Роль этикета в формировании культуры движения будущего педагога-хореографа
Автор: Тимофеев Анатолий Анатольевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.07.2014
Статья просмотрена: 1164 раза
Библиографическое описание:
Тимофеев, А. А. Роль этикета в формировании культуры движения будущего педагога-хореографа / А. А. Тимофеев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6009/ (дата обращения: 16.11.2024).
Исследование культуры движения будущего педагога-хореографа требует обращения к такому коммуникативно-психологическому феномену как этикет (или культура поведения), поскольку в данной сфере жизни происходит активное осмысление кинетического поведения человека.
Фразы, относящиеся к этикетным ситуациям: «Как ты себя ведешь?», «Он хорошо себя держит», — демонстрируют явный телесный и кинетический смысл — человек «ведет» и «держит» прежде всего свое собственное тело.
Согласно психологическому словарю, поведение представляет собой «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [1, С. 6]. Соответственно, культуру поведения (этикет) следует рассматривать как степень освоения человеком форм этого взаимодействия, представляющих собой единство, целостность внешнего и внутреннего, двигательного и психического, физического и душевного.
Этикет, или культура поведения — это степень освоения личностью форм повседневного поведения человека, выражающих нравственные нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то формы поведения фиксируют, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности. [7, С. 149–150]. Культура поведения интегрирует все компоненты культуры личности, ее социального бытия (психологическую, мировоззренческую, коммуникативную культуру и др.), отражает их целостность, живое взаимодействие в процессе человеческой жизни, преимущественно в разрезе внешней нормативности.
Те требования культуры поведения, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала, и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения, составляют понятие этикет. Этикет (от фр. etiquette — ярлык, этикетка) — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда [7, С. 431–432].
Проявления повседневной двигательной активности человека входят в понятие «манеры» и регламентируются этикетом. Манеры (фр. maniere — прием, образ действия) — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. К манерам также относят совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация); иногда говорят о манере одеваться [7, С. 175–176].
Манеры занимают среди форм кинетического поведения особое место, поскольку являются синтезом всех остальных. В манеры входят и жесты, и позы, и мимика, и осанка, и походка, которые являются на наш взгляд, едва ли неосновным инструментарием педагога-хореографа.
Необходимо сделать заметить, что этикет как форма педагогической культуры, как фактор социального бытия, как феномен межличностного взаимодействия незаслуженно мало привлекает внимание исследователей, и потому полноценной научной теории этикета пока не существует. Однако некоторые общие принципы рассмотрения этикетного поведения могут быть сформулированы.
Во-первых, культура поведения и этикет всегда обусловлены исторически и социально, и, следовательно, благовоспитанность не абсолютна. Нормы ее формальны, а как таковые они не вмещают содержания, их породившего [4, Ч.-I.].
Во-вторых, соответственно, основной функцией современного этикета становится облегчение социального взаимодействия посредством стандартизации и рационализации поведения, маркировки социального статуса, групповой (сословной, клановой) идентичности. В принципе «воспитанность», развитая культура поведения сама по себе является знаком общественной привилегированности. Воспитание хороших манер требует со стороны воспитателя повседневных, длительных и упорных усилий; они вырабатываются преимущественно в детстве и юности и всегда в индивидуальном порядке и потому дорого стоят и воспитателю и обществу в целом. Поэтому воспитание практически доступно лишь на известном уровне обеспеченности и является роскошью, недоступной тем, кто вынужден заботиться об удовлетворении своих самых насущных материальных нужд и не может уделять воспитанию манер столько внимания и сил, сколько необходимо, чтобы они давали результаты. Поэтому среди людей необеспеченных, нуждающихся хорошие манеры иногда расцениваются даже как недостаток.
В-третьих, большинство исследователей подчеркивают, что этикетное поведение должно быть совершенно автоматическим. Хорошие манеры — это «капитал, который ничего не стоит и всегда приносит доход»; однако они приносят «доход» лишь тогда, когда человек вполне ими владеет, а смутные приблизительные представления о правилах хорошего тона часто не только не вооружают человека, а делают его робким, неуверенным [4, Ч.-I, С. 201]. Доведению до автоматизма этикетных норм способствует тот факт, что они пронизывают все формы повседневного бытия человека, и любая житейская ситуация может быть использована для их отработки. С точки зрения воспитания культуры движения будущего педагога-хореографа контроль этикетного поведения необходимо рассматривать как наиболее доступный и обязательный тренинг, который, являясь постоянным, эффективно формирует «нужную» кинетику.
Этикетные нормы в принципе не предусматривают объяснений, однако данные современной науки показывают, что многие правила хорошего тона (по крайней мере, в области кинетического поведения) имеют глубокий нравственный, психологический, коммуникативный, валеологический и эстетический смысл, и многое из того, что «неприлично» — оказывается также и недостойно, некрасиво, вредно для здоровья, неграмотно с психологической точки зрения.
Например, психологи утверждают, что в большинстве случаев внешним показателем уважения к себе, чувства собственного достоинства является правильная осанка. Она же составляет основу этикетной кинетики: прямая спина является абсолютным требованием хорошего тона в любых ситуациях; с этим связан запрет облокачиваться на спинку стула или на стол сидя, на подлокотники вставая и садясь, прислоняться к стенам стоя, опираться на перила, поднимаясь и спускаясь по лестнице, «повисать» на руке спутника и т. п.
Интересно, что «стальной апломб корпуса» рассматривается как важнейшее условие профессионального мастерства в хореографии. А. Я. Ваганова писала: «Приобрести aplomb — овладеть устойчивостью в танцах — вопрос центрального значения для всякого танцовщика… Правильно поставленный корпус — основа для всякого pas» [2, С. 36]. Здесь выявляется в том числе эстетический смысл «благородной» осанки.
Далее, правильная осанка является также условием и показателем физического здоровья: «круглая» спина расслабляет мышцы брюшного пресса, сжимает легкие, приводя со временем к проблемам с дыханием, сердцем, печенью, желудочно-кишечным трактом; правильная осанка имеет большое значение для детородной функции. Нарушения осанки способствуют возникновению всевозможных проблем с позвоночником, которые, в свою очередь, могут стать причиной головных болей, нарушений кровообращения, глазных болезней [8, С. 8–9].
Хорошая осанка возможна только при полноценном развитии всех мышц тела, а также при их оптимальном тонусе. Нарушением осанки является не только ее «вялость», но также и излишняя напряженность, скованность, которая возможна и при «круглой» и при прямой — «деревянной» — спине. Излишний тонус тех или иных мышц — показатель психологических «зажимов» человека. Чаще всего зажимы локализуются в области спины, плеч, шеи, рук. Сбрасывание этих напряжений, мышечное освобождение — обязательное начало и основной элемент любых психофизических тренингов — терапевтических и профессиональных, в частности актерских [3, С. 7–12; 5, С. 78–91].
С точки зрения значения этикета, в том числе кинетического, в работе педагога-хореографа, необходимо отметить, что оно определяется близостью цели педагогического процесса и сути культуры поведения: и то и другое составляет воспитание. Воспитание как развитие личности, раскрытие и актуализация ее сущностных сил невозможно без социализации, а важнейшим показателем социализации является владение нормами этикетного поведения, принятыми в данном социуме. Владение нормами этикета определяет степень социализации личности, ее способность к сосуществованию с другими людьми, к установлению нормальных, эффективных коммуникативных контактов. Неслучайно выражение «воспитанный человек» ассоциируется прежде всего с представлением о человеке с хорошими манерами. Воспитание вырабатывает у человека навыки, признанные разумными, достойными в данной социальной среде в данное время, вопреки личным побуждениям, порывам и настроениям, возникающим у него. Эти сознательно прививаемые навыки — общественно целесообразные нормы — ставят границы личному произволу и свободе выявлений эгоистических побуждений. А поскольку «воспитывающий» должен быть «воспитанным» — педагогу-хореографу, бесспорно, весьма желательно обладать безукоризненными манерами.
Кроме того, этикетная компетентность педагога-хореографа должна служить знаком принадлежности его к «привилегированным», статусным слоям общества (в идеале) — к высокообразованной, пользующейся уважением интеллигенции. В современной России этикетная компетентность педагогов является, безусловно, одним из способов противостояния такой опасной тенденции как пролетаризация учительской профессии, размывание ее базовых духовных ценностей [6, С. 16].
Далее, поскольку профессия педагога-хореографа в наше время феминизирована, для будущих педагогов-хореографов большое значение приобретает эстетический элемент культуры поведения, ярко выраженный в этикетной кинетике. Общепризнанно, что умение красиво двигаться — одна из главных составляющих женской привлекательности. Именно от умения правильно держаться, двигаться и показывать движения, стоять, ходить, сидеть, принимать позы и т. п. зависит внешний вид, независимо от строения тела. Не всегда те, кто имеет красивые фигуры и идеальные пропорции тела, выглядят привлекательно, и наоборот — женщины с плохой фигурой могут выглядеть изящно. Грация — красота в движении — доступна любой женщине и может быть воспитана, в том числе и средствами этикетного тренинга. Ее основой является правильная осанка, походка, плавность, оптимальная амплитуда и координация движений. Также известно, что красота лица определяется не столько правильностью черт, сколько его выражением: доброжелательная мимика, заинтересованный взгляд делают привлекательным любое лицо. Владение мимикой как формой кинетического поведения формируется в том числе в ходе освоения и отработки этикетных норм.
Итак, этикет задает идеал поведения, общий для всех представителей той или иной социальной общности. В основе этого идеала — самые главные и общие для всех требования, которые общество предъявляет к самому себе. В современной российской культуре таковыми являются требования уважения к себе и другим, доброжелательности, рациональности поведения, его непринужденности, валеологической оправданности, эстетичности. Значение движения, этикетной кинетики в том, что составляет культуру поведения, хорошие манеры, исключительно велико.
Будущий педагог-хореограф станет образцом, идеалом для своих учеников; его манеры, в том числе кинетические, «считываются» аудиторией в первую очередь, формируют отношение к его личности, к предмету, во многом перенимаются детьми. Поэтому владение нормами современного этикета является непременным условием профессиональной подготовки педагога-хореографа. Воспитание хороших манер должно входить в курс подготовки преподавателей хореографии — в контексте формирования культуры движения, курсов по риторике, педагогическому мастерству и т. п. В свою очередь контроль этикетного поведения представляет собою наиболее доступный, постоянный и эффективный тренинг, формирующий культуру движения будущего педагога-хореографии.
Литература:
1. Белухин, Д. А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику [Текст]: учеб. пособие / Д. А. Белухин. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 164 с.
2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова — СПб.: Лань, 2000. — 192 с.
3. Гребенкин, А. В. Сценическое движение [Текст]: Пособие для руководителей театральных студий и школ искусств / А. В. Гребенкин. — М., 2003. — 127 с.
4. Ершов, П. М. Искусство толкования [Текст] / П. М. Ершов, В 2 ч. — Дубна, Феникс. — 1997. — Ч. I. Режиссура как практическая психология — 352 с., Ч.II. Режиссура как художественная критика — 585 с.
5. Леви, В. Л. Искусство быть собой [Текст] / В. Л. Леви — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1978. — 224 с.
6. Поспелов, Е. А. Эволюция роли личности учителя в культуре России ХХ века [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Ставрополь, 2003. — 22 с.
7. Словарь по этике [Тескт] / Под ред. И. С. Кона. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
8. Эйтвин, Г., Бриза, О. Походка и осанка мирового стандарта [Текст] / Г. Эйтвин, О. Бриза — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001. — 224 с.