Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России»). 2-й класс | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 02.07.2014

Статья просмотрена: 2934 раза

Библиографическое описание:

Красильникова С. Ю. Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России»). 2-й класс [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 151-157. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5974/ (дата обращения: 19.10.2018).

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити»

Задачи урока:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-                формирование уважительного отношения к иному мнению;

-                формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-        освоение знаний по теме «Невидимые нити».

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-        формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити»: отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы (познавательные УУД).

-        формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

-        формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

-        формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

-        формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

-        формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

-        А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

-        инструкция для создания моделей;

-        иллюстрации представителей животного и растительного мира;

-        карточки для создания кластера;

-        стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;

-        «Шкала успеха».


Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1.Вызов

Самоопределение к деятельности.

2

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Все ль готовы?

Все в порядке ручки, книжки и тетрадки?

На уроке не зевай,

Часто руку поднимай!

— Ребята, кому из вас интересно изучать окружающий мир? Почему?

— Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!

— Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке.

http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif

Словесные (беседа)

Фронтальная

Индивидуальная

Задаёт вопрос об интересе детей к изучаемому предмету.

Отвечают на вопрос об интересе к изучаемому предмету.

Заполняют часть делений «Шкалы успеха» — прогноз своей работы на уроке.

Коммуникативные:

построение собственного высказывания

Регулятивные:

прогнозирование результата своей деятельности

2.Осмысление учебных задач

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Организация деятельности по «выходу» на тему, цель.

Постановка учебных задач.

15

– Вспомните, что было на предыдущем уроке. (Мы изучали тему «Какие бывают животные», дома нарисовали одного из представителей групп животных.)

— Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?

Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с названием группы животных и формируют свою группу.

Проходит составление кластера на тему «Какие бывают животные»:

http://festival.1september.ru/articles/634490/img2.gif

Примерный ответ руководителя группы по плану:

-     Название группы животных.

-     Представители, изображённые на рисунках ребят.

-     Признаки этой группы животных.

На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.

— Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.)Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

— Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?

— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

— Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?

— Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)

-     познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)

-     будем учиться находить связи

-     в природе,

-     между природой и человеком;

-     научимся изображать изученные связи с помощью МОДЕЛЕЙ.

— Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ — любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

— Помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

Словесные (беседа)

Практические (составление схемы-кластера)

Наглядные (метод иллюстраций)

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Организует составление кластера на тему «Животные» в качестве проверки домашнего задания, формируя статичные группы.

Использует ЦОР — слайд-схему о связях в природе.

В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач.

Выполняют задание по составлению кластера в статичных группах, используя рисунки животных.

Руководители групп отвечают по плану.

Полный и верный ответ приветствуется аплодисментами

Рассуждают, строят предположения.

На основе слайд-схемы делают выводы о взаимосвязях в природе, о необходимости её сохранения.

Формулируют цель урока и учебные задачи, воспользовавшись шмуцтитулом в учебнике А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Познавательные:

составление кластера с помощью знаково- символических средств

Коммуникативные:

построение устных высказываний

Коммуникативные:

построение устных высказываний

Познавательные:

определение по шмуцтитулу учебных задач

Регулятивные:

целеполагание,

планирование, прогнозирование

3.Открытие нового знания

Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока):

— «сократическая» беседа;

— работа с текстом учебника.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в статичных группах.

25

1. Сократическая беседа на тему: «Что я знаю о природе?»

2. Чтение текста на с. 64–65 учебника учащимися.

— О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)

— Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)

— Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

— Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)

— Кто виноват в этом? (Человек — лесничий.)

3. Перекрёстная дискуссия с помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

— Придумайте в своих группах по одному тонкому и толстому вопросу и задайте их соседней группе.

4. Работа в статичных группах

Каждой группе выдаётся конверт с инструкцией создания модели взаимосвязей в природе. Всё необходимое для творчества учащиеся могут взять в классном Центре активного обучения на «Столе Самоделкина». Учитель выступает в роли консультанта-фасилитатора.

5. Защита созданных моделей

Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.

Словесные (беседа)

Словесные (работа с учебником)

Словесные (дискуссия)

Практические (моделирование)

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Организует «сократичес

кую» беседу.

Использует стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП.

С помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы» организует перекрёстную дискуссию между статичными группами.

Организует работу в статичных группах, создаёт ИОС:

— инструкционные карты,

— конверт с фотографиями представителей животного и растительного мира,

— наполняет всем необходимым для творчества учащихся.

Участвуют в «сократической» беседе.

Читают текст, карандашом делают пометки, знаком «!» выделяют новую для них информацию.

Участвуют в перекрёстной дискуссии согласно стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

Опираясь на содержание инструкционной карты и используя стрелки из цветной бумаги, клей, степлер, фотографии из конвертов, создают модели взаимосвязей в природе.

Устными высказываниями защищают созданные модели.

Коммуникативные:

построение устных высказываний,

постановка вопросов

(инициативное сотрудничество),

соблюдение правил работы в группе

Познавательные:

поиск и выделение информации в тексте,

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

самостоятельное создание творческого продукта — моделей взаимосвязей в природе

с использованием в работе простейших инструментов

Личностные:

умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку

4.Рефлексия

3

1. Подведём итог урока.

— Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».)

— Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.)

— Оцените свою работу на уроке по «Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

2. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!», которое сопровождается появлением в презентации героев стихотворения. — Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке!

Словесные (беседа)

Фронтальная

Использует ЦОР для подведения итога урока.

Напоминает о заполнении «Шкалы успеха» и интересуется у учеников о совпадении прогноза их работы с результатом.

Называют и анализируют достигнутые за урок учебные задачи.

Заполняют «Шкалу успеха», соотнося свой прогноз в начале урока и результат в конце урока.

Читают стихотворение Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!"

Регулятивные:

отслеживание результата своей деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): природа, урок, составление кластера, группа, задача, окружающий мир, формирование умения, группа животных, перекрестная дискуссия, работа.

Похожие статьи

Кластер как одна из форм познавательной деятельности...

Этапы работы при составлении кластера.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность обучающимся приобщиться к ассоциациям и

Ценообразованием называется процесс формирования и изменения цен с учетом

Метод кластера в технологии развития критического мышления на...

На уроке окружающего мира при изучении темы «Экосистема» можно составить соответствующий кластер (рисунок 2).

критическое мышление, технология развития, урок истории, знание, группа, обучающийся, пробуждение интереса, стадий вызова, начальный этап...

Формирование познавательных универсальных учебных...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе

Основные термины (генерируются автоматически): болото, учитель, ребята, группа, крот, Сереж, окружающий мир, кейс, гриб, эмоция.

Формирование у учащихся умения оценивать свою...

Формы работы по развитию коммуникативных умений... умение, школьник, ученик, ребенок, коммуникативная деятельность, палочка, работа, задача, урок математики, учащийся, действие, группа.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Животные. Растительноядные, хищные. Живут, размножаются, питаются. Живая природа.

Рис. 1. Пример составления кластера на тема «Лягушка». Инсерт — это маркировка текста

Предвосхищение событий по опорным словам. Перекрёстная дискуссия. Таблица 1.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

Выделяют следующие способы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира

К какой группе растений оно относится: кустарник, дерево, трава? В каком лесу оно произрастает: смешанном, хвойном, лиственном?

Технология развития критического мышления как средство...

умение сотрудничать и работать в группе и др. Основная идея технологии — создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся

Третья стадия — «стадия рефлексии». На стадии рефлексии использую такие приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер, эссе.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

2. Составление кластера — определение ключевого слова тематической группы.

На уроках физики можно провести дискуссии по таким темам как «Природа электрического тока», «О границах физики», «Физический идеализм».

Формирование умения интерпретации информации на уроках...

Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности.

Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Кластер как одна из форм познавательной деятельности...

Этапы работы при составлении кластера.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность обучающимся приобщиться к ассоциациям и

Ценообразованием называется процесс формирования и изменения цен с учетом

Метод кластера в технологии развития критического мышления на...

На уроке окружающего мира при изучении темы «Экосистема» можно составить соответствующий кластер (рисунок 2).

критическое мышление, технология развития, урок истории, знание, группа, обучающийся, пробуждение интереса, стадий вызова, начальный этап...

Формирование познавательных универсальных учебных...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе

Основные термины (генерируются автоматически): болото, учитель, ребята, группа, крот, Сереж, окружающий мир, кейс, гриб, эмоция.

Формирование у учащихся умения оценивать свою...

Формы работы по развитию коммуникативных умений... умение, школьник, ученик, ребенок, коммуникативная деятельность, палочка, работа, задача, урок математики, учащийся, действие, группа.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Животные. Растительноядные, хищные. Живут, размножаются, питаются. Живая природа.

Рис. 1. Пример составления кластера на тема «Лягушка». Инсерт — это маркировка текста

Предвосхищение событий по опорным словам. Перекрёстная дискуссия. Таблица 1.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

Выделяют следующие способы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира

К какой группе растений оно относится: кустарник, дерево, трава? В каком лесу оно произрастает: смешанном, хвойном, лиственном?

Технология развития критического мышления как средство...

умение сотрудничать и работать в группе и др. Основная идея технологии — создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся

Третья стадия — «стадия рефлексии». На стадии рефлексии использую такие приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер, эссе.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

2. Составление кластера — определение ключевого слова тематической группы.

На уроках физики можно провести дискуссии по таким темам как «Природа электрического тока», «О границах физики», «Физический идеализм».

Формирование умения интерпретации информации на уроках...

Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности.

Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Задать вопрос