Защита прав ребёнка как фактор устойчивого развития личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Коростелёва А. А. Защита прав ребёнка как фактор устойчивого развития личности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 40-44. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5928/ (дата обращения: 21.09.2018).

В жизни любого общества наиболее уязвимым его членом является ребёнок. Как отмечено в психолого-педагогических исследованиях многих учёных [1, 2, 3, 4], посвященных проблемам гармоничного формирования личности, факторы, способствующие полноценному развитию ребёнка как социально-ориентированного человека, зависят от ряда условий, анализ которых позволяет нам объединить их в основные кластеры:

1.      Особенности исторического этапа развития общества;

2.      Географическое расположение местности и климатические условия проживания людей;

3.      Культурно-исторические ценности и национальные традиции;

4.      Житейские правила, общесемейные ценности и традиции;

5.      Социальный уровень семьи ребёнка;

6.      Этические и эстетические нормы и правила жизни общества;

7.      Психо-физиологические потребности личности.

По нашему мнению, защита прав ребёнка — это действия, основанные на личностно-ориентированном объективном своде систематизированных нормативно-правовых и законодательных актов, которые создают все необходимые условия для гармоничного и устойчивого развития личности, не достигшей 18-летнего возраста. Все семь перечисленных нами кластеров являются базисной основой для формирования системы правоотношений в сфере, обеспечивающей гармоничное и устойчивое развитие личности.

Установлено, что в современных исследованиях о защите прав ребёнка, основное значение уделяется проблеме устойчивого развития личности как фактора социальной безопасности и позитивного развития общества. Об этом свидетельствует пункт 5 Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, описывающий «портрет выпускника школы» [7]:

-                   осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества

-                   осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

-                   уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

-                   осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Воздействуя на личность, общество пытается добиться устранения разрозненности в социальных взглядах, различиях в традиционных устоях, и т. д. Это приводит порой к обострению межнациональных различий, внутренним психологическим и мировоззренческим противоречиям и способствует появлению ментального «разрыва», и как результат, социального «зазора» между личностью и обществом.

Толерантность, гражданская позиция, нравственные устои и социальная ответственность, представленные в пункте 7 ФГОС, можно расценивать только лишь как ориентиры личностных результатов развития [7].

При этом в современной образовательной практике, наиболее важным на наш взгляд, является функциональный подход к решению проблемы развития личности, с точки зрения создания для неё определённой благоприятной среды, обеспечивающей социальную и, соответственно, правовую защищённость ребёнка. Основная идея такого подхода заключается в том, что формирование целей в процессе психолого-педагогического воздействия на формируемую личность, носит характер социальной адаптации ребёнка и напрямую зависит от поставленных задач и методов их решения в рамках заданного правового пространства. Такой личностный подход основан на индивидуальных характеристиках человека, формирование мировоззрения которого происходит в определённых уникальных условиях в соответствии с классификацией кластерной принадлежности. Это приводит к выводу, что перед образовательной системой встаёт важный вопрос о повышении роли дополнительных компетенций в образовательных стандартах, носящих характер социальной адаптации. Решение данного вопроса будет способствовать повышению устойчивости развития и жизнеспособности человека, что в свою очередь приведёт к «сглаживанию» социального «зазора» между личностью и обществом.

В статье 12 Конвенции о правах ребёнка гарантировано право каждого маленького человека свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Однако этой же статьёй оговаривается условие обязательной способности детей формулировать свои собственные взгляды. Формирование этого навыка дополняет целостный подход к развитию человека, который требует, при организации педагогического процесса, ориентации на интегративные характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как сложная система, имеющая свою индивидуальную структуру, функции и внутреннее строение [5].

Предлагаемый нами подход, расширяет правовые границы и призван обеспечить равные условия, в том числе и для детей, не имеющих способностей к самовыражению. Дети такой категории особо нуждаются в социальной адаптации, достижение поставленных целей будет способствовать не только их защищённости, но и обеспечит равноустойчивые условия жизни, позволяющие расширить ограниченные возможности.

Изложенные условия предлагаемого подхода и постановка задачи, создают предпосылки разработки особой комплексной методики социально-педагогического воздействия в рамках правового контекста, который с одной стороны обеспечивает условия процесса познания, а с другой стороны, способствует программированию целевых установок, приобретаемых дополнительных компетенций в процессе обучения.

Требования к разработке и уровню освоения комплексной социально-педагогической методики основаны на исследовании и анализе следующих факторов:

1.                  Возрастной уровень;

2.                  Физиологические особенности;

3.                  Социальные потребности;

4.                  Индивидуальные особенности и характеристики;

5.                  Целевые ориентиры;

6.                  Жизненная позиция.

Перечисленные факторы составляют личностную характеристику ребёнка и образуют основу для восприятия процесса познания и адаптации в социально-правовом пространстве.

Российская Федерация, как государство-участник Конвенции о правах ребёнка, обязана обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия детей, принимая во внимание права и обязанности их родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону. Именно с этой целью принимаются все соответствующие законодательные и административные меры в нашей стране. Учреждения и службы, ответственные за заботу и защиту прав ребёнка, должны отвечать нормам, установленным компетентными органами, в частности, с точки зрения численности и пригодности персонала, и соответственно компетентного надзора [9]. Таким образом, уровень защиты прав ребёнка в контексте разрабатываемой методики устанавливается в правовых рамках, гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека. Именно этот уровень определяет смысл и содержание законодательных актов, и обеспечивается правосудием.

Следующие требования к разработке и заданному уровню освоения комплексной социально-педагогической методики основаны на исследовании и анализе нормативных источников, которые формируют цели методики и определяют правовые границы образовательного пространства (рисунок 1).

Рис. 1. Основные информационные источники в отношении защиты прав ребёнка, формирующие социально-правовое пространство образовательной среды.

Методика включает две составляющие:

1)      социально-правовая ориентация педагогической программы развития личности;

2)      интеграционные мероприятия для успешной адаптации в социуме на основе приобретённых навыков и компетенций.

Подход к разработке методики предопределяет такую организацию учебно-профессиональной деятельности учителя, которая позволит:

1.                  Обеспечить формирование личностных психологических устоев ребёнка к восприятию процесса обучения как неотъемлемой части его жизни;

2.                  Осознать личностные особенности и ценности;

3.                  Сформировать социальные, психологические и культурные ориентиры, позволяющие установить компетентностные цели в определённом кластере;

4.                  Сформировать предпосылки к адаптации в социуме на основе выработанных в процессе обучения навыков.

Целеполагание дополнительных компетенций учащихся в комплексной методике при предлагаемом подходе формируется в следующих направлениях:

1.                  Педагогическое;

2.                  Психологическое;

3.                  Коррекционное;

4.                  Медицинское;

5.                  Правовое;

6.                  Социально-бытовое.

Комплексность методики предполагает дополнение образовательных стандартов не только набором дополнительных социальных компетенций, но и мероприятиями в рамках дополнительного образования.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в процессе разработки методического обеспечения, социально-правовые механизмы защиты направлены на поддержания прав ребёнка в процессе обучения и воспитания, в том числе и в семье [8]. Таким образом, со стороны образовательного учреждения необходимо обеспечить мероприятия, позволяющие:

1.         Контролировать социально-бытовые условия существования детей;

2.         Контролировать и осуществлять вспомогательные функции для создания условий получения образования;

3.         Обеспечивать индивидуальный подход к развитию ребёнка;

4.         Обеспечивать условия для создания органов самоуправления учащихся, основывающихся на делегировании выборных представителей из числа учащихся;

5.         Обеспечивать условия социальной адаптации: оформление предметных классов для уроков технологии, рекреационных помещений, досуговых помещений — наглядной агитацией и вспомогательным оборудованием;

6.         Обеспечивать в работе педагогического и вспомогательного состава присутствие элементов, способствующих социально-правовому развитию детей;

7.         Осуществлять вспомогательные функции для развития способностей ребёнка, т. е. для создания условий обязательной внеучебной деятельности обучающихся по интересам.

Также на базе образовательного учреждения должны быть созданы:

-                   Родительский комитет (надзорная и вспомогательная функция);

-                   Объединение учащихся (функция самоуправления и координации);

-                   Социальная служба поддержки (функция социальной адаптации ребёнка);

-                   Общественный комитет, включающий специалистов из органов социально-правовой направленности (Союз правовой защиты детства), куда в обязательном порядке входит ответственный по правам ребёнка в образовательном учреждении.

Социально-правовое ориентирование педагога в процессе обучения служит основой для формирования социально защищённого мировоззрения ребёнка. Познание своих прав, обязанностей и основных навыков адаптации к реальным жизненным условиям создают ребёнку уверенность в собственных силах, чувство «локтя» со стороны взрослых, тем самым помогают найти «своё» место в коллективе ровесников и выработать линию поведения, наиболее благоприятную для отдельно взятой индивидуализированной личности.

На уровне образовательного учреждения необходимы действия:

1.                  Разработка внутренних нормативных актов, регулирующих правоотношения в процессе обучения развития и воспитания ребёнка;

2.                  Разработка Программы (Положения), предполагающей регулирование и взаимодействие педагогического состава, родителей и учащихся.

В рамках правового поля, обеспечивающего защиту детей в образовательном пространстве на уровне территориально-административного поселения, должны быть созданы:

-                   Общественный комитет, включающий специалистов из органов социально-правовой направленности;

-                   Объединение учащихся образовательных учреждений.

При разработке комплексной методики, ключевая роль отводится ответственному по правам ребёнка при учебном заведении. Именно на это должностное лицо возлагается ответственность за наблюдением и коррекцией реализации разработанных методических мероприятий. Основными задачами его деятельности являются [6]:

1.         Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;

2.         Оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека (прав ребёнка);

3.         Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека (прав ребёнка);

4.         Обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка (прав человека);

5.         Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Также педагог, выполняющий функции ответственного по правам детей обязан:

-                   организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям и инициировать реализацию правового просвещения;

-                   выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам детей в сфере образования;

-                   выступать организатором детской инициативы, направленной на правовое просвещение, построение правового пространства в школе, создания правозащитных организаций.

Обязанности реализуются:

1. В отношении родителей:

-                   создание общественных организаций на уровне образовательных учреждений и административно-территориальных образований;

-                   организация родительского правового всеобуча.

2. В отношении детей:

-                   правовой всеобуч в отношении прав ребёнка: ведение уроков права, гражданского образования, проведение тематических классных часов;

-                   работа детских общественных организаций, построение правового пространства школы, другие формы активизации общественности по защите прав детей.

Основными формами работы ответственного лица по защите прав ребёнка в рамках предлагаемой методики являются:

-                   индивидуальные и коллективные беседы с учащимися и учителями;

-                   индивидуальные беседы с родителями учащихся и с родительской общественностью;

-                   доведение до сведения администрации школы и общественных объединений информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся;

-                   защита прав конкретного ребёнка и представительство его интересов;

-                   расследование дел по индивидуальным жалобам детей;

-                   наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;

-                   внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;

-                   содействие повышению информированности о правах ребёнка, как самих детей, так и взрослых;

-                   действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;

-                   представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребёнка.

Структура и содержание комплексной методики, основанной на правовом поддержании устойчивого развития личности ребёнка, действует на основе информационной открытости и гласности в соответствии с Государственной политикой, а также законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Социально-педагогический комплекс изначально создаётся с целью обеспечения активного воздействия на результативность своих компонентов, преобразуя их соответственно заданному уровню. Изменение одного компонента комплекса неизбежно вызовет изменения в целом. Таким образом, предлагаемый нами подход, реализуя необходимые условия для педагогического воздействия в особых условиях, обеспечивающих осознание защищённости, открытого восприятия информации в процессе обучения и формирования компетенций, дающих возможность личностного роста и устойчивости в социуме, способствует созданию атмосферы защищённости, повышенного доверия и наиболее психологически полно помогает раскрыться внутреннему потенциалу ребёнка. Мы считаем, что формирование потребностей ребёнка в обучении и целей формирования его компетенций, основаны на тех возможностях, которые для него сформированы правовыми и социально-психологическими условиями образовательной среды.

Подводя итоги сказанному, необходимо сделать вывод, что личность ребёнка, развиваясь под влиянием специально созданных особых условий, обладающих уникальными особенностями правовой защищённости и являющихся организующей силой, совершенствующей приобретение детьми жизненно необходимых навыков и компетенций, будет формироваться с более активной жизненной позицией, обладающей необходимыми навыками правовой культуры. Таким образом, защита прав ребёнка, будет являться основополагающим фактором организации образовательного пространства, обеспечивающим устойчивую координацию и управление психолого-педагогической деятельностью в процессе гармоничного и всеобъемлющего развития личности в рамках правого поля.

Литература:

1.         Макаренко, А. С. Цель воспитания: Учебное пособие / А. С. Макаренко — М.: Педагогика. — 1984 г.

2.         Макаренко, А. С. Сочинения в 7 томах / А. С. Макаренко — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957 г.

3.         Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / СПб: Питер, 2000 г.

4.         Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы М.,1978 г.

5.         Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л. С. Выготский — М.: Академия, 2006 г.

6.         Орлов М. И., Петрович В. Г. 8-летка Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса: от теории к практике. — Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008 г.

7.         ФГОС среднего (полного) общего образования, (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

8.         Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (с изм. и доп. от 2013 г.).

9.         Ди Меллу, С. В. Азбука преподавания прав человека. Практическая деятельность в начальной и средней школе. / С.В. ди Меллу — Женева: издательство ООН. — 2003 г.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, процесс обучения, защита, устойчивое развитие личности, социальная адаптация, образовательный процесс, образовательное пространство, комплексная методика, Российская Федерация, ребенок.

Похожие статьи

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень, позиция школьника, социальная адаптация первоклассника, учебная деятельность, учебный процесс, школьная мотивация.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Суркова Людмила Сергеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, педагогическое сопровождение развития ребенка, образовательная деятельность, сопровождение...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад, дошкольный возраст, различный вид деятельности, развитие личности ребенка, создание условий.

Профессиональная адаптация молодого учителя...

...Адаптированная образовательная программа, ребенок, адаптационная образовательная программа, образовательный процесс, программа, образовательная организация, возможность, Российская Федерация, учебный план. Виды и этапы адаптации...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

психологическое сопровождение, образовательное учреждение, образовательный процесс, психологическое обеспечение детей-мигрантов, ребенок, социально-психологическая адаптация...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень, позиция школьника, социальная адаптация первоклассника, учебная деятельность, учебный процесс, школьная мотивация.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Суркова Людмила Сергеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, педагогическое сопровождение развития ребенка, образовательная деятельность, сопровождение...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад, дошкольный возраст, различный вид деятельности, развитие личности ребенка, создание условий.

Профессиональная адаптация молодого учителя...

...Адаптированная образовательная программа, ребенок, адаптационная образовательная программа, образовательный процесс, программа, образовательная организация, возможность, Российская Федерация, учебный план. Виды и этапы адаптации...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

психологическое сопровождение, образовательное учреждение, образовательный процесс, психологическое обеспечение детей-мигрантов, ребенок, социально-психологическая адаптация...

Задать вопрос