменений в наше время настолько велика, что выживает не самый умный и не самый сильный, а тот, кто успевает меняться вместе со временем.

Одним из таких глобальных изменений современности является процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий во всех сферах деятельности человека охватывающий все развитые страны, в том числе и Россию. Информатизация настолько сильно сказывается на политической, социально-экономической и культурной сферах жизни, что нередко ее определяют как революцию, информационный взрыв, последствия которого еще мало изучены. Становление информационного общества влечет за собой радикальные преобразования и в сфере производственных структур и технологии, и, что более значимо в социально-экономических отношениях, культурной сфере, духовной жизни, быту.

Человек увеличивает круг самых разнообразных задач своей деятельности, которые он может решать с помощью информационных технологий. В настоящий момент решается проблема психологической адаптации человека к новым условиям жизни в информационном обществе, приобретения первоначальной компьютерной грамотности. Актуален вопрос формирования культуры использования персональных компьютеров как средства решения задач профессиональной деятельности. Все это предъявляет качественно новые требования к образованию. Возникают проблемы развития системы образования средствами эффективного внедрения компьютерных технологий.

Перед каждым образовательным учреждением возникает вопрос, а каким образом оказывать необходимые государственные услуги в электронном виде. Актуален этот вопрос оказался и для нас.

Одна из главных задач, а именно формирование личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитывающих взрослых с детьми решалась нами в частности через создание и успешное функционирование Клуба заботливых родителей, а так же внедрение авторской программы по профилактике социального сиротства в ДОУ «Растем успешными».

Однако анализ участия родительского контингента ДОУ в различных формах работы показал снижение родительской активности. Родители заинтересованы в оперативном получении информации с использованием сети Интернет и IT- технологий. В результате поиска новых форм взаимодействия с семьей мы остановились на использовании компьютерных технологий в работе с родителями, внедряя линии «Медиа ДОУ» и «Окна РОСТА».

Учитывая, что в период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания родителям, нами была создана новая продуктивная форма взаимодействия с ними — «Медиа ДОУ» — это установка и запуск плазменных панелей в холле и приемных групп для информирования родителей. Такая форма взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Рекламные ролики помогут родителям быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса в ДОУ, получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников и т. д.

Преимущества использования данной формы во взаимодействии с родителями следующие: это — минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации; возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; рост объема информации; оперативное получение информации.

Следующая линия «Окна РОСТА» — это создание личного кабинета родителя на сайте ДОУ. Предположительно электронная модель будет состоять из двух разделов: электронного портфолио и окна психолого-педагогического сопровождения с обратной связью. В ведении электронного портфолио могут принимать участие как педагоги, так и родители. В окне сопровождения размещаются как психолого- педагогические материалы для повышения родительской компетентности в целом, так и индивидуальные рекомендации специалистов для сопровождения конкретного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возникающих проблем.

Электронный «Окна РОСТА» будет основан на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволит быстро выполнить яркое, красочное наполнение со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает как родителя, так и ребенка. Он мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое.

«Окна РОСТА»– это современная эффективная форма, помогающая решать важные педагогические задачи. Введение его позволяет повысить активность родителей в образовательном и воспитательном процессе, уровень осознания ими своих целей и возможностей, создаст личностно — ориентированное взаимодействие воспитывающих взрослых и детей. Благодаря мгновенной передаче информации на любые расстояния, он станет доступным для родителей через сеть Интернет в любое удобное для него время — дома, на отдыхе или на работе, с компьютера, ноутбука или мобильного телефона. И, что не маловажно, заинтересует пап.

Однако анализ компьютерной грамотности родителей показал низкий уровень владения ИКТ у 47 % родителей, что не позволяет активно внедрять инновационные формы взаимодействия с родителями, реализовывать созданные проекты и использовать современные образовательные технологии.

Учитывая то, что у родителей низкий уровень компьютерной грамотности, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности родителей, формирование у родителей потребность в использовании IT- технологий. С этой целью нами была создана линия «ПК-школа». Это — краткосрочная образовательная практика по работе в программах PowerPoint, Windows Movie Maker 2.6, Microsoft Publisher, а также сети «Интертет». Данная линия проекта будет реализовываться в рамках действующего «Клуба заботливых родителей».

Основная идея проекта заключается в том, что эффективное использования IT- технологий в ДОУ позволит повысить компьютерную грамотность родителей; воздействовать на эффективность взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка; совершенствовать информированность родителей о качестве образовательных услуг в учреждении; создать условия для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров; формировать целостный позитивный имидж образовательного учреждения.

Литература:

1.                  polilova@online.ru Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед. научный сотрудник МИОО

2.                  edugalaxy.intel.ru «Формирование среды электронного обучения 21-го века»

3.                  http://festival.1september.ru/articles/589998/ Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой Ахтырская Ю. В.

4.                  Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5.                  Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с.32.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, компьютерная грамотность родителей, педагогический коллектив, оперативное получение информации, образовательный процесс, образовательное учреждение, культурная сфера, информационное общество, электронное портфолио.

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

информационно-развивающая среда, инновационный проект, воспитательно-образовательный процесс, родитель, ИКТ, дошкольное образование, образовательный процесс, детский сад, ребенок...

Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный... Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Использование ИКТ-технологий в детском саду

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Система работы по использованию...

воспитанник, игра, педагог, родитель, Ребенок, ИКТ, дошкольное учреждение, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, дошкольник.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Изучение возможностей информационной среды...

Информационная компетентность педагогических работников является одной из основных, она

Развитие инфраструктуры и оснащение компьютерной техникой образовательной

Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и...

Использование современных информационно-коммуникационных...

ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс, целостный образовательный процесс

Использование ИКТ-технологий в детском саду. По результатам исследования выявлено, что с помощью ИКТ-технологий дети лучше усваивают материал.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Использование инновационных форм взаимодействия...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

информационно-развивающая среда, инновационный проект, воспитательно-образовательный процесс, родитель, ИКТ, дошкольное образование, образовательный процесс, детский сад, ребенок...

Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный... Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Использование ИКТ-технологий в детском саду

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Система работы по использованию...

воспитанник, игра, педагог, родитель, Ребенок, ИКТ, дошкольное учреждение, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, дошкольник.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Изучение возможностей информационной среды...

Информационная компетентность педагогических работников является одной из основных, она

Развитие инфраструктуры и оснащение компьютерной техникой образовательной

Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и...

Использование современных информационно-коммуникационных...

ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс, целостный образовательный процесс

Использование ИКТ-технологий в детском саду. По результатам исследования выявлено, что с помощью ИКТ-технологий дети лучше усваивают материал.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Использование инновационных форм взаимодействия...

Задать вопрос