Экономическая грамотность школьников с нарушением интеллекта — главный фактор успешной адаптации в социуме
Автор: Чеботарева Мария Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 28.05.2014
Статья просмотрена: 1294 раза
Библиографическое описание:
Чеботарева, М. А. Экономическая грамотность школьников с нарушением интеллекта — главный фактор успешной адаптации в социуме / М. А. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5724/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вопрос о социальном положении в обществе школьников с интеллектуальной недостаточностью актуален во всех странах, где существует определенное количество таких людей, и тенденции к снижению его не наблюдается.
Социальная адаптация - приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни. [2, c.78]
Прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большей степени зависит от системы воспитания и обучения, а также от степени умственной отсталости. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. [6, c.51] В современной классификации выделяют следующие степени умственной отсталости: тяжелая, средняя, легкая. [9, c.4]
Особенности психики умственно отсталых исследовали достаточно полно Л. В. Занкова, В. Г. Петрова, И. Н. Соловьев, С. Я. Рубинштейн и др. На основании этих исследований они сделали вывод: умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. [5, c. 32]
Исследования последних лет еще раз подтвердили, что лиц с нарушением интеллекта чрезвычайно затрудняет самостоятельное использование имеющих у них знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в самостоятельной жизни, анализ ситуации, выбор решения сложных жизненных задач — все это почти непреодолимые трудности. Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения и умения действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность
Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует. [3, c.4]
Цель коррекционно — воспитательной работы с умственно — отсталыми детьми — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно — необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять определенную работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. [4, c.17]
С учетом сниженных познавательных возможностей детей к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях. Трудовая, бытовая и психологическая адаптация выпускников далеко не всегда проходит успешно. Заметна тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснована неудовлетворённость заработком, имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной и культурной жизни. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых знаний и практических навыков.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений, вопросов быта. В практической деятельности, человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность. Таким образом, экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития. А развитие, как известно, начинается в детском возрасте.
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Для ребенка с проблемами в развитии важны социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению.
У детей с интеллектуальной недостаточностью «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир». [1,с. 36]
Классик олигофренопедагогики Э. Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э. Сеген придавал главное значение отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. В силу особенностей мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировка в нормах и правилах различных сфер деятельности опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок, поэтому даёт низкие результаты. Полученные знания и умения такие дети с трудом переносят на новые отношения и ситуации. Школьники воспринимают ситуацию упрощённо, не замечают многих важных свойств, не устанавливают смысловых причинно-следственных связей. [7, с. 28]
Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но этого оказывается недостаточно. Предполагается, что практические навыки обучающиеся смогут приобрести в семье, в ближайшем социуме. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники коррекционных школ зачастую оказываются беспомощны в самостоятельной жизни.
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать такие знания, умения, навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей действительности экономические факты, применять арифметические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.
В меняющихся условиях жизни детям с нарушением интеллекта очень трудно адаптироваться.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эти знания можно получить при решении задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям: раскрытие сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых и общественных отношений; овладение элементарными экономическими понятиями; адаптация в быту; включение в производственную деятельность, планирование бюджета семьи, расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка, умение высчитывать площадь своей квартиры, комнаты для приобретения необходимых строительных материалов для ремонта и др. Эти знания школьники должны получать не только на уроках СБО, труда и общеобразовательных предметах, но и на факультативных занятиях, кружках, внеклассных мероприятиях, применяя элементы практических задач с экономической и этической направленностью.
Это должно помочь учащимся применять знания, умения и навыки на практике, познакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок; разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся. Решение экономических задач с элементами математики, будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.
Обучение обеспечивает возможность учащимся овладеть элементарными понятиями, знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях. Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты. Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. [8, с. 76]
Все это дает большой воспитательный потенциал, такой, как правила и нормы экономического и этического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения, применять элементарные знания, уметь анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.
Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.
Роль семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у детей ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам».
Уровень социальной адаптации личности зависит, прежде всего, от особенностей самой личности, её адекватного поведения и действий в соответствии с интересами и потребностями. Задачей обучения детей с нарушениями интеллекта в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни.
Литература:
1. ВыгодскийЛ. С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1999. — 129 c.
2. Гаркуша Ю. Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особым образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008. — 192с.
3. Граборов А. Н. Вспомогательная школа (школа для умственно отсталых детей).Л.,1923 68с
4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: 1981.-176 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 2. — М., 1989. — 256 с.
6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1986.
7. Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей — СПб.: 1903. — 35 с.
8. Стариченко Т. Н. Экономический практикум в выпускном классе вспомогательной школы: Пособие для учителей. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. — 384с.
9. Шилова Т. А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004.- 14 с.