Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костина, Н. А. Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию / Н. А. Костина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6170/ (дата обращения: 18.04.2024).

Перед современной российской школой общество и государство ставят задачи подготовки учеников, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения жизненных ситуаций, умеющих учиться в течение всей жизни, овладевать высокотехническими технологиями в конкурентном мире (пр.271 президента РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010г)

Мы видим, что сама жизнь предъявляет к школе новые требования. Цель обучения в отношении знаний сводится не столько, чтобы научить применять их по образцу, сколько научить применять знания в новых, нестереотипных условиях. Для того, чтобы знания могли применяться творчески, у ученика должна быть сформирована готовность к быстрому поиску многообразных вариантов решения проблем, т. е. его знаниям должна быть свойственна гибкость. А чтобы гибкость проявлялась достаточно масштабно и на высоком теоретическом уровне, нужна обобщенность и системность знаний учащихся, их полнота и глубина.

Нужны новые подходы к процессу формирования личности ребенка, новые технологии обучения, новые стимулы учебно-познавательной деятельности. И они, конечно же, существуют. Развитие творческой личности — это наивысший уровень развития.

Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным? Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Необходима интеграция науки и практики. Каждый живой организм вырастает из своего зернышка, которое уже изначально содержит в себе “проект” не только форм его тела, но и возможных форм, перспектив его жизни. То же и у человека. Каждый человек несет в себе некую предзаданность, перспективу, направление, содержащее веер возможностей его личностного роста, развития его способностей, становления форм его сознания и мышления, выбора форм и стиля жизни, реализации образа своего “Я”. В то же время, очевидно, что каждый человек, обладая своей неповторимой индивидуальностью, приходит в мир в определенное историческое время и осваивает те формы человеческого сознания, мышления, деятельности, которые актуально существуют в данном обществе, его коллективном сознании, профессиональной практике, социальности. По-видимому, также можно предположить, что индивидуальность человека максимально реализуется лишь в тех культурных формах, которые в наибольшей степени соответствуют изначальной потенциальности, предзаданности его развития. Поэтому так необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития, а не насильственно форсировать эти процессы.

Большую роль здесь играют мотивы, особенно внутренние. На определенном этапе своего развития ребенок может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами. Эта помощь — не прямая подсказка, а организация совместного поиска, при котором ученик напрягает свой ум. Именно такая опора на “зону ближайшего развития” помогает раскрыться имеющимся у него возможностям, воспитывает веру в свои силы, положительную мотивацию к учению.

Сформировать личность, отвечающую этим требованиям можно используя деятельностный подход к образованию.

Уроки истории и обществознания обладают широкими возможностями для формирования образовательной компетентности, универсльных учебных действий, ведущих к развитию фундаментальных качеств личности: самостоятельности, рефлексивности, способности к самообразованию.

Развитие таких качеств возможно с помощью творческих заданий.

Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся.

Цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей.

Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя известную самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изучаемого материала, самостоятельно его осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные мысли, постоянно совершенствуют методику своей работы. По мере перехода учащихся с одной ступени образования на другую, более высокую, творческая познавательная деятельность учащихся всё более и более сближается с научно-исследовательской работой.

Творческие задания на уроках истории представляют собой богатейший материал для развития логического и образного мышления, воображения, творческих способностей, памяти и речи школьников.

На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды творческих заданий.

Виды творческих заданий для уроков истории и обществознания для 5–8 классов.

-          Составление кроссвордов с терминами данной темы; к изученному разделу; с именами.

-          Составление «дырявых» текстов, то есть текстов с пропущенными словами. Для выполнения данного задания даются слова для справок.

-          Составление логических заданий «Найди лишнее». Это задание можно выполнять с терминами, именами, датами.

-          Составление вопросов для игры «Да — нет». Дети разрабатывают фразы в форме утверждений. Руководитель игры читает составленные утверждения, а ученики говорят «да» или «нет».

-          Составление рассказов на историческую тему с ошибками. В задании к такому рассказу нужно указать количество ошибок.

-          Сочинении сказки или стихотворения о каком-либо историческом объекте.

-          Составление заданий на соотношение.

-          Рисование иллюстраций к изученному параграфу.

Виды творческих заданий для уроков истории и обществознания для 9–11 классов.

-          Составление вопросов к тексту параграфа, которые начинались бы со слов кто и почему.

-          Разработка тестовых заданий с датами данного раздела.

-          Составление тестовых вопросов к параграфу.

-          Составление незаконченных предложений или предложений с пропусками.

Выполнение подобных заданий практически показывает высокий уровень самостоятельности учащихся, их интереса к предмету истории. Эта работа подвластна не только учащимся, достигшим наилучших успехов в своей учебной деятельности по предмету, но и слабым детям. Творческие задания содействуют успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

Литература:

1.      Лернер И. Я. «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории». — М., 1982, с. 45

2.      Студеникин М. Т. «Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов» — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

3.      Степанищев А. Т. «Методика преподавания и изучения истории: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, урок истории, развитие, знание, ребенок, Составление, творческая познавательная деятельность, учащийся.

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках... познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс

Разработка учащимися творческих заданий на урок.

Развитие творческой познавательной активности...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Активизация познавательной активности обучающихся на...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность, ведущая деятельность.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

урок физики, урок, творческая способность учащихся, задача, ученик, учащийся, умение, способность, ребенок, развитие, знание, учитель.

Формирование познавательных интересов обучающихся

занятие — игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность, ведущая деятельность. Развитие познавательной активности младших школьников...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

Библиографическое описание: Епанчинцева М. В. Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в

этапы решения нетипичных заданий, как процесс творческой деятельности: 1) постановка вопроса (проблемы); 2) обобщение нужных знаний...

Влияние творческих заданий на формирование...

Приемы развития познавательной и творческой деятельности... русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, учебный материал, теоретический материал, развитие, домашнее задание, форма сказки.

Особенности развития творческой активности учащихся...

Творческий потенциал на уроках литературного чтения содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, написание стихотворений, составление

самостоятельная работа, творческая активность, художественный текст, учащийся, ребенок, развитие, индивидуальное обучение...

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках... познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс

Разработка учащимися творческих заданий на урок.

Развитие творческой познавательной активности...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность.

Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Активизация познавательной активности обучающихся на...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность, ведущая деятельность.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

урок физики, урок, творческая способность учащихся, задача, ученик, учащийся, умение, способность, ребенок, развитие, знание, учитель.

Формирование познавательных интересов обучающихся

занятие — игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность, ведущая деятельность. Развитие познавательной активности младших школьников...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

Библиографическое описание: Епанчинцева М. В. Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в

этапы решения нетипичных заданий, как процесс творческой деятельности: 1) постановка вопроса (проблемы); 2) обобщение нужных знаний...

Влияние творческих заданий на формирование...

Приемы развития познавательной и творческой деятельности... русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, учебный материал, теоретический материал, развитие, домашнее задание, форма сказки.

Особенности развития творческой активности учащихся...

Творческий потенциал на уроках литературного чтения содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, написание стихотворений, составление

самостоятельная работа, творческая активность, художественный текст, учащийся, ребенок, развитие, индивидуальное обучение...