Совершенствование деятельности православной воскресной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лодкина, Т. В. Совершенствование деятельности православной воскресной школы / Т. В. Лодкина, Л. А. Марченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5965/ (дата обращения: 16.04.2024).

Сложившаяся историческая реальность начала XXI века подводит человека к целостному взгляду на мир, осознанию своего места в нем, освоению духовного опыта человечества. В ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию отмечается, что сегодня необходимо поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей и исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Использование потенциала Православия — один из путей духовного возрождения страны, где существенную роль играет воскресная школа, как структурная единица Русской Православной Церкви. Ее предназначение — духовно-нравственное воспитание ребенка, обучение основам православного вероучения, приобщение к литургической жизни Церкви.

За четверть века существования православных воскресных школ в России наблюдается положительная динамика роста количества школ. По состоянию на 1 января 2014 года их в России насчитывается 8,5 тысяч. Численность учащихся достигла 175 тысяч человек.

В авторском толковании современная православная воскресная школа — добровольное, открытое, разновозрастное, вариативное по своему содержанию объединение, имеющее особый уклад жизни согласно годовому календарному церковному кругу, который способствует духовному преображению личности и воцерковлению [3, с. 67; 123].

Говоря о совершенствовании деятельности православной воскресной школы, следует, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы не допустить односторонность анализа его результатов и стремиться наиболее широко и разносторонне оценивать деятельность образовательного учреждения. Опираясь на методологическое положение о необходимости выделять главное звено в деятельности, мы полагаем, что таким звеном является эффективность.

Один из существенных моментов исследования проблемы эффективности деятельности воскресной школы — трактовка термина «эффективность», суть которого понимается как способность субъекта достигать определенных результатов, поставленных целей [4, с.1192]. Цель — главное понятие, характеризующее направленность деятельности школы. Реализация цели выступает основным содержанием эффективности деятельности воскресных школ, которая предполагает достижение не любого, а только положительного конечного результата, конкретных качественных изменений. Результативность — основной признак эффективности. Применительно к деятельности воскресной школы речь идет о планировании и проведении тех или иных мероприятий, дающих наибольший эффект. Если деятельность воскресных школ результативная, то она обязательно эффективная.

На наш взгляд, эффективность деятельности школ любого типа — это соотношение целей, поставленных перед ними и результатов их достижения, выражающееся в реальных достижениях. При определении эффективности нужно выявлять не только результативность, но и оценивать всю предшествующую этому деятельность школ.

Следует также сказать, что для достижения высокой эффективности деятельности школ необходимо и наличие в их работе такого свойства как «качество». Качество деятельности школ — это совокупность наиболее существенных свойств (состояний), характеризующих и позволяющих судить о ее достоинствах и недостатках. Оно во многом зависит от отношения педагогов к делу, их профессиональной подготовки и уровня компетенции.

Таким образом, с одной стороны, на качество деятельности школ, а значит и на эффективность, будут влиять профессионализм преподавателей, с другой, обеспечение кадровых, учебно-методических условий, создание материально-технической базы для их деятельности в контексте православной традиции. Изменчивость данной категории имеет принципиальное значение для оценки эффективности деятельности школ.

Известно, что эффективность может быть определена с помощью соответствующих параметров — критериев оценки и показателей измерения.

Под критерием понимают мерило оценки чего либо [4, с.392], то есть такой измеритель, на основе которого можно произвести оценку той или иной деятельности, действия, события, в том числе и эффективности деятельности школ. Но применение критерия позволяет давать лишь самую общую оценку. Конкретной величиной, позволяющей судить о развитии чего-либо, является показатель [4, с.708].

По мнению А. Е. Винокурова, Ю. Е. Винокурова, А. Е. Лодкина, критерии должны отвечать следующим требованиям: стимулировать достижение целей; характеризовать количественную и качественную стороны; давать возможность для объективной оценки; быть универсальными, непротиворечивыми, полными, простыми, доступными. Они считают, что к показателям могут применяться следующие требования: быть едиными, научно-обоснованными; отражать основные результаты деятельности, выражаться в цифрах; быть зафиксированными в формах статистической отчетности; их количество должно быть оптимальным [1].

Попытаемся обозначить критерии оценки и показатели эффективности деятельности православных воскресных школ. При обосновании эффективности деятельности воскресных школ необходимо учитывать количественные и качественные показатели. Количественные показатели оценивают объем выполненной работы. Представление о контурах, предметах и видах методик оценки эффективности дает методика оценки эффективности деятельности воскресной школы (см. табл.1).

Таблица 1

Методика оценки эффективности деятельности православных воскресных школ

Контуры оценки эффективности

Предметы оценки эффективности

Виды методик оценки эффективности

1. Деятельность православных воскресных школ.

Внедрение инновационной деятельности.

Организация управленческой деятельности.

Результаты деятельности за определенный период.

Обобщение опыта деятельности воскресных школ.

Комплексная оценка ситуации в школе.

2. Уровень организации

деятельности воскресных школ по развитию православной традиции.

Условия — наличие помещений для занятий; библиотеки; оснащение учебного процесса программами, учебными пособиями и др. методической литературой; материально-техническое обеспечение.

Комплексная оценка ситуации в школе.

3. Качество квалификации и уровень организации труда педагогического коллектива.

Численность преподавателей..

Повышение квалификации учителей.

Четкое распределение функциональных обязанностей.

Комплексная оценка ситуации в школе.

4.Приобщение к православной традиции, ее развитие с использованием педагогического потенциала воскресной школы.

Организация коллективной деятельности.

Актуализация личностных ресурсов учащихся.

Положительный жизненный опыт.

Просвещение.

Интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности.

Взаимодействие с родителями.

Совместная работа со светскими учреждениями.

Комплексная оценка ситуации в школе.

Методика незаконченного предложения.

Ранжирование.

Для определения эффективности деятельности школы используют две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос: Ведется ли в данной школе воспитательная работа в контексте православной традиции? Вторая — дает представление об уровне сформированности и эффективности. Группа критериев факта включает следующие основные показатели: упорядоченность жизнедеятельности школы в соответствии с разработанной концепцией; наличие коллектива единомышленников; восприимчивость к новшествам; создание организационных, психолого-педагогических условий для развития православной традиции. Группу критериев качества характеризуют степень приближенности к поставленным целям; реализация педагогической концепции на основе принципов сотрудничества и сотворчества; система коллективных дел; благоприятный микроклимат школы; наличие устойчивых пространственно-временных отношений; профессионализм педагога; ценности, нравственные ориентиры.

В нашем исследовании также выявлялась готовность воскресных школ (23 школы)воспринимать инновационные процессы извне, которые способствуют развитию православной традиции. За основу взята методика В. С. Лазарева [2].

Таблица 2

Деятельность православных воскресных школ

Школы с высоким уровнем восприимчивости к новшествам, способствующим развитию православной традиции

Школы со средним уровнем восприимчивости к новшествам, способствующим развитию православной традиции

Школы с низким уровнем восприимчивости к новшествам, способствующим развитию православной традиции

74 % школ характеризуется высоким уровнем когнитивной готовности к восприятию новшеств;

53 % школ — высоким уровнем мотивационной готовности;

57 % школ — высоким уровнем технологической готовности;

67 % школ — высоким уровнем организационной готовности.

21 % школ характеризуется средним уровнем когнитивной готовности к восприятию новшеств;

40 % школ — средним уровнем мотивационной готовности;

33 % школ — средним уровнем технологической готовности;

29 % школ — средним уровнем организационной готовности.

5 % школ характеризуется низким уровнем когнитивной готовности к восприятию новшеств;

7 % школ — низким уровнем мотивационной готовности;

10 % школ — низким уровнем технологической готовности;

4 % школ — низким уровнем организационной готовности.

Восприимчивость воскресных школ к новшествам определялась в показателях когнитивной, мотивационной, технологической и организационной готовности (см. табл. 2). В таблице показано, что воскресные школы с высоким уровнем 74 % школ) уровнем когнитивной готовности к восприятию новшеств. Школы с высоким (53 %) и средним (40 %) уровнем мотивационной готовности заинтересованы быть в числе лучших, в качественном улучшении своей деятельности, оперативно реагируют на возникающие в школе проблемы. 57 % школ с высоким и 33 % школ со средним уровнем технологической готовности используют достаточно широкий диапазон источников и каналов информации о существующих вовне разработках, ориентированы на полноту и обоснованность их оценки, а также коллегиальность решений о внедрении. 67 % школ с высоким уровнем организационной готовности стремятся регламентировать деятельность по поиску и оценке новшеств, а также принятию решений об их внедрении.

Низкий (5 %) и средний (21 %) уровень когнитивной готовности к восприятию новшеств наблюдается у воскресных школ с низким уровнем восприимчивости к новшествам. Имеют информацию о небольшой части педагогических разработок, не стремясь получить о них детальную информацию. У 7 % школ отмечается низкий уровень мотивационной готовности. Они считают для себя более важным поддержание стабильного функционирования, хотя и ориентированы на внедрение единичных новшеств. Обнаруживается низкий (10 % школ) уровень технологической готовности. Используется узкий диапазон источников и каналов информации о существующих вовне разработках; применяются ненадежные методы оценки новшеств. 4 % школ имеют уровень организационной готовности низкий и 29 % школ средний. Деятельность по поиску новшеств, принятию решений об их внедрении или отказе не регламентирована, организационные структуры для оценки их полезности и выработки решений о внедрении отсутствуют.

К основным факторам, в наибольшей мере обусловливающих недостаточную готовность воскресных школ к восприятию новшеств, способствующих развитию православной традиции, на наш взгляд, относятся низкая включенность педагогов в эту деятельность, негативное влияние окружающего микросоциума, посещение воскресной школы один раз в неделю.

Активность учителей воскресных школ в различных формах инновационной деятельности находится на высоком и среднем уровнях. Наиболее распространено самостоятельное введение новшеств в свою работу, изучение опыта других учителей, школ, участие в дискуссиях, работе конференций и семинаров, встречах с учеными.

Для анализа результатов эффективности деятельности православных воскресных школ нами был использован ряд методик, в том числе «Комплексная оценка ситуации в школе» («КОС»), автор которой — А. В. Гаврилин. Методика «КОС» адаптирована для воскресных школ Т. В. Лодкиной. Она проводилась путем заполнения специального опросника преподавателями и сотрудниками школ (67 чел.) в анонимной форме, что дало более адекватную оценку ситуации. Высказать им свои суждения позволял набор возможных вариантов ответов, чтобы они отразили наиболее типичные проявления реальной действительности.

КОС состоит условно из 5 блоков (5 критериев и 49 показателей, отраженных в вопросах), свидетельствующих о деятельности воскресных школ: I блок «Цели образования и воспитания» (6); II блок «Содержание образования» (9); III блок «Организационная структура» (11); IV блок «Микроклимат» (12); V блок «Результаты учебного процесса» (11). Каждый вопрос оценивался тремя вариантами ответов: соответствие реальной ситуации: 1 — всегда; 2 — часто; 3 — редко; 4 — никогда; желаемое состояние: 1 — всегда; 2 — часто; 3 — редко; 4 — никогда; необходимость изменений: 1 — да; 2 — нет; 3 — не знаю.

На рис. 1 представлены общие итоги комплексной оценки ситуации в школе.

Рис.1. Общая схемакомплексной методики оценки ситуации в школе

Анализ полученных данных наглядно демонстрирует, что по первому, третьемуипятому блоках учителей устраивает не все и есть желающие изменить ситуацию. Относительно второго и четвертого блоков у респондентов ответы положительные.

Таким образом, результаты исследования по методике «Комплексная оценка ситуации в воскресной школе» позволили выявить, что православная воскресная школа работает эффективно: имеет реальный педагогический потенциал; содержание образования соответствует поставленным целям, совместно с руководством планируется и выполняется программа духовно-нравственного формирования личности; педагоги заинтересованы в совершенствовании своего профессионализма. Они имеют общественно значимую цель, чувствуют себя единой командой, внедряют новшества, ориентированы на совместную творческую деятельность, поддержание здорового морально-психологического климата, совершенствование содержания учебно-воспитательного процесса, базирующегося на ценностях православия. Они видят перспективу в развитии православной традиции в школе, повышении своего профессионального роста, что, в конечном счете, способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Литература:

1.      Актуальные вопросы российского права. Сборник научных статей / Отв. ред. Ю. Е. Винокуров. — Вып. 14. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 140 с.

2.      Лазарев В. С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития // Педагогика. — 2010. — № 7. — С. 12–20.

3.      Лодкина Т. В., Марченко Л. А. Воскресная школа в контексте православной традиции: история и современность. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. — 160 с.

4.      Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; Под общей редакцией профессора Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО Издательство Оникс; ООО Издательство Мир и Образование, 2005. — 1200 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, православная традиция, воскресная школа, Комплексная оценка ситуации, восприятие новшеств, высокий уровень, организационная готовность, уровень, когнитивная готовность, мотивационная готовность.

Похожие статьи

Мотивационная готовность как компонент психологической...

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению...

Ключевые слова: готовность, обучение, учебная деятельность, мотивация. Начальная школа для ребенка является значимой ступенью школьной жизни.

Первым показателем готовности является уровень сформированности познавательных мотивов [2]. Процесс формирования...

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению

Умственная готовность – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление...

Психологическая готовность дошкольника к обучению

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление. Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Диагностика психологической готовности старших дошкольников...

психологическая готовность к школе, дошкольники, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность.

Исследование психологической готовности детей к обучению...

психологическая готовность к школе, дошкольники, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Проблема диагностирования уровня психологической готовности к школьному обучению вовсе не нова для психологической и педагогической науки.

С точки зрения А. Л. Венгер, готовность к школе представляет собой не простую сумму интеллектуальных, мотивационных...

Формирование мотивационной готовности дошкольников...

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - положительных представлений о школе

- сформированной позиции школьника. Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка.

Похожие статьи

Мотивационная готовность как компонент психологической...

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению...

Ключевые слова: готовность, обучение, учебная деятельность, мотивация. Начальная школа для ребенка является значимой ступенью школьной жизни.

Первым показателем готовности является уровень сформированности познавательных мотивов [2]. Процесс формирования...

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению

Умственная готовность – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление...

Психологическая готовность дошкольника к обучению

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление. Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Диагностика психологической готовности старших дошкольников...

психологическая готовность к школе, дошкольники, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность.

Исследование психологической готовности детей к обучению...

психологическая готовность к школе, дошкольники, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Проблема диагностирования уровня психологической готовности к школьному обучению вовсе не нова для психологической и педагогической науки.

С точки зрения А. Л. Венгер, готовность к школе представляет собой не простую сумму интеллектуальных, мотивационных...

Формирование мотивационной готовности дошкольников...

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - положительных представлений о школе

- сформированной позиции школьника. Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка.