Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 18.05.2014

Статья просмотрена: 583 раза

Библиографическое описание:

Самородова, Ф. С. Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства / Ф. С. Самородова, В. И. Салютнова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5680/ (дата обращения: 25.04.2024).

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения большое внимание уделяется не только теории, а делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям [1; с.8]. В учебных программах этому посвящены такие циклы как изобразительное искусство, музыка, литературное чтение, которые способны вызывать понимание прекрасного у детей данной возрастной категории.

В соответствии с примерной основной образовательной программой начального образования в результате изучения изобразительного искусства выпускник научится эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и так далее) окружающего мира и жизненных явлений; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту [2;с.37].

Идеи эстетического воспитания зародились ещё в Античности. Представления о его категориях, прекрасном и безобразном, исторически изменчивы. В каждой эпохе выдвигались новые предположения о сущности этих категорий, однако, все они основаны на таких понятия, как идеал, возвышенное, гармония, совершенство. Обобщив понятия разных авторов, можно сделать вывод, что эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования представлений о прекрасном, развития способностей воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развитие задатков и способностей в области искусства, а также формирование эстетических качеств и чувств. Эстетически воспитываться возможно только на «сокровищах мирового искусства».

Народный художник России, академик Российского Авторского Общества Б. М. Неменский большую значимость в формирования эстетических чувств уделял уроках изобразительного искусства. В 1974 году авторским коллективом под его руководством была разработана программа, направленная на интеллектуальное, духовное обогащение школьников, совершенствование навыков художественной деятельности не только учащихся, но и педагогов. Структура программы представлена в виде «Храма искусств», который состоит из трёх этапов: 1) основы художественных представлений; 2) основы художественного мышления; 3) основы художественного сознания. Первый этап сложен из четырёх ступеней (начальная школа) и является основой всего «храма». Связывают этапы три вида художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

Б. М. Неменский отмечает важность организации начального этапа занятия. Необходимо заранее продумать последовательность действий, применение тех или иных методов на занятии с целью достижения наиболее эффективного результата. Он объясняет, что грамотно разработанный урок изобразительного искусства с применением музыки, песен, стихотворений способны сделать занятие эмоционально насыщенным, дать определённый настрой на предстоящую работу, пробудить фантазию, создать определённый образ в воображении учащихся и отразить этот образ в изделии или рисунке. В связи с этим метод интеграции, который представляет собой связь изобразительного искусства с такими предметами, как литературное чтение, музыка и художественный труд в программе Б. М. Неменского играет значимую роль.

Использование на занятиях музыкальных народных композиций, фольклора благотворно сказывается на эмоциональной сфере школьника, доставляет эстетическое наслаждение. Музыка глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать.

Значимую роль, по мнению Б. М. Неменского, имеет и поэтическое слово, произносимое учителем на уроке, так как оно способно вызывать самые разнообразные ассоциации, пробуждать чувство стремления к прекрасному. Цель учителя не подменить изобразительное искусство поэзией, а добиться сопереживания с поэтом, раскрыть глубину чувства и мысли, эмоциональную отзывчивость. Чтение легенд, стихов или отрывков художественных произведений создаёт определённый эмоциональный настрой, помогает учащимся увидеть мир по — иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волшебную прелесть цветущих яблонь, зелёных лугов или пережить приход весны. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе. Он отмечает важность постоянного обращения к прошлому опыту ребенка, к его ощущениям от увиденного, услышанного [3; 28.03.14.].

Б. М. Неменский первым ввёл в занятия по изобразительному искусству использование демонстрации слайдов по соответствующей теме занятия и их коллективное обсуждение. Он обнаружил, что большой и общий для всех экран воспринимается школьниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки, могут обводить руками контуры, увидеть внутреннее многоцветие пятна… Дети легче осваивают навыки изображения, их впечатления ярче.

Если музыкальное произведение можно прослушать раньше и до первичного прочтения рассказа или стихотворения, то показ слайдов, картин, рисунков рекомендуется проводить после прочтения рассказа или стихотворения и его анализа, на этапе вторичного синтеза, тогда зрительный образ дополняет словесный. Учитель закрепит эти отличия: в картине запечатлён статичный образ, который передаёт определённое настроение и вызывает определённое чувство, а в стихотворении или рассказе есть динамика, развитие чувства и настроения.

Зарождение чувства любви к Родине, чувства национальной гордости начинается с любования красотой родного края. Ребенок, который сумел оценить красоту родной природы, пропустил ее через свое сердце, научится беречь природу, любить ее, а затем постепенно научиться любить Родину.

Во время экскурсии рекомендуется говорить детям, что красота природных явлений недолговечна, но народ Древней Руси смог отразить её красоту в произведениях декоративно-прикладного искусства. Обязательно должны задаваться следующие вопросы: «Что тебя удивило в природной картине? Что открылось тебе, какая природная тайна? Что ты почувствовал? Опиши свои эмоции».

Основой экскурсий должно стать художественное разглядывание — вглядывание в природу. Поставленные здесь задачи связаны с развитием навыков художественного изображения и образного видения. В ходе таких занятий дети учатся видеть в природе выразительные ритмы и различный характер линий, разглядывая, например, ветви деревьев, чтобы впоследствии, используя впечатления, осваивать азы линейного рисунка, учатся видеть выразительность пятна, силуэта, разнообразие и красоту природных фактур, природных узоров, разнообразие красок и форм листьев и так далее. Задача учителя научить детей чувствовать особый выразительный характер природного материала, видеть богатство его форм, фактур, разнообразие красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы. Это развивает у детей воображение и творчество, будит разнообразные ассоциации из сказок, фильмов, из переживаний и впечатлений собственной жизни. Очень важно, организуя общение, сразу нацеливать на выражение характера увиденного персонажа: не только «кто?», но и «какой?» — веселый, хитрый, испуганный зверушка, шаловливая лошадка. А также, какой материал еще может потребоваться, чтобы воплотить увиденный образ. Если поездки в лес не доступны из-за дальности, то достаточно сходить с детьми в школьный двор.

Формировании эстетических чувств, таких как чувство возвышенного, величественного, чувство восхищения, чувство гордости за свою нацию, по мнению Б. М. Неменского, невозможно развить без непосредственного соприкосновения с предметами декоративно–прикладного искусства. Любование ими запечатлеваются в памяти детей навсегда; каждая деталь, будь то кружевной узор или форма кувшина — каждая деталь природной картины, предстающей перед взором детей на экскурсии, может стать предметом пристального внимания, вызвать эмоциональный отклик учителя и ученика.

Вглядывание в картины и оценивание их также занимает основное место в формировании эстетических чувств, таких как любование, наслаждение, по программе М. Б. Неменского. Осуществлять это возможно как на занятиях, так и при походе в музеи. Не стоит знакомить учащихся с большим количеством картин. От множества впечатлений они быстро устают, не успевают эмоционально реагировать на каждую из них [4; с. 53].

Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения договариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы, обычно намного превышающей возможности индивидуальной, — необходимо применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных работ. Огромный воспитательный эффект таких работ, когда группа «главного художника» готовит фон, а каждый ученик в меру своих сил и умений создаёт деталь для общего панно (фигуру, здание или его часть, предмет быта и тому подобное [5;88]. При возможности, перед проведением занятия можно пригласить специалистов со стороны — работников музеев, людей, знающих, любящих историю родного края и далёких стран. Это способствует формированию чувства сопричастности младших школьников к своей истории, стране [6; с. 159].

Для эффективного проведении занятий, Б. М. Неменский рекомендует чередовать периоды напряжённого внимания с рефлексией или игровыми паузами, во время которых ученики могли бы, к примеру, воплотиться в образ сказочного героя, изобразить его в движении. На занятиях могут применяться такие виды игровой деятельности, как игра-драматизация, придумывание сказок, веселых или грустных историй, сочинение или чтение стихов, органичного включения музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа.

Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха, их переполнит чувство гордости за своё, коллективное творчество и творчество товарищей.

Литература:

1.                  Федеральный государственный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ — Москва: Просвещение, 2010. — 31с.

2.                  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2013. — 223 с.

3.                  Педсовет.org [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/ ption,com_mtree/ task,viewlink/link_id,57409/Itemid,5501431/; (дата обращения 28.03.14.

4.                  Пакша, Л. М. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства // Начальная школа, 2006, № 10.

5.                  Зыкова, Л.И.. Коллективные творческие работы с национально — региональным компонентом //Начальная школа, 2010, № 1;с. 88

6.                  Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. 8 — е изд. — Москва: Просвещение, 2009. — 159с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, ребенок, занятие, чувство, литературное чтение, природная картина, родной край, художественная деятельность, эмоциональная отзывчивость, эстетическое воспитание.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся на уроках... | Молодой ученый

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, эстетическое воспитание школьников, ребенок, окружающий мир, урок музыки, музыкальное искусство, начальная школа, творческое отношение...

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на...

Художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков речевого общения, способности логично отвечать на вопросы и рассуждать на предложенные темы. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость...

Художественная литература как фактор формирования...

Библиографическое описание: Ушков М. Ю. Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей

Важно отметить, что чтение — это «деятельность речевая, а значит, является видом человеческого общения» [10, с.5]. Ведь...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Не рекомендуется заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда устал, желает смены деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция...

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный... Эстетическое воспитание учащихся на уроках...

Чтение художественной литературы как средство...

художественное воспитание, дети дошкольного возраста, художественное восприятие, художественная деятельность.

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная...

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

эстетический вкус, эстетическое воспитание, художественный вкус, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, произведение искусства, творческая деятельность, искусство, детский сад.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.

Художественная литература как фактор формирования... эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся на уроках... | Молодой ученый

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, эстетическое воспитание школьников, ребенок, окружающий мир, урок музыки, музыкальное искусство, начальная школа, творческое отношение...

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на...

Художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков речевого общения, способности логично отвечать на вопросы и рассуждать на предложенные темы. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость...

Художественная литература как фактор формирования...

Библиографическое описание: Ушков М. Ю. Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей

Важно отметить, что чтение — это «деятельность речевая, а значит, является видом человеческого общения» [10, с.5]. Ведь...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Не рекомендуется заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда устал, желает смены деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция...

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный... Эстетическое воспитание учащихся на уроках...

Чтение художественной литературы как средство...

художественное воспитание, дети дошкольного возраста, художественное восприятие, художественная деятельность.

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная...

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

эстетический вкус, эстетическое воспитание, художественный вкус, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, произведение искусства, творческая деятельность, искусство, детский сад.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.

Художественная литература как фактор формирования... эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст...