Формирование межкультурной компетенции педагога в условиях современной английской системы высшего педагогического образования (магистратура) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 01.07.2014

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Чернецова О. В. Формирование межкультурной компетенции педагога в условиях современной английской системы высшего педагогического образования (магистратура) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 269-271. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5977/ (дата обращения: 18.06.2018).

В статье рассматриваются новые задачи современных университетов и факультетов, осуществляющих подготовку педагогов, готовых к профессиональной деятельности в условиях межкультурного диалога. На основе анализа формирования межкультурной компетенции педагога, а так же привлечения данных о межкультурном и международном опыте в ряде университетов Англии, автор приходит к выводу о том, что формирование межкультурной компетенции педагога является актуальной проблемой современного высшего образования (в частности, на уровне магистратуры), как в зарубежных университетах, так и в России.

Ключевые слова: магистратура, межкультурная компетенция, педагог.

Новый XXI век требует педагога, который должен владеть не только профессиональными знаниями и умениями, но и иметь способность и готовность к межкультурному диалогу. В эпоху глобализации межкультурный диалог предъявляет по отношению к будущему педагогу новые требования по овладению профессиональными межкультурными компетенциями. Проблема формирования межкультурной компетенции педагога, рассматриваемая во всем мире, говорит о готовности педагога «выступать участником профессионально значимых ситуаций межкультурного взаимодействия» [4, с. 271].

Целью настоящей статьи является обозначение основных проблем формирования межкультурной компетенции педагога в системе высшего педагогического образования (магистратура), стоящих перед современным научно-педагогическом сообществом. В статье описывается опыт создания новой парадигмы подготовки педагогов в университетах Англии, в частности, в Даремском и Манчестерском университетах.

Межкультурное взаимодействие в условиях глобализации рассматривается нами как одно из стратегических приоритетов в продвижении политики «мягкой силы». Очевидно, что межкультурное взаимодействие распределяется как во внешнеполитическом пространстве, так и в пространстве внутриполитическом. Поэтому, стоит отметить, что по верному мнению М. В. Силантьевой, А. В. Шестопал «мягкая сила» — «необходимый компонент, активизирующий механизмы развития плодотворных контактов с учетом неизбежности лоббирования интересов каждой из сторон при решении конкретных проблем, в связи с которыми имеет место взаимодействие» [6, с. 169]. Следовательно, формирование межкультурной компетенции педагога должно рассматриваться учеными как подготовка специалистов, которые являются носителями не только определенных ценностей, но и знающими свою культуру и культуру страны, с которой происходит взаимодействие.

Акцентируя важность языкового образования, Е. В. Воевода считает необходимым «готовить специалистов, которые могли бы квалифицированно продвигать на мировой рынок товары и услуги, отстаивать интересы России, в том числе средствами иностранного языка» [2, с. 17]. Поддерживая эту точку зрения, Л. П. Костикова справедливо утверждает, что процесс формирования межкультурной компетенции педагогов, осуществляемый средствами иностранного языка, «позволяет им изучать работы зарубежных авторов и активно использовать материалы, опубликованные на английском языке» [4, с. 271]. Более того, И. Ю. Крутова верно подчеркивает, что изучение иностранного языка «способствует общему интеллектуальному развитию личности обучающегося, овладению им когнитивными приемами, расширению его кругозора, повышению уровня его общей культуры и образованности, культуры мышления, общения и культуры родной речи» [5, c. 265].

Вместе с этим, не стоит ограничиваться изучением только иностранного языка. По нашему мнению, межкультурно компетентный педагог должен быть наделен определенными профессиональными знаниями, навыками, поведением и отношением. Очевидно, что такие педагоги при осуществлении взаимодействия с представителями других культур определяют положительное направление диалога с его участниками. Несомненно, современный педагог рассматривается нами как проводник культур. В свою очередь он должен быть наделен определенными качествами межкультурной компетенции, которые позволяют ему эффективно осуществлять свои профессиональные функции и включают в себя толерантность, когнитивная гибкость, открытость, уважение к многообразию, эмпатия, когнитивность, мотивация.

К примеру, проблему формирования межкультурной компетенции затрагивает в своих работах Н. А. Сушкова и рассматривает межкультурную компетенцию как компетенцию посредника, которая позволяет обучающимся осуществлять взаимодействие между двумя и более культурами как при общении с носителями данного языка, так и с представителями других культурных сообществ. Понятно, что посредником между культурами является человек, который владеет знаниями о типах культур и способами взаимодействия между культурами, способностью увидеть их сходства и различия и проанализировать их с позиций их собственных систем ценностей, обычаев и традиций, умениями использовать свои знания для достижения взаимопонимания с представителями других культурных сообществ. Не вызывает сомнения тот факт, что он способен к переосмыслению своих взглядов и приоритетов, не теряя при этом собственной культурной идентичности [7, с. 11]. Очевидно, что данное понимание межкультурной компетенции ставит перед нами задачу рассмотрения формирования межкультурной компетентции педагога в условиях современной английской высшей системы образования.

Изучение правительственных документов, а также работ британских исследователей показало, что спецификой целей профессиональной подготовки педагогов в современной английской системе образования является предложенная ЮНЕСКО концепция «обучение через всю жизнь» (lifelong learning), которая ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни [8, с. 235]. 

В связи с темой, избранной для обсуждения, важно отметить, что нынешняя система высшего педагогического образования в Англии является одной из старейших и прочно закрепившейся свои позиции в образовательном пространстве мира. Е. В. Абазовик не без основания считает, что опыт подготовки педагогических кадров в Англии может способствовать развитию и совершенствованию российской системы педагогического образования, и мы не можем с ней не согласиться [1]. Не следует, однако, забывать, про образовательные цели, которые, по данным исследования Н. М. Воскресенской, касаются понимания целей образования. Педагоги выделяют четыре важнейших цели образования: передача знаний, развитие компетенций, развитие навыков учения, а также формирование социальных, нравственных, духовных и культурных ценностей [3].

В современной Англии стало модным говорить о важных и критических вопросах, связанных в первую очередь с образованием в мире. В апреле 2014 года автору статьи довелось побывать в Даремском университете (Великобритания) и принять участие в XVII международном семинаре CULTNET. Из бесед с преподавателями Школы образования мы узнали, что Даремский университет (Durham University), в настоящее время стал активно заниматься обучением иностранных студентов. Стоит отметить, что на базе этого университета существуют такие факультеты, как искусство и гуманитарные науки, естественные науки, социология и здоровье. Академическая миссия университета заключается в исследовании и преподавании, университет занимается обучением бакалавров, магистров и докторов. Однако, Школа образования (School of Education) университета Дарема является одной из ведущих в Великобритании [10]. Направление подготовки Магистр межкультурного образования и интернационализации (MA in Intercultural Education and Internationalisation) включает в себя интернационализацию и глобализацию в контексте межкультурного и международного образования; межкультурную коммуникацию и профессиональную компетентность; гражданство, права человека; национальные культуры, интернационализм и др.

Как объяснила руководитель магистратуры по педагогическому направлению подготовки «Межкультурное образование и интернационализация» профессор Прю Холмс, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной программы данной магистратуры выпускник должен уметь: эффективно общаться устно или письменно в межкультурной обстановке; выявлять и критически рассматривать проблемы, вопросы, и искать возможные пути их решения в области международного и межкультурного образования; общаться и представлять свои идеи письменно или по средствам презентации и т. д. Очевидно, что профессора Даремского университета П. Холмс, М. Байрам, Н. Саввидес, P. Катью и другие ведут активную научно-педагогическую работу по расширению возможностей для совершенствования в области межкультурного образования и по взаимодействию в условиях межкультурного или международного мира.

Поэтому необходимо ясно осознавать то, что уже сейчас необходимы учебные материалы по принципиально новым направлениям, которые прокладывают себе дорогу в учебные планы межкультурного и международного профиля. Межкультурное образование необходимо для жизни в национальном государстве и современном глобальном сообществе. Современный педагог должен быть готов к жизни в многокультурном обществе.

В этой связи необходимо рассмотреть опыт Манчестерского университета (The University of Manchester) Великобритании, который имеет четыре факультета — факультет инженерных и физических наук, гуманитарный факультет, факультет естественных наук, факультет медико-гуманитарных наук, несколько школ и институтов [11]. На основе изучения официального сайта университета и личного общения с профессором Ричардом Фэем, мы пришли к выводу о том, что приоритетным направлением в Манчестерском университете является рассмотрение вопросов, касающихся межкультурной коммуникации и компетенции.

С одной стороны, программа магистратуры межкультурной коммуникации (MA Intercultural communication), которая была разработана Школой искусств, языков и культур (School of Arts, Languages and Culture — SALC) и Манчестерского института образования (Manchester Institute of Education — MIE) в ответ на сложности современной эпохи, а именно глобальные и интеграционные проблемы человечества. Степень магистра межкультурной коммуникации предназначена для широкого круга студентов, которые заинтересованы в межкультурных вопросах. Обучение длится 12 месяцев полный рабочий день (full-time) и 24 месяца не полный рабочий день (part-time). Магистратура дает возможность получить работу в тех областях, где межкультурная компетенция ценится, например, во многих многонациональных компаниях и организациях, в международных проектах, в мультикультурных и иммигрантских общинах.

С другой стороны, магистратура в области преподавания английского языка носителям других языков (MA TESOL — Teaching English to Speakers of Other Languages) подразумевает получение степени в трех различных областях — это межкультурное образование, педагогическое образование и образовательные технологии. Обучение длится 12 месяцев (full-time), 24 месяца (part-time) или 3 года дистанционного обучения (part-time distance learning). Курс охватывает такие темы, как: психология изучения языка; исследования в языке; языковое образование как межкультурная практика; и образование преподавателей иностранных языков.

Тем не менее, педагоги в Англии, как утверждает K.Веймаут, обязаны ставить учеников на первое место, т. е. давать им хорошее образование. Удовлетворение образовательных, эмоциональных и социальных потребностей учащихся должно быть основной задачей. Педагоги несут ответственность за выполнение требований государственных стандартов в своей профессиональной деятельности, быть честными и порядочными, иметь высокую профессиональную квалификацию [9].

Таким образом, необходимость формирования межкультурной компетенции педагога в системе высшего педагогического образования (магистратура) ставит перед современными университетами и факультетами международного профиля новые задачи, связанные прежде всего с эффективностью подготовки педагога к профессионально-личностному межкультурному взаимодействию в условиях меняющегося мира.

Литература:

1.                  Абазовик Е. В. Реформирование подготовки учителей в Великобритании на рубеже XX — XXI веков // Человек и образование. — 2008. — № 3. — С. 83–87

2.                  Воевода Е. В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 8. — С. 14–17

3.                  Воскресенская Н. М. Педагогические исследования в Великобритании // Педагогика. — 2004. — № 1. — С. 89–99

4.                  Костикова Л. П. Формирование межкультурной компетенции будущих историков средствами иностранного языка // Модернизация современного профессионального образования в условиях бакалавриата и магистратуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 24–25 октября 2013 года / Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина; отв. ред. Н. В. Мартишина. — Рязань, 2014. — С. 271–274

5.                  Крутова И. Ю. Познавательная активность как интегральное свойство личности // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. — 2014. — № 1(2). — С. 264–270

6.                  Силантьева М. В., Шестопал А. В. «Мягкая сила» культурных модуляторов современных модернизационных процессов // Вестник МГИМО Университета. — 2012. — № 5(26). — С. 168–171

7.                  Сушкова Н. А. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру изучаемого языка (английский язык, языковой вуз): Автореф. дис… канд. пед. наук. Тамбов, 2009. — 21 с.

8.                  Чернецова О. В. Двухуровневая система высшего педагогического образования в современной Англии // Модернизация образования: теория и практика: материалы XX Рязанских педагогических чтений, 22 марта 2013 / отв. ред. А. А. Романов, Л. И. Архарова, О. Л. Егорова; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — Рязань, 2013. — С. 235–237

9.                  Weymouth K. A Cost-Effective Model of Teacher Development — URL: http://www.lessonplanet.com/article/professional-development/a-cost-effective-model-of-teacher-development (Дата обращения: 24.06.2014)

10.              Durham University — URL: https://www.dur.ac.uk/ (Дата обращения: 27.06.2014)

11.              The University of Manchester — URL: http://www.manchester.ac.uk/ (Дата обращения 27.06.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): межкультурная компетенция, межкультурное образование, межкультурная компетенция педагога, иностранный язык, межкультурная коммуникация, межкультурное взаимодействие, высшее педагогическое образование, Манчестерский университет, Даремский университет, межкультурный диалог.

Ключевые слова

магистратура, межкультурная компетенция, педагог.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос