Взаимодействие медиков и педагогов как условие коррекционно-развивающей работы в домах ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Криванчикова А. А., Авдеева С. Н. Взаимодействие медиков и педагогов как условие коррекционно-развивающей работы в домах ребенка [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 236-237. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6065/ (дата обращения: 20.10.2018).

В свете сегодняшнего дня проблемы детей, рождающихся с отклонениями в развитии, являются наиболее актуальными. Достижения современной медицины дают таким детям возможность выжить физически, а успехи коррекционной педагогики и психологии — социально адаптироваться, насколько это позволяет сделать дефект.

Современному коррекционному педагогу, работающему с воспитанниками детских стационарных учреждений, имеющими различные аномалии необходимо широкое применение медико-биологических знаний. Это связано с тем, что практически все эти дети имеют отдаленные последствия перинатальной энцефалопатии, характеризующиеся сложной структурой дефекта и сочетанными дефектами (Слепоглухие дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами зрения, слуха, речи и т. д.) Педагог, имеющий дело с детьми с различного вида патологией, сталкивается с проблемами, решение которых возможно при консолидации усилий медиков, педагогов, психологов и сотрудников социальной службы. Это следует учитывать при подготовке специалистов.

Медицинские проблемы включают:

-          ограниченные возможности своевременной диагностики;

-          отсутствие методов лечения;

-          высокий процент инвалидизирующих заболеваний.

Педагогические проблемы включают:

-          недостаточную изученность педагогами медико-психологических особенностей воспитанников;

-          трудности в создании индивидуальных педагогических программ для каждого ребенка с аномалиями развития;

-          создание программ для групп детей с конкретной патологией;

-          характер задержки психического развития и умственной отсталости при наличии патологии, затрудняющий коррекционную работу с такими детьми;

-          проблемы организации общения детей, имеющих аномалии развития, с другими детьми;

-          недостаточную подготовку педагогов по некоторым медицинским вопросам

-          необходимость преодоления изоляции детей с ограниченными возможностями, и неадекватной оценки возможностей детей их здоровыми сверстниками и др.

Решение педагогических проблем возможно, но при условии подготовки кадров, знакомых с патологией; при введении в программы педагогических учебных заведении курса педиатрии и неврологии, создании программ ранней реабилитации детей с различными заболеваниями.

В настоящее время в России подготовкой специалистов для работы с детьми, имеющими аномалии развития, занимается лишь небольшое количество учебных учреждений. В специализированном доме ребенка «Звёздочка» г.Астрахани, на добровольных началах, медицинский персонал проводит специальные занятия для воспитателей и учителей-дефектологов. («Возрастной анатомии, физиологии и гигиене», «Основам здорового образа жизни»).

Знания по данным дисциплинам необходимы для изучения общей и специальной психологии, педагогики, частных методик, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения. Они помогают педагогам отличать норму развития от патологии; способствуют овладению специальной терминологией, умением грамотно строить общение с ребенком.

В нашем доме ребенка воспитатели и учителя-дефектологи знакомятся с понятиями симптома и синдрома, изучают часто встречающиеся в детском возрасте наследственные заболевания, требующие коррекции. На занятиях рассматриваются причины дефекта, медицинская и педагогическая коррекция, четко разграничиваются функции и возможности медицинского персонала и педагога

Знания, умения и навыки, полученные на таких занятиях, углубленные и закрепленные в процессе изучения специальных дисциплин и на педагогической практике, позволяют педагогам в профессиональной деятельности воспитателя/учителя найти индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из его личностных особенностей и состояния здоровья, грамотно планировать учебно-воспитательную деятельность, способствующую сохранению и коррекции здоровья, а также социальной адаптации детей с аномалиями в развитии. Эти знания и умения составляют основу профессиональных навыков педагогов специализированного дома ребенка «Звёздочка» и дают им возможность реализовать личностно ориентированную модель взаимодействия в воспитании детей, имеющих аномалии развития, внести свой посильный вклад в решение проблем, с которыми сталкиваются дети, имеющие патологию.

Литература:

1.                  Величко Е. В. «Обучаясь — лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с.

2.                  Григорьева Г. Г. Кочетова Н. П. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет.- М.;Просвещение,2000.–256с.

3.                  Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е. А. Стребелевой, М., «Полиграфсервис», 1998.

4.                  Щелованов Н. М., Аскарина Н. М., Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М.,–Медгиз,1965–346с

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский возраст, аномалия развития, создание программ, имеющая аномалия развития, специализированный дом ребенка, патология.

Похожие статьи

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от...

В последние годы отмечаются неуклонный рост внутриутробных инфекций (ВУИ) и повышение их роли в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Ближайшие и отдаленные последствия ВУИ являются причиной отклонений в состоянии здоровья детей...

Статистика рождаемости детей с врожденными пороками...

Рождаемость детей с данным пороком составляет примерно 86 % аномалий челюстно-лицевой области и 20–30 % всех пороков развития человека [3, 10, 11]. За последние десятилетия отмечается тенденция к возрастанию частоты этого порока...

Выживаемость и нарушение неврологического развития у детей...

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от...

Критериями включения в группы исследования были: масса тела ребенка при рождении менее 1000 г, гестационный возраст менее 32 недель.

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети-инвалиды вследствие психических заболеваний, встречаются в 2 раза чаще, чем в семьях, где мать имеет пристрастие к табакокурению (соответственно 68,6 и 35,5 %). Врожденные аномалии и пороки развития в 3...

Структура и уровень смертности детей вследствие врожденных...

Среди врожденных пороков развития младенцев первое место занимают аномалии опорного-двигательного аппарата, среди них часто

Начиная с 2–4-й недели жизни ребенка врожденные аномалии (25,9 %) занимают второе место среди причин смерти детей этого возраста.

Особенности социального развития детей, воспитывающихся...

Изучаемые дети не имели пороков развития, грубой соматической патологии и нарушений опорно-двигательного аппарата. Исследование проводилось в Санкт-Петербургском ГУЗ «Психоневрологический дом ребенка №6» Василеостровского района в течение более 6 лет...

Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой...

Статистика рождаемости детей с врожденными пороками развития...

Рис. 3. Общий вид фибромы нижней губы у ребёнка и этапы хирургического лечения. Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой области по родильным домам г. Ош.

Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка

Данная статья посвящена рассмотрению влияния патологических факторов на внутриутробное развитие ребенка.

Ключевые слова: антенатальная охрана здоровья, беременность, внутриутробное развитие, врожденные аномалии, гемолитическая болезнь...

Врожденные пороки сердца у детей в общей структуре...

Проблема врожденных аномалий развития остается одной из основных проблем здравоохранения, внося значительный вклад в показатели детской заболеваемости, инвалидности

Мутафьян O. A. Пороки и малые аномалии у детей и подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от...

В последние годы отмечаются неуклонный рост внутриутробных инфекций (ВУИ) и повышение их роли в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Ближайшие и отдаленные последствия ВУИ являются причиной отклонений в состоянии здоровья детей...

Статистика рождаемости детей с врожденными пороками...

Рождаемость детей с данным пороком составляет примерно 86 % аномалий челюстно-лицевой области и 20–30 % всех пороков развития человека [3, 10, 11]. За последние десятилетия отмечается тенденция к возрастанию частоты этого порока...

Выживаемость и нарушение неврологического развития у детей...

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от...

Критериями включения в группы исследования были: масса тела ребенка при рождении менее 1000 г, гестационный возраст менее 32 недель.

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети-инвалиды вследствие психических заболеваний, встречаются в 2 раза чаще, чем в семьях, где мать имеет пристрастие к табакокурению (соответственно 68,6 и 35,5 %). Врожденные аномалии и пороки развития в 3...

Структура и уровень смертности детей вследствие врожденных...

Среди врожденных пороков развития младенцев первое место занимают аномалии опорного-двигательного аппарата, среди них часто

Начиная с 2–4-й недели жизни ребенка врожденные аномалии (25,9 %) занимают второе место среди причин смерти детей этого возраста.

Особенности социального развития детей, воспитывающихся...

Изучаемые дети не имели пороков развития, грубой соматической патологии и нарушений опорно-двигательного аппарата. Исследование проводилось в Санкт-Петербургском ГУЗ «Психоневрологический дом ребенка №6» Василеостровского района в течение более 6 лет...

Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой...

Статистика рождаемости детей с врожденными пороками развития...

Рис. 3. Общий вид фибромы нижней губы у ребёнка и этапы хирургического лечения. Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой области по родильным домам г. Ош.

Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка

Данная статья посвящена рассмотрению влияния патологических факторов на внутриутробное развитие ребенка.

Ключевые слова: антенатальная охрана здоровья, беременность, внутриутробное развитие, врожденные аномалии, гемолитическая болезнь...

Врожденные пороки сердца у детей в общей структуре...

Проблема врожденных аномалий развития остается одной из основных проблем здравоохранения, внося значительный вклад в показатели детской заболеваемости, инвалидности

Мутафьян O. A. Пороки и малые аномалии у детей и подростков.

Задать вопрос