Проектная технология. Проект postcrossing
Автор: Колесниченко Екатерина Сергеевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 03.06.2014
Статья просмотрена: 1692 раза
Библиографическое описание:
Колесниченко, Е. С. Проектная технология. Проект postcrossing / Е. С. Колесниченко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5768/ (дата обращения: 17.12.2024).
Передо мной, как перед каждым учителем, стоит непростой вопрос: как пробудить в учениках интерес и любовь к своему предмету, как добиться вовлеченности каждого в образовательный процесс и достичь высоких результатов на ГИА и ЕГЭ? Какие современные образовательные технологии использовать?
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии.
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Внимание русских педагогов-новаторов он привлек в начале 20 века, а в 1931году был запрещен из-за недостаточной продуманности. А в зарубежной школе продолжал активно развиваться.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом. [1, с. 4]
Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е. С. Полат определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата” [4, c. 18]
Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, участие в благоустройстве двора, написанием письма или открытки зарубежному сверстнику, созданием газеты).
Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”, рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность. Здесь мы уже видим проявление “Я-фактора”, волевой саморегуляции, избирательности личности.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.
Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Прежде всего, необходимо изучить вместе с учениками памятку “Творческий проект — это интересно!”, в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.
Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.
Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости — аудио или музыкальное оформление.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.
Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практической значимости для школьника.
Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
В проектной технологии известны различные способы повышения мотивации учения: ролевые игры, моделирование круглых столов и конференций, творческие проектные работы, конкурсные задания и т. п. Сегодня учителю необходимо учитывать, что в силу все нарастающих темпов научно-технического прогресса использование исключительно традиционных методов обучения, сколь эффективными бы они ни были, неприемлемо. Особенно это касается уроков иностранного языка, на которых важную роль играет моделирование возможных ситуаций общения на иностранном языке.
Роль языка, в особенности английского — языка международного значения, должна учитываться при формировании методологии преподавания.
Несколько лет назад появились первые мобильные телефоны, не у всех детей дома были компьютеры, а сегодня школьники не расстаются со смартфонами, электронными книгами, планшетами и т. п. Учитель, ориентирующийся в мире инноваций и способный извлечь пользу из увлечений своих учеников, имеет больше шансов на успешные результаты. Использование компьютера и Интернета предоставляет учителям возможность создания общей электронной почты для обмена материалами с учащимися, обучения детей использованию онлайн словарей и других ресурсов. Существуют также различные интернет-проекты, позволяющие развивать навыки общения на иностранном языке. Есть сайты зарубежных школ, устанавливающие контакты со школами других стран для предоставления учащимся возможности ведения переписки в целях развития навыков общения на иностранном языке. Еще одним не так давно появившимся и ставшим довольно популярным проектом стал Postcrossing (с англ. обмен почтой) — это международный обмен почтовыми открытками с людьми из разных стран и городов мира. Уникальность этого проекта — сочетание новейших средств общения (Интернет) с традиционными (почтовые открытки), для современных детей уже непривычными. В посткроссинге имеет место система непрямого обмена, то есть отправляя открытки одним пользователям, участник получает их от других. Каждая новая открытка — сюрприз, так как невозможно предугадать, из какой страны она придет.
Участие в проекте способствует интенсивному развитию языковых и речевых компетенций и осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых совершенствуются определенные навыки.
Первый этап. Регистрация на сайте проекта http://www.postcrossing.com
Учитель может познакомить учеников с сайтом, помочь каждому ученику создать свой профайл, написать несколько слов о себе, своих интересах и увлечениях. На этом этапе развиваются навыки письменной коммуникации, активизируется лексика пассивного словарного запаса, вводится новая. Полезными при создании учениками своих страничек могут оказаться онлайн словари, опыт использования которых окажется несомненно полезным для дальнейшего изучения языка. [10, с. 55]
Приведу в качестве примера текст своего профайла:
AboutEkaterina...
Hello, everybody!
My name is Ekaterina. I'm from Jejsk, Russia. I am really interested in foreign languages and cultures. I love animals. I'd love to collect postcards with animals, nature, sea, islands, lighthouses, beautiful places of towns, different cities and countries, or those which theme is connected with literature and writers. Whatever postcard you send will be most appreciated.
Hope to get a postcard from you!
Зарегистрировавшись на сайте, ученики получают несколько (до пяти) случайно выбранных системой адресов.
Второй этап. Знакомство с профайлами адресатов
В качестве домашнего задания ученики могут ознакомиться с профайлами своих адресатов и на следующем уроке рассказать о некоторых из них. Подобное устное задание может стать речевой разминкой в начале каждого урока. Рассказы 2–3 учеников не отнимут много времени, но оживят урок и дадут бесценную возможность для речевой практики. На этом этапе проекта развиваются навыки разных видов чтения (просмотрового, поискового, с полным пониманием содержания, с извлечением информации) и навыки устной коммуникации.
Третий этап. Отправление открыток
Самый творческий этап проекта — выбор открыток и марок с учетом: интересов и пожеланий адресата и составление текста сообщения. На данном этапе, который обязательно должен проходить при участии учителя, дающего советы относительно содержания сообщений, корректности оформления адреса, исправления ошибок, происходит совершенствование навыков письменной коммуникации: ученики знакомятся с правилами оформления адреса получателя открытки, с речевыми клише (в том числе формулами вежливости), отрабатывают структуру разных типов вопросов и т. д.
Четвертый этап. Получение открыток
Отправив открытки, ученики должны запастись терпением на несколько недель, по прошествии которых они непременно обнаружат в своих почтовых ящиках долгожданные открытки со всех концов планеты. Для ребенка станет настоящим чудом получить весточку от человека, живущего в другой стране, говорящего на другом языке, но обращающегося прямо к нему: “Hello, Misha!”. И совершенно точно ему захочется понять каждое незнакомое слово, ему адресованное. А это значит, что он возьмет в руки словарь (или воспользуется онлайн словарем), найдет незнакомое слово и, вероятнее всего, запомнит его.
А написав несколько открыток, он уже не забудет, как правильно обращаться к адресату, как вежливо закончить свое письмо, как грамотно задать тот или иной вопрос и корректно оформить адрес.
Итак, открытка пришла. Теперь необходимо зарегистрировать ее на сайте. Для этого на каждой открытке имеется идентификационный код. Также необходимо поблагодарить приславшего открытку, что также можно сделать на сайте в процессе ее регистрации. Стоит дать задание ученикам ознакомиться с профайлами адресантов своих открыток и затем рассказать о них на уроке. В некоторых случаях между участниками проекта устанавливается прямая связь: они пишут друг другу письма по электронной почте и общаются с помощью программ ISQ и Skype.
На этапе получения открыток происходит активизация и совершенствование целого ряда языковых и речевых компетенций: активизируется новая лексика и грамматические правила, развиваются навыки разных видов чтения, устной и письменной коммуникации.
В качестве дополнительного творческого задания через несколько месяцев после начала участия учеников в проекте можно провести круглый стол по его результатам: ученики подготовят сообщения о самых интересных открытках и их авторах, принесут и продемонстрируют друг другу свои коллекции открыток, расскажут о тематике коллекций.
Использовать возможности данного проекта допустимо на разных этапах обучения с учениками разного уровня владения языком. Помимо учебных целей участие в проекте отвечает и другим целям учебно-воспитательного процесса; прежде всего, это формирование у школьников этических и морально-нравственных представлений: участие в проекте пробуждает желание доставить человеку радость красивой открыткой и парой добрых слов, а общение посредством посткроссинга способствует формированию толерантного отношения к представителям других культур, сближению людей разных национальностей, расширению кругозора, преодолению языковых и пространственных границ.
Вот так весело и интересно мы готовимся к четвертому заданию ЕГЭ — написанию письма личного характера.
Литература:
1. Английский язык. 4–11 классы. Современные образовательные технологии/авт.-сост. О. В. Захарьина. — Волгоград: Учитель, 2009.
2. Гальскова Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. № 7.
3. Зимняя И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3.
4. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.
5. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М. — 2008.
6. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. — М.: Центр «Педагогический поиск». — 2006.
7. Хуторский А. В. Современная дидактика. М.: Учитель. — 2006.
8. Щербакова С. Г., Выткалова Л. А. Организация проектной деятельности в школе. — Волгоград: Учитель. — 2009.
9. Коврижина Я. С. Использование возможностей проекта Postcrossing для изучения иностранного языка (для младших школьников) // Английский язык в школе. 2013. № 4.