Особенности эмоционального освоения эстетической картины мира как регулятора художественной деятельности ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бутенко, Н. В. Особенности эмоционального освоения эстетической картины мира как регулятора художественной деятельности ребёнка / Н. В. Бутенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6033/ (дата обращения: 18.04.2024).

Во все времена приобщение ребёнка к освоению мира на основе эстетической культуры выступало традиционным приоритетом дошкольного образования, когда ребёнку через особое детское мировидение, чувствование и постепенное осмысление открывается в своей неповторимости картина мира. Эстетический мир ребёнка XXI века, формирующийся в глобальном информационном пространстве и потоке массовой культуры, заставляет сегодня педагогов образовательных учреждений переориентировать целевое содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста на информацию об освоении мира и «формировании отношения к нему в условиях интеграции познавательной и художественной деятельности» (И. А. Лыкова). Процесс эмоционального освоения окружающего мира ребёнком составляет одну из задач художественно-эстетического развития личности. Возникает необходимость в разработке новых подходов к организации работы с дошкольниками по эмоциональному освоению мира как регулятора художественной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учётом требований, направленных на 1) создание образовательной среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие детей (ФГОС, Глава III, п.3.1); 2) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком (ФГОС, Глава III, п. 3.2.5). Открывая для себя разнообразие окружающего мира, ребёнок дошкольного возраставступает в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами действительности, проявляя себя эмоционально. Именно эмоции и чувства детей выступают составляющей базиса личностной культуры дошкольника, функциональным органом индивида и ядром личности (А. В. Запорожец). Аксиологический подход к образованию позволяет осуществлять развитие эмоций на основе приобщения ребёнка к общечеловеческим и культурным ценностям, а эмоцию рассматривать как его духовную ценность.

Формируя понятийное поле термина «эмоция», отметим, что научные источники трактуют его с разных позиций. Эмоции как особый класс психических состояний человека отражаются в формах его ощущений, переживаний, отношений к людям и к окружающему миру. С точки зрения психологии эмоции [от лат. emovere — волновать, возбуждать] сопровождают любые проявления субъекта, служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [4, с. 823]. Эмоция способна оказывать влияние на мыслительную деятельность и психические процессы, сделать её более или менее продуктивной. Педагогический опыт указывает на использование целенаправленного моделирования эмоций в дошкольном возрасте (М. Е. Литвак), которое осуществляется по схеме: удивление — интерес — радость, что позволяет ребёнку находиться в активной форме и испытывать психологический комфорт в процессе разных видов детской деятельности.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. обозначены четыре этапа в развитии эмоций детей, обусловленные их возрастом: I этап — у детей появляется способность к «заражению» эмоциональным состоянием другого в совместном взаимодействии; II этап — зарождающееся у ребёнка умение подчинять свои действия словесной инструкции взрослого; III этап — эмоции начинают предвосхищать ход выполнения действий, изменяется содержание аффектов и возникают особые формы эмпатии; IV этап — интеллектуализация аффектов, дифференциация внешнего и внутреннего означает появление мира чувств у ребёнка (эмоции для превращения в мысль нужно время). На протяжении дошкольного детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание и сложные формы проявлений, данные изменения происходят в процессе усвоения дошкольниками социальных ценностей, а искусство выступает эталоном этих ценностей.

В педагогической теории и практике проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста рассматривалась в контексте художественно-эстетической деятельности разными учёными (Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, В. Г. Косминская, Л. П. Печко, Р. М. Чумичева, А. Ф. Яфальян и др.), согласно мнения которых, чем младше ребёнок, тем ярче его эмоции, которые закрепляются благодаря частым эмоциональным контактам со взрослыми. В рамках исследования проблемыпоэмоциональному освоению эстетической картины мира как регулятора художественной деятельности ребёнка необходимо констатировать положения, существенные для художественно-эстетического развития в период детства.

Во-первых, эмоциональное освоение ребёнком эстетической картины мира осуществляется в процессе освоения культуры и искусства. Весь мир культуры и искусства как продукт человеческого творчества раскрывается перед ребёнком в художественных образах и предметах, которые он начинает осваивать на уровне культурных и личностных смыслов. Проблема воздействия искусства на ребёнка имеет общепедагогическое значение, поскольку является важным средством развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Искусство, являясь носителем общечеловеческих и национальных ценностей, способствует усвоению и формированию определенных эмоциональных эталонов, позволяющих ребенку комфортно ощущать себя в национальной и этнической группе, к которой он принадлежит. Наиболее высокие потенциальные возможности эмоционального освоения мира заложены в искусстве, как образе реального мира, как носителе знаков и символов цивилизации, культуры и народов. Формирование эстетических эмоций традиционно рассматривалось в контексте вопросов влияния искусства на становление личности. Искусство несёт не обыденные, а художественные эмоции как социально ценные, переживание которых оставляет эстетическое наслаждение (Л. С. Выготский).

Во-вторых, в период дошкольного детства именно эмоционально-образное созерцание и восприятие окружающей картины мира остаётся основным объектом познания ребёнка. В дошкольном детстве на основе накапливаемого эстетического и познавательного опыта, выступающего структурированной системой представлений и знаний, способов интеллектуальной и практической деятельности, у ребёнка начинает складываться картина мира. При непосредственном взаимодействии дошкольников с миром искусства, имеющим положительный эмоциональный тон, возникают разнообразные яркие впечатления, обогащается эмоциональный опыт ребёнка. Такому обогащению опыта в большей степени способствует раскрытие ценностей, представленных в произведениях искусства, а возникающие эстетические переживания выступают основой духовного развития личности (Р. М. Чумичева). Эмоция выступает важнейшим инструментом в процессе присвоения ребёнком культуры и художественных образов искусства, когда ребёнок должен приобрести эмоционально-ценностный опыт отношения к миру, который необходим ему для жизни, для овладения собственными способами познания мира (Б. М. Неменский).

В-третьих, знакомство дошкольников с изобразительнымискусством в детском саду не сводится к передаче знаний, формированию определённых умений и навыков. Важнейшим условием развития самостоятельной художественной деятельности, по мнению И. А. Лыковой [1, с. 18], является предметный мир, ограниченный изучением предметов, содействующих обогащению и развитию художественной практики ребёнка. В русле психологических теорий (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.) установлено, что формирование психических действий, связанных с художественными эмоциями и переживаниями проходит активнее, если свойства разных явлений опредмечиваются. В процессе достижения поставленных перед ребёнком творческих задач у него постепенно формируется потребность в эвристических способах преобразования предметов и образов. В процессе преобразования эмоций в социально значимые могут возникать эмоции познавательной направленности, ведущей к самостоятельным творческим действиям.

В-четвёртых, всовременной системе дошкольного образования особая роль принадлежит художественной деятельности ребёнка как универсальному средству мотивации к познанию и творчеству. Искусство не только изучается ребёнком с помощью взрослого в процессе художественно-творческой деятельности, но и проживается ребёнком в чувствах, которые не возникают сами по себе, а являются его реакцией на явления окружающей жизни. Ведущее значение для общего развития ребёнка имеет его участие в разных видах художественной творческой деятельности, направленной на самовыражение, самораскрытие и совершенствование его творческих способностей. Художественное творчество успешно развивается в тех оптимально созданных условиях обогащения культурного опыта и личностного роста ребёнка, где в процессе творчества обеспечивается эмоциональный комфорт, влияющий на формирование у ребёнка уверенности в своих возможностях (Т. С. Комарова). Осваивая окружающий мир, дети дошкольного возраста в процессе экспериментирования и самостоятельной деятельности начинают воссоздавать его в продуктах собственного творчества (рисунок, аппликация, поделка и т. п.), формируя собственный опыт.

В-пятых, практика работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что эмоциональное освоение дошкольником окружающего мира целесообразно осуществлять в специально-организованных формах художественно-эстетической деятельности. Эстетические беседы и искусствоведческий диалог организуются педагогом с целью знакомства детей с художественными произведениями и культурными памятниками. В процессе совместного обсуждения активизируется детское восприятие, формируются способности к рассматриванию, осмыслению и переживанию визуальных образов.Познавательные экскурсии на художественные выставки и в музеи изобразительного искусства помогают ребёнку через познание «художественного языка» внимательнее вникать в само художественное произведение и познавать новый смысл слов, что делает искусство «видимым». Освоение языка изобразительного искусства, рассматривающегося в контексте освоения культурных традиций и обычаев, по мнению Б. А. Столярова [3, с. 12], усиливает познавательный интерес личности к искусству и способствует пониманию и эмоциональному сопереживанию художественных образов. Организация работы по созданию мини-музея художественно-эстетического направления в группе предполагает использование широкого спектра художественных материалов для оформления музейных экспозиций и включение детей в процесс его создания (коллекционирование, художественное оформление и т. п.). Студия детского дизайна рассматривается в направлении художественно-эстетического развития ребёнка средствами дизайнерской деятельности. В исследованиях Н. В. Микляевой [2, с. 22] детская дизайнерская деятельность рассматривается «в единстве формирования у ребёнка эстетического отношения к миру и его художественных способностей через навыки художественного труда». Детское художественно-творческое экспериментирование (Т. С. Комарова, И. А. Лыкова и др.) используется для развития умения интегрировать художественные материалы и нахождения способов создания интересного продукта творчества. Система работы педагога по художественно-творческому экспериментированию должна предусматривать опыты интеграции с познавательным содержанием на начальном этапе — диалог взрослого с ребёнком, далее — организация самостоятельного творчества ребёнка.

Таким образом, эмоциональное освоение эстетической картины мира ребёнком в процессе художественной деятельности позволяет нам определить эстетическую основу (художественные и эстетические эмоции) как связующее звено между миром, отражённым в произведениях искусства и реальной действительностью в качестве посредника в диалоге «мир — художник — ребёнок — педагог». Такая позиция, несомненно, обеспечит ценностный обмен культурной информацией и будет способствовать эмоциональному и духовному обогащению дошкольников через формирование умения самостоятельно генерировать многообразие новых культурных и информационных текстов.

Литература:

1.                  Лыкова, И.А., Буренина, А. И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И. А. Лыкова, А. И. Буренина. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. — 144 с.

2.                  Микляева, Н. В. Дизайн в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / под ред. Н. В. Микляевой, Г. В. Урадовских. — М.: УЦ «Перспектива», 2011. — 128 с.

3.                  Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации [Текст] / авт. кол. А. М. Вербенец, Б. А. Столяров и др. — СПб: 2008. — 208 с.

4.                  Психология. Полный энциклопедический справочник [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, III, окружающий мир, эмоция, дошкольное образование, искусство, художественная деятельность, эмоциональное освоение, дошкольное детство, изобразительное искусство.

Похожие статьи

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое

Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест...

Интеграция видов детского художественного творчества через...

В дошкольном образовании идея интеграции нашла отражение преимущественно в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественно-творческой деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, О...

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии... изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение...

О значении развития художественно-эстетических способностей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности. Использование нетрадиционных технологий в развитии...

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности. Творческая деятельность как основа формирования...

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии... изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение...

Похожие статьи

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое

Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест...

Интеграция видов детского художественного творчества через...

В дошкольном образовании идея интеграции нашла отражение преимущественно в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественно-творческой деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, О...

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии... изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение...

О значении развития художественно-эстетических способностей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности. Использование нетрадиционных технологий в развитии...

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности. Творческая деятельность как основа формирования...

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии... изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение...