Вопросы подготовки учителя сельской школы освещались в исследованиях С. В. Алексеевой, Е. В. Бондаревской, Н. С. Жбанковой, П. А. Жильцова, О. Н. Красновой, Л. В. Левчук, З. Г. Найденовой, В. И. Полякова, Р. М. Шерайзиной и др.
В современных условиях специфика сельской малокомплектной школы рассматривалась в области предметной подготовки. А. К. Кондратенков, внесший значительный вклад в разработку проблемы подготовки учителя сельской малокомплектной школы утверждал, что сельский учитель должен обладать умением вести занятия по нескольким предметам кроме своего.
Вместе с тем, в последнее время в нашей стране растет число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии, обучающихся в условиях сельской школы. Эти дети испытывают большие трудности в адаптации к условиям образовательной организации, довольно часто не усваивают основные образовательные программы. Бесспорно, данная категория учащихся нуждается в специальной психолого-педагогической помощи, которую должны обеспечить им педагоги сельской школы, однако особенности подготовки учителя для работы в малокомплектной школе с учащимися, имеющими психофизические нарушения в развитии (умственную отсталость и др.) рассмотрены недостаточно. Если учесть, что в штате подобных образовательных учреждений не всегда предусмотрены ставки таких специалистов как педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед, необходимо предусматривать ряд условий при осуществлении учебно-воспитательной работы в специальном малокомплектном классе.
В рамках данной статьи сделана попытка описания опыта работы педагогов с учащимися, имеющими особенности в развитии, в условиях малокомплектной сельской школы Сысертского района Свердловской области МКОУ СОШ № 10 д.Большое Седельниково.
В данной образовательной организации процесс образования в малокомплектном специальном классе реализуют специалисты в области дефектологии, а также учителя, прошедшие соответствующую переподготовку по специальному обучению.
Право на ведение образовательной деятельности по программам специального учреждения VIII вида прописано в Уставе образовательной организации. Кроме того, в лицензии указаны образовательные программы, по которым осуществляется обучение учащихся с особыми образовательными потребностями.
Важным аспектом организации деятельности малокомплектных сельских школ являетсякадровое обеспечение. Администрация образовательной организации оказывает методическую поддержку учителям малокомплектных специальных классов. Методическая работа с учителями таких классов предполагает:
1) проведение аттестации учителей;
2) прохождение курсов подготовки;
3) участие в работе методических объединений, педсоветах;
4) открытые уроки;
5) взаимопосещение уроков;
6) обмен педагогическим опытом (на школьных семинарах);
7) совместный анализ локальных актов и нормативных документов.
В указанной школе осуществляют образовательную деятельность два специальных коррекционных малокомплектных класса по программе VIII вида, в которых обучается 10 учащихся с диагнозом умственная отсталость. Каждый из воспитанников кроме основного диагноза имеет сопутствующие заболевания (системное недоразвитие речи, нарушения поведения, нарушения памяти). Все дети воспитываются в семьях группы риска (из них опекаемых — 10 % семей, малообеспеченных — 20 %, неблагополучных — 10 %, неполных семей — 20 %, многодетных — 40 %). Данные учащиеся испытывают трудности в обучении, коммуникации и социальной адаптации.
Для комфортного обучения в образовательном учреждении для учащихся малокомплектных классов выделен отдельный кабинет, который разделен на зоны: рабочую, игровую, отдыха, создан живой уголок для общения детей с живой природой.
В малокомплектных классах работают 10 учителей, которые имеют высшее педагогическое образование. Это важный и неслучайный момент, т. к., труд учителя в малокомплектном классе требует высокого профессионализма, творчества и большой любви к учащимся с нарушениями в развитии.
Учебный процесс в малокомплектном классе имеет ряд особенностей: учитель интегрировано ведет урок с детьми не только разного возраста и степени подготовленности к усвоению учебных программ, а порой и степени выраженности интеллектуального нарушения. Одновременные занятия с детьми разных классов и по разным программам требуют от учителя скрупулезной подготовки, рациональной организации учебной работы, тщательного составления расписания, а также педагогического такта.
При подготовке к уроку педагог придерживается четкой структуры урока, выделяет оптимальное количество времени на каждый этап, наполняет каждый этап учебным материалом и индивидуализирует задания для разных категорий учащихся.
Для коррекции отклонений психофизического развития обучающихся, в учебный план малокомплектного специального класса включены специальные индивидуальные и групповые занятия, для которых отводятся часы по расписанию:
- развитие устной речи на основе изучения окружающей действительности (1–4 классы);
- ритмика (1–4 классы);
- социально-бытовая ориентировка (5–9 классы).
- логопедические занятия (0–7 классы);
- лечебная физкультура (1–4 классы);
- развитие психомоторики и сенсорных процессов (1–4 классы).
Для осуществления образовательного процесса разработаны и утверждены: учебный план, тематическое планирование, рабочие программы, расписание учебных занятий.
Обучение детей с нарушениями в развитии в малокомплектных специальных классах осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
Для организации обучения в разновозрастном коллективе требуются специальные программно-методические материалы и учебные пособия, изменение функциональных обязанностей педагогов и нормативного обеспечения образовательной организации.
Несмотря на индивидуализацию обучения, учащиеся быстро устают, отвлекаются от учебной деятельности. В таком случае очень важно соблюдение охранительно-педагогического режима, включающего смену деятельности учащихся, своевременные физминутки и физпаузы.
Социализация и адаптация обучающихся с нарушениями в развитии невозможна без трудовой подготовки. В образовательной организации сложилась система трудового обучения и воспитания, которая не исключает и общественно полезный труд.
Основной мотив труда, который формируют педагоги образовательного учреждения — осознание учащимися необходимости трудиться. Трудовое обучение с профессиональной направленностью в старших классах осуществляется по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (редакция В. В. Воронковой). По окончании 9-ти классов учащиеся аттестуются по трудовому обучению и им выдают Свидетельство установленного образца, дающее право на поступление в профессиональные училища.
Школа осуществляет комплексную систему обучения и воспитания, обеспечивающую адекватный по возможности уровень общего образования, социально трудовой реабилитации «особенных» детей и в дальнейшем интеграцию их в общество. С этой целью во 2-й половине дня учащиеся посещают занятия факультативов и кружков.
Дополнительное образование школы имеет художественно-эстетическую направленность и ставит своей целью развитие личности средствами искусства. В школе работает большой спектр кружков и секций: «Очумелые ручки», «Краеведения», «Разноцветный мир» (изостудия), «Юный волейболист» (спортивная секция). Все ученики специального малокомплектного класса принимают активное участие в общешкольных и районных мероприятиях.
Таким образом, малокомплектная сельская школа, в которой обучаются учащиеся с нарушениями в развитии, должна быть ориентирована на каждого ребенка, его индивидуальные (возрастные, физиологические, интеллектуальные) особенности, образовательные потребности и психолого-педагогические возможности в обучении. Создание в образовательной организации адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка помогают детям достичь такого уровня общеобразовательных знаний, который необходим им для последующей жизненной адаптации и интеграции в современном обществе.