Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.09.2014

Статья просмотрена: 825 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева Е. А. Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 207-211. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6111/ (дата обращения: 21.08.2018).

Пояснительная записка.

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики.

В решении задач гуманного и бережного отношения к природе возрастает роль школьных объединений, способствующих привитию учащимся природоохранительных навыков, повышению их интереса к жизни животных и растений.

Воспитывая гуманное отношение к природе, интерес и любовь к животным, следует анализировать примеры положительного отношения к природе как всего общества в целом, так и отдельных людей, что развивает умение самостоятельно выбирать правильное решение и не оставаться пассивным к проявлению жестокости по отношению к животным. Следует добиваться того, чтобы моральные положения и нормы усваивались школьниками как истина, стали его личным достоянием, убеждением которым он будет руководствоваться, осмысливая собственное миропонимание, мотивы решения и действия.

Жестокость по отношению к животным — одна из форм выражения жестокости человека и часто связана со своего рода самоутверждением интеллектуально слабого подростка. Факты жестокого обращения животными представляют собой циничное пренебрежение правилами общественной морали и являются вызовом общественным нормам поведения.

Необходимо научить детей вступать в контакты с животными, возбудить у учащихся интерес, а также положительные эмоции.

Следует обращать внимание школьников на эстетику форм живого, на гармоничность пропорций и окраски тела животных, на пластику их движений.

При решении задач воспитания гуманного и бережного отношения к природе, в привитии учащимся природоохранительных навыков, в повышении их интереса к жизни животных и растений возрастает роль внеурочной деятельности. Потребность оберегать природу должна вырабатываться на протяжении всего времени обучения ребят. В результате внеурочной деятельности у обучающихся могут быть сформированы и развиты: толерантность, общественная, познавательная, творческая активность, умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения, коммуникабельность: уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность.

Актуальность данной программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей. Программа позволит подготовить к познанию некоторых правил и требований к содержанию домашних животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.

Цель программы: сформировать у детей культуру общения с животными как часть экологической культуры. Создать условия для освоения навыков ухода за животными. Сформировать потребность в проведении мероприятий, акций, направленных на заботу о животных.

Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.

Задачи программы:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Воспитывать гуманное отношение к каждому животному;

2. Развивать потребность в активной личной поддержке мероприятий направленных на заботу о

животных;

3. Развивать творческую активность ребенка, любознательность,

радость общения с природой

1.Укреплять связи между семьей и школой.

2. Развивать связи между школой и дошкольными учреждениями;

3.Организация и проведение выставок домашних животных и

растений.

4.Подготовка презентаций

к выставкам и занятиям клуба.

6.Оформление фотовыставок, рисунков и сочинений.

7.организация и проведение благотворительных акций по защите животных;

8. Экскурсии на городские выставки животных и растений.

1.Формировать у детей представления о роли

домашних животных и

комнатных растений,

их значении в жизни человека;

2.Познакомить учащихся

с историей одомашнивания животных;

3.Изучать особенности

морфологии, физиологии,

развития органов чувств

и поведения домашних

животных.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Гражданская идентичность:

участие в школьном самоуправлении и

общественной жизни.

2. Самоопределение:

рефлексивная самооценка внеклассной деятельности;

—адекватное самовосприятие общеобразовательного пространства;

—жизненное и профессиональное самоопределение.

3. Смыслообразование:

мотивация внеклассной деятельности на основе примеров;

—самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.

4. Нравственно-этическое:

формирование ценностных отношений друг к другу, учителям,

родителям и результатам деятельности;

—адекватное оценивание себя и своей деятельности.

1. Коммуникативные УУД:

1. Взаимодействие с членами клуба:

—формирование умений участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слышать и слушать других.

2. Выполнение групповой работы:

—формирование умений работать в коллективе, группе с выполнением различных социальных ролей;

—развитие способностей интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, брать ответственность за групповой результат и конструктивно преодолевать конфликтные ситуации;

—воспитание сдержанности культуры взаимоотношений в общеобразовательном пространстве.

3. Взаимодействие со взрослыми:

—формирование дружеских отношений между учащимися, учителями, родителями и детьми дошкольных учреждений;

—развитие взаимодействия при информационном поиске и сотрудничества.

Регулятивные УУД:

1. Целепологание, контроль деятельности:

—умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

— развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности;

—умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

—умение оценивать правильность своей задачи.

2. Саморегуляция:

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

3. Самоорганизация:

формирование самостоятельности, умения эффективно организовывать свою внеклассную деятельность.

Познавательные УУД:

1.      Общеучебные:

—формировать умения создавать алгоритмы деятельности, находить необходимую информацию;

2.      Логические:

—умения анализировать и синтезировать информацию, находить причинно-следственные связи.

1. Формирование системы научных знаний о домашних животных и комнатных растениях как о части живой природы, закономерностях ее развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в результате деятельности человека.

2. Формирование умений применять полученные знания на практике (уход за домашними животными и комнатными растениями).

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Тематический план

Тема

Количество часов теории

Количество часов практики

Общее количество часов

1. Как животные оказались в нашем жилище

2

0

2

2. Собаки — самые верные друзья человека

1

1

2

3. Кошки, которые гуляют сами по себе

1

1

2

4. Пернатая радуга в комнате

1

1

2

5. Хомяк и его ближайшие родственники

1

1

2

6.Рыбы — самые тихие соседи

1

1

2

7.Школа для ваших любимцев

1

1

2

8. Взрослые, которые готовы всегда помочь

1

1

2

9.Мы в ответе за тех, кого приручили

1

1

2

Итого

18

Содержание программы:

Программа рассчитана на учащихся 5–7 классов. Возраст детей: 11–14 лет. Сроки реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 2 часа.

Краткое содержание занятий.

Занятие № 1,2: Как животные оказались в нашем доме.

Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания диких животных.

Содержание: предки современных домашних животных, причины одомашнивания, польза домашних животных, современные породы домашних животных. Организация выставки декоративных собак, презентации учащихся, видеоролики о породах домашних животных.

Занятие № 3,4: Собаки — самые верные друзья человека.

Цель: представить домашнюю собаку как животное с высоким уровнем интеллекта.

Содержание: история одомашнивания собаки, породы собак

(служебные, охотничьи, декоративные) и их назначение, дрессировка.

фотовыставки, экскурсия в клуб собаководства.

Занятие № 5, 6. Кошки, которые гуляют сами по себе.

Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания и содержанием кошек в домашних условиях.

Содержание: история одомашнивания кошек, особенности поведения кошек разных пород, особенности ухода за котятами и взрослыми животными. Родственники кошек. Сообщения учащихся о своем питомце, презентации учащихся, видеоролики. Школьная «Выставка кошек».

Занятие № 7, 8: Пернатая радуга в комнате.

Цель: изучить особенности содержания птиц в городской квартире

Содержание: история одомашнивания домашних птиц, их породы. Птицы в городской квартире, особенности содержания, говорящие птицы.

Экскурсия в зоопарк, презентации учащихся, видеоролики о говорящих попугаях и галках.

Занятие № 9, 10: Хомяк и его ближайшие родственники.

Цель: познакомить учащихся с многообразием одомашненных видов грызунов и их содержанием в неволе.

Содержание: грызуны в природе, многообразие одомашненных грызунов, особенности содержания, размножение их в неволе. Сообщения и презентации учащихся.

Занятие № 11, 12: Рыбы — самые тихие соседи.

Цель: познакомить учащихся с многообразием аквариумных рыб и их содержанием.

Содержание: виды аквариумов, декоративные рыбки, корм, особенности ухода. Выставка «Пернатые и хвостатые», фотовыставка, презентации учащихся, экскурсия в зоомагазин.

Занятие № 13, 14: Школа для ваших любимцев.

Цель: познакомить со способом дрессировки собак и роли дрессуры для качества жизни животных и человека.

Содержание: дрессировка служебных собак. Экскурсия в клуб служебного собаководства.

Занятие № 15–16: Взрослые, которые готовы всегда помочь.

Цель: показать значение организаций и учреждений, связанных с содержанием животных.

Содержание: общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Занятие № 17–18: Мы в ответе за тех, кого приручили.

Цель: сформировать представление о культуре содержания и этике взаимоотношения с животными.

Содержание: Что такое культура содержания животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Бездомные кошки и собаки, одичание домашних животных, приюты. Школьный конкурс плакатов «Мы в ответе за тех, ого приручили».

Методическое обеспечение программы

Формы работы:

1. Теоретические и практические занятия 18 часов в год.

2. Школьные выставки 1 раз в четверть:

I четверть — 4 октября — Всемирный день животных «Выставка кошек».

II четверть — «Выставка декоративных собак».

III четверть — Выставка «Пернатые и хвостатые».

IY четверть — «Выставка кактусов».

3.Оформление фотовыставок в течение года.

4.Конкурс рисунков.

5.Конкурс сочинений.

6.Подготовка презентаций к выставкам и занятиям клуба.

7.       Участие в благотворительных акциях по защите животных.

8.       Экскурсии.

Критерии эффективности реализации программы:

Уровень 1: приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения; освоение способов поведения в различных ситуациях.

Уровень 2: получение школьниками опыта переживания и позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, культура, знания, труд).

Уровень3: получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умение представлять собственные проекты в общественной сфере.

Литература:

1.         Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,

2.         Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.

3.         Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.

4.         Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. — М., 1988.

5.         Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

6.         Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.

7.         Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

8.         Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.

9.         Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

10.     Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.

11.     Пай ере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.

12.     Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. — М., 2000.

13.     Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.

14.     Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.

15.     Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.

16.     Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.

17.     Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.

18.     Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): животное, презентация учащихся, умение, занятие, содержание, внеклассная деятельность, содержание животных, природа, внеурочная деятельность, формирование умений.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность дает возможность формирования у учащихся способностей к сотрудничеству, умению работать в группах, коллективному взаимодействию.

Формирование исследовательских умений у учащихся...

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности учащихся 6–7 класса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Раздел 1. «Введение»— 2 часа.

Внеурочная деятельность по экологии способствует формированию ответственного отношения к...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов...

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. Личностные, метапредметные ипредметные результаты.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием...

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на...

Внеклассная деятельность - это деятельность учащихся вне уроков, в свободное от занятий время, выполняемая вместе с педагогом.

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся

Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса.

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности. Кожокарь Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, учитель математики. ГБОУ лицея № 144 г. Санкт-Петербурга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность дает возможность формирования у учащихся способностей к сотрудничеству, умению работать в группах, коллективному взаимодействию.

Формирование исследовательских умений у учащихся...

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности учащихся 6–7 класса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Раздел 1. «Введение»— 2 часа.

Внеурочная деятельность по экологии способствует формированию ответственного отношения к...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов...

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. Личностные, метапредметные ипредметные результаты.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием...

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на...

Внеклассная деятельность - это деятельность учащихся вне уроков, в свободное от занятий время, выполняемая вместе с педагогом.

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся

Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса.

Формирование исследовательских умений учащихся во...

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности. Кожокарь Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, учитель математики. ГБОУ лицея № 144 г. Санкт-Петербурга.

Задать вопрос