Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 1043 раза

Библиографическое описание:

Якубова, А. А. Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок / А. А. Якубова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5738/ (дата обращения: 30.10.2024).

Вопрос духовности и нравственности в нашем обществе, в последние годы, поднимается достаточно часто на разных уровнях. В школах вводится новый предмет Основы религиозных культур и светской этики, осуществляется подготовка педагогов по данному предмету. По тематике исследования вопросов духовно-нравственного воспитания проводятся многочисленные конференции, дискуссии, круглые столы, семинары и др. Каждый желающий может стать участником этого процесса.

В последние годы, работая с детьми, мы наблюдаем процесс размывания некоторых понятий, которые, для предыдущего поколения были, непреложной истиной. Что такое хорошо и что такое плохо в поведении человека, в окружающем нас мире, эти понятия, иногда меняются местами и не только дети, но и взрослые уже не понимают, что есть хорошо, а что плохо. Традиции духовной жизни практически утрачены в большинстве семей. И вернуть, хотя бы понимание необходимости духовных ценностей, наша задача.

Не всё в жизни измеряется деньгами. Духовность, душевность, хорошее отношение не купишь, это работа души, духа над собой, преодоление негативного в себе, и в отношениях с другими. От этого зависит, будет ли наша страна развиваться, или разрушит себя изнутри и русский народ прекратит своё существование как народ могучий, единый. Очень бы хотелось сохранить русскую идентичность. Но на этот процесс влияет социальное неблагополучие в обществе.

Одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции.

Семья, по признанию ученых, — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Связь поколений в семье, осуществляется посредством передачи различной информации и опыта от поколения к поколению, и его принятия. В современных условиях ускоряется развитие общества, обусловленное глобальными изменениями в технологии производства, на этом фоне заметнее становятся различия между поколениями, и усложняются формы преемственности. Новое поколение попадает в иные условия жизни, чем их родители. Молодые в большей степени вовлечены в процесс преобразования. Для принятия правильных решений у молодёжи не хватает опыта, а опыт их родителей, приобретённый в прошлом, не всегда работает в новых условиях. Для старшего поколения встаёт очень важный вопрос: что из их багажа нуждается в сохранении, а что необходимо оставить в прошлом, и это непростая дилемма. Неправильный выбор приводит к давлению со стороны старших, а это, в свою очередь, неизбежно рождает протест у молодых, и чем сильнее давление, тем острее конфликт. Непонимание возникает на всех уровнях семейных поколений, дети теряют связь не только с родителями, но и с более старшим поколением, а старики вообще с трудом вписываются в современные условия. Какие же особенности обостряют проблему «отцов и детей»?

Родственники перестают общаться, не обсуждают проблемы, достижения, успехи. Современные родители озабочены проблемами материального благополучия семьи, для того что бы их ребёнок был не хуже других, вещи имел элитного класса, мог поехать за рубеж на отдых. Престижное, высокооплачиваемое рабочее место невозможно потерять. Всё свободное время человек проводит на работе, ему необходимо поддерживать свой профессиональный уровень, посещать курсы, тренинги, а дома с ребёнком времени проводит всё меньше, обсуждаются вопросы потребления, отдыха, развлечений. Дети часто не знают, где работают их родители, чем занимаются, и работу по дому быстрее сделать самому взрослому, или нанять на работу прислугу, нежели призывать на помощь ребёнка. У детей возникает иллюзия, что деньги как то сами появляются в кошельке, а не являются результатом труда. В традиционной культуре эта проблема решалась совместной работой детей и родителей на посевной, уборочной, по дому. Ребёнок с малых лет помогал родителям и знал цену своему и чужому труду. Утрата семейных традиций это ещё один важный фактор разрозненности поколений в семье. Когда за столом собиралась семья, когда всех ожидали после окончания работы, и за трапезой обсуждали успехи неудачи, каждого выслушивали, давали советы, искали совместно выходы, вспоминали события прошлых лет. Дети в таких семьях вырастали с пониманием того, что бывают проблемы, но они решаемы. Что их предки жили в других условиях и поступали исходя из других жизненных обстоятельств, чем сейчас.

Учёные считают, что именно семейные традиции — один из основных способов воспитания, т. к. прежде, чем попасть в детский коллектив, ребенок познаёт себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, и гордиться своей семьей. К сожалению, в наше время, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей. Ускоряется ритм жизни. Растёт эмоциональное напряжение в обществе. С ранних лет ребёнок попадает в поле конкуренции: конкурсы в престижные классы, специализированные школы, спортивные секции. Даже спорт утратил свой чисто игровой и оздоровительный характер. [1]

Одним из способов восстановления спокойствия, благополучия, понимания в семье, нам кажется, может стать взаимодействие между взрослыми и детьми, и сделать это можно через куклу.

Кукла — предмет, который впитывает в себя мировоззрение, верования, отношение к человеку в древних и традиционных культурах; вбирает в себя все достижения в области искусства, культуры, науки, техники. Кукла выглядит как человек, как идеал женской красоты, одета по последней моде или в традиционный костюм определённой местности, и с ней происходит всё тоже, что и с человеком. Поэтому кукла — замечательное средство, через общение с которым можно научить, воспитать, образовать, понять. Так же это своеобразный мостик, связующее звено между миром детей, взрослых и их предков.

Психологи ещё в начале 20 века обратили внимание на уникальные возможности помощи детям через игру в кукольный театр. Игра рассматривается как специфический вид деятельности, общения и познания.

Кукла позволяет поговорить с ребенком по душам. За куклой можно спрятаться, как за ширмой: мол, это не я, а кукла. Ребенок, говорящий за куклу может рассказать такое, что в другом случае из него не вытянуть. Ребенок проигрывает кукольную роль, проживая какие-то жизненные ситуации. От имени куклы может выступать врач, дающий советы по лечению. Кукла поможет развеселить ребенка шуткой или смешными движениями. И взрослый, произнося в очередной раз прописные истинны, от лица куклы, не будет выглядеть в глазах ребёнка давящим и навязчивым.

Ребёнок изготавливает куклу. По теории К.Юнга кукла созданная человеком является отражением его состояния, личностных особенностей, межличностных отношений. Оценивая эту куклу, взрослые могут увидеть всё ли хорошо на душе у ребёнка. [2]

Многие исследователи занимаются вопросами изучения культуры детства традиционного общества, и обратиться к этому опыту, на наш взгляд, очень важно, конечно не полностью копируя, а адаптировав к современным условиям. Рассмотрим несколько конкретных примеров, как работала кукла в крестьянской семейной педагогике:

1.                       Учили делать кукол, тем самым развивали моторику, координацию движений, глазомер. Обучали шить, вышивать, косу плести, бережно относиться к ткани, и другим материалам. [4]

2.                       С помощью куклы учили маленького человека быть благодарным, говорить спасибо. В Вятской губернии (по информации Нины Васильевны Осиповой народного мастера, исследователя куклы из Вятки) маленький ребёнок 3–4 лет считался сознательным, если знал отхожее место, знал нельзя, умел говорить спасибо и делать куколку «отдарок на подарок».

3.                       Кашу варить: Мама для дочки шила куколку. Высота головы вместе с туловищем равнялась высоте горшка, в котором кашу варили. Голова — 1/3 и талия по серединке остатка. Сажала мама такую куколку рядом с горшком и говорила: — «По пояс крупички, по шейку водички, а голова для разумности», так кашку и сваришь». Вырастала девочка, кашу варить и без куклы могла, а куколку то одевала в красивый сарафан. Делали таких куколок «Крупеничек» в Великом Новгороде, (по информации Ольги Олонцевой исследователя народной куклы из Великого Новгорода)

4.                       А ещё по отношению девочки к кукле судили, всё ли с девочкой в порядке, и бытовала эта кукла в Новгородской области. Делали куклу мамы, голова не пришивалась, а привязывалась. Дадут куклу и следят, оторвётся голова или нет, оторвётся — значит, у ребёнка проблемы и на неё нужно особое внимание обратить, а если цела осталась куколка — значит всё в порядке. (По информации Елены Ивановны Осиповой, исследователя куклы из Новгорода Великого)

5.                       В старину в куклы играли и девочки и мальчики, проигрывали те роли, которые им предстояло во взрослой жизни исполнять. Во что же играли? В сватовство, свадьбу, посиделки, дочки-матери, в поездку на ярмарку или базар. С самого детства человек примерял на себя поведенческие стратегии, учился взаимодействовать с противоположным полом, со старшими и младшими, а если что не так взрослые помогали разрешить ситуацию. [4]

6.                       Традиция домашнего показа «Вертепного представления», появилась в России с конца XVIII века. Это театр — ящик, актёры — куклы, а сюжеты библейские, о Рождестве Христовом, о возвращении Блудного сына. Показывали это представление вначале родители детям, а затем дети родителям. [3]

7.                       Кукла и идеальный женский образ формировала. Куколки в основном были ладненькие, крепенькие, сытенькие, и образ настоящей матери формировался жизненный. А современные куклы — Барби, очень уж на них похожи девушки страдающие анорексией.

Мы с вами живём в многонациональной стране, понимать представителем какого народа мы являемся, воспитать самоидентификацию ребёнка, так же поможет кукла. Традиционные куклы были у каждого народа, у многих они сохранились, их собирали этнографы, коллекции традиционных кукол различных народов хранятся в музеях. [5] Изготавливая такие куклы, рассматривая образ жизни, костюм, обычаи народа, мифологию, сказки, ребёнок, да и взрослый лучше понимает представителей другой национальности. И, как правило, дети видят, что у людей из разных стран больше общего, чем различного и различия наши вытекают из разных условий проживания. Зная всё это, у людей не возникает непонимания, отторжения других, не похожих на нас с первого взгляда людей, а по сути — абсолютно таких же как мы. Нет народа лучше или хуже, все мы равно важны, и культура, каждого из этих народов бесценна, и потерять её, хотя бы и самую маленькую часть, ужасная, невосполнимая катастрофа.

Если вернуться в 60–70–80 годы дети играли в куклы: в принцесс, в дочки-матери, в детский сад, школу, поезд, самолёт и т. д., если среди детей оказывался ребёнок, который побывал где то, где не были остальные, то эти ситуации проигрывались, проживались. Т.о. можно подготовить малыша к первому походу в детский сад, в школу, что бы ребёнок понимал, что там нет ничего страшного и как там себя нужно вести, своеобразные правила игры.

Одна из форм взаимодействия детей и родителей — домашний кукольный театр. Использовать можно самые простые куклы. На праздник или в выходной день, например взрослые, могут показать представление, но не просто по сказке, а поучительные сценки из жизни семьи. Герои спектакля повторяют поведение детей, делают те же ошибки, ведут себя не правильно, не красиво, и тогда дети видят, что так поступать плохо, или наоборот можно показать, как лучше вести себя в определённой ситуации, в которой ребёнок повёл себя не адекватно, и это то — же будет воспринято ребёнком положительно. Малыш сам сделает вывод, что хорошо, а что плохо. Обозначенные проблемы, выраженные от лица куклы не выглядят назидательно и скучно, не вызывают раздражения у ребёнка, а воспринимаются им как игра, что весело и здорово, для участников игры. Взрослый не будет восприниматься отрицательно, а сказанное им через куклу будет услышано и воспринято.

Семья — это родители и дети, их бабушки и дедушки, тёти, дяди, сёстры, братья, дальние и ближние родственники. Люди, ведущие свой род от единого предка. И каковы будут наши отношения, наши взаимодействия, наши традиции, наше понимание, зависит, каков будет духовный нравственный облик наших детей. А родители, к сожалению, в своей мирской суете даже не задумываются, что найти, сохранить, не потерять со временем тонкую ниточку взаимопонимания, уважения, сострадания со своим ребёнком, это самое ценное вложение в будущее своё и своего ребёнка. А кукла, её изготовление, и взаимодействие с ней — это тот мостик, который понятен и близок ребёнку, понятен и интересен взрослому. Через общение с ней, игру, как раз и можно восстановить традиции, рассказать о прошлом, проектировать будущее, затронуть нравственные проблемы, дать ребёнку то тепло, внимание, радость сотворчества, работы вместе, которые ему так необходимы сейчас, в наше непростое время.

Литература:

1.                  Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье «Демографические исследования», № 4 http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=440

2.                  Голдовский Б. П. Куклы: Энциклопедия. — М.: Время, 2004. — 496с., ил.

3.                  Мишина М. А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России: автореф. дис. На соискание учёной степени кандидата культурологии. СПб. 2011.

4.                  Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / И. Е. Якубовская, Н. В. Ерёмина, Л.Н Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. — СПб.:СПбАППО, 2008. — 276 с.

5.                  Куклы в народных традициях многонационального Петербурга и Ленинградской области. Методические рекомендации для проведения занятий по воспитанию этнотолерантного сознания в детских коллективах через изготовление традиционных кукол / Сост.: М. А. Мишина, Т. А. Сомова — Санкт-Петербург, 2012.- 44с.

Основные термины (генерируются автоматически): кукла, ребенок, взрослый, родитель, семья, традиция, Великий Новгород, детский сад, социальное неблагополучие, старшее поколение.