Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 10.06.2014

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Фомина Е. Г. Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5677/ (дата обращения: 18.08.2018).

Материал представляет комплексную систему организации деятельности дошкольного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Здесь представлены основные направления деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению с основными субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами. Данный материал будет интересен и полезен как работникам образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и руководителям и педагогам общеразвивающих дошкольных учреждений.

В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. При этом базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. В современных условиях каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности по этому важному вопросу. Деятельность нашего дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья содержит следующие основные направления.

1) Формирование у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью.

Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей через организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности, организацию рационального питания, обеспечение оптимального двигательного режима, организацию лечебно-профилактической работы в нашем дошкольном учреждении простроена система педагогической работы по формированию у дошкольника осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью. Основной формой работы с детьми в нашем д/с являются специально организованные занятия по разделу «Здоровье». Содержание методического обеспечения не сводится лишь к валеологической направленности, а охватывает понятие «здоровье» в его широком смысле как полноценное физическое, психологическое, социальное и духовное благополучие человека. На занятиях по разделу «Здоровье» детям даются начальные теоретические представления по всем разделам, касающиеся организма человека, восприятия собственного «Я» и своего положения в мире окружающих людей, основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и т. д. Кроме теоретических сведений на занятиях по «Здоровью» дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приёмы физиологического и психологического расслабления, упражнения на профилактику плоскостопия и т. п. Эти практические приёмы закрепляются детьми на других занятиях, а также в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. Для этого в «Островках Здоровья» в группах есть все необходимые практические материалы: операциональные схемы, дидактические игры.

2) Организация взаимодействия с родителями.

В центре работы по полноценному физиологическому и психологическому развитию и оздоровлению детей должны находиться и семья, и д/сад как две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребёнка. В нашем д/саду совместная работа с семьёй по сохранению и укреплению здоровья детей строится на следующих основных положениях:

1)                 Цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо известны. Это положение реализуется через имеющиеся в каждой группе «Уголки здорового ребёнка», где родители получают возможность познакомиться с основным содержанием, целями, задачами, методами и приёмами работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

2)                 Систематичность и планомерность в работе с родителями. Это положение подразумевает наличие чёткого плана работы с семьями воспитанников (а не набор отдельных мероприятий в течение учебного года) при использовании разнообразных взаимодополняющих форм как наглядных, так и практических.

3)                 Индивидуальный подход к каждой семье подразумевает, что вся работа в дошкольном учреждении (с ребёнком ли, с семьёй ли) основывается на комплексной медико-психолого-педагогической диагностике, по результатам которой разрабатывается план работы с семьёй на основе выявленных особенностей, проблем, интересов и конкретных запросов семьи.

С этой целью в ДОУ используются как традиционные формы работы, такие как: информация в родительских уголках, коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации специалистов, семинары-практикумы, тренинги, совместные праздники, досуги, развлечения и т. д., так и нетрадиционные мероприятия:

-        тематические дни (например, «День Здоровья», посвящённый знакомству с работой по разделу «Здоровье», «Самый вкусный день в году», посвящённый рациональному питанию, «Движение — основа жизни» по проблемам оптимального двигательного режима в жизни ребёнка и др.);

-        выпуск газеты для родителей «Здоровей-ка», где ежемесячно вниманию родителей предлагается подбор материала по тематике здоровьесбережения;

-        интересной формой обучения родителей практическим приёмам традиционного и нетрадиционного оздоровления является работа родительского клуба «Академия Здоровья». Врамках клуба действуют 4 секций:

1.      «Бабушкина аптека» (руководитель — м/с), на которой родителей знакомят со способами нетрадиционной профилактики и лечения методами народной медицины;

2.      «Закаляйка» (руководитель-воспитатель), здесь родителям даются представления о значении закаливания для общего укрепления организма и знакомят с различными видами закаливания в д/с, дают рекомендации по организации закаливающих процедур в домашних условиях;

3.      «Держи осанку» (руководитель — физинструктор), где родители обучаются практическим приёмам профилактики нарушений осанки;

4.      «Неболейка» (руководител — старшая м/с), на которой родители получают сведения о традиционных и нетрадиционных способах лечения и профилактики различных заболеваний.

3) Организация работы с педагогами.

В современном дошкольном учреждении основная роль в процессе организации эффективной системы здоровьесбережения, несомненно, принадлежит педагогу. Ведь именно от профессионализма, грамотности, уровня знаний и умений, а также личностных качеств педагога напрямую зависит результат его взаимодействия с ребёнком. Заинтересованность в получении положительных результатов своей деятельности и владение практическими навыками оздоровительных технологий — также являются необходимыми условиями результативности внедрения новых здоровьеформирующих подходов к построению общего образовательного процесса в дошкольном учреждении. В общей системе работы с коллективом можно выделить 2 основных направления:

1)                 Работа по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения. В рамках данного направления в общую организационно-педагогическую и методическую работу дошкольного учреждения ежегодно включаются методические мероприятия (деловые игры, подгрупповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, презентации опыта работы отдельных педагогов, лектории и т. д.).

2)                 Творческая деятельность педколлектива в рамках опытно-экспериментальной работы по данному разделу. В частности, в д/с работает творческая группа в составе, которая занимается разработкой темы «Формирование осознанного преобразовательного отношения к своему здоровью у дошкольников в условиях дошкольного учреждения».

4) Создание предметно-развивающей среды в ДОУ.

В д/саду оборудован отдельный медицинский кабинет, который включает: физиотерапию, процедурный кабинет, зал лечебной физкультуры. Воспитанникам предлагается целый спектр лечебно-оздоровительных услуг, среди которых: ЛФК, физиотерапевтические процедуры: КУФ, ингаляции, электрофорез. Также в группах д/сада, помимо традиционных двигательных центров, отдельно выделены так называемые «Островки Здоровья», где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры и пособия, массажёры, спортивный инвентарь, схемы проведения гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики и т. п.), которые дети могут использовать как с помощью взрослых, так и самостоятельно.

Итак, мы представили систему деятельности нашего дошкольного учреждения по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Естественно, она не является эталоном, поскольку система такого типа должна быть открытой для дополнения и расширения в зависимости от различных условий: изменяющихся требований, особенностей дошкольного учреждения и контингента детей, его посещающих, но основные составляющие представленной системы по здоровьесбережению могут эффективно использоваться в условиях любого дошкольного учреждения.

Литература:

1.                  Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003г.

2.                  Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой.- М.: ТЦ Сфера, 2004г.

3.                  Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.- М.: издательство ГНОМ, 2001г.

4.                  Здоровьеформирующее физическое развитие: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2001г.

5.                  Каштанова Г. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2002г.

6.                  Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей. — М.: АРКТИ, 2002г.

7.                  Маханёва М. Д. Здоровый ребёнок: рекомендации по работе в д/саду и начальной школе.: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2004г.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, укрепление здоровья, укрепление здоровья детей, родитель, Работа, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, здоровый ребенок, дыхательная гимнастика, здоровье.

Похожие статьи

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный процесс, дыхательное упражнение, дыхательная гимнастика, детский организм, пальчиковая гимнастика.

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

здоровый образ жизни, ребенок, федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, здоровье, собственное здоровье, здоровый ребенок, жизнь человека...

Использование закаливающих мероприятий как средство...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ.

...образа жизни у детей, например, организация закаливания, в детском саду, соблюдение режима дня дома в выходные дни и т. п.

Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

детский сад, укрепление здоровья, здоровье детей, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, ребенок, родитель, звуковая дыхательная гимнастика, Крайний Север, двигательная активность.

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию...

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию и укреплению здоровья детей. В течение нескольких лет дошкольные образовательные учреждения существовали изолировано от семьи, самостоятельно достигая цели и задачи...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, образ жизни...

К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания...

Организация здоровьесберегающей деятельности старших...

Основу здорового образа жизни ребенка прежде всего составляет соблюдение режима. Сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена — это составляющие домашнего режима.

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов...

Использование здоровьесберегающих технологий как...

Охрана и укрепление здоровья — одна из важнейших задач дошкольного образования.

Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.

рациональное питание

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный процесс, дыхательное упражнение, дыхательная гимнастика, детский организм, пальчиковая гимнастика.

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

здоровый образ жизни, ребенок, федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, здоровье, собственное здоровье, здоровый ребенок, жизнь человека...

Использование закаливающих мероприятий как средство...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ.

...образа жизни у детей, например, организация закаливания, в детском саду, соблюдение режима дня дома в выходные дни и т. п.

Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

детский сад, укрепление здоровья, здоровье детей, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, ребенок, родитель, звуковая дыхательная гимнастика, Крайний Север, двигательная активность.

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию...

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию и укреплению здоровья детей. В течение нескольких лет дошкольные образовательные учреждения существовали изолировано от семьи, самостоятельно достигая цели и задачи...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, образ жизни...

К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания...

Организация здоровьесберегающей деятельности старших...

Основу здорового образа жизни ребенка прежде всего составляет соблюдение режима. Сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена — это составляющие домашнего режима.

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов...

Использование здоровьесберегающих технологий как...

Охрана и укрепление здоровья — одна из важнейших задач дошкольного образования.

Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.

рациональное питание

Задать вопрос