Ценностно-смысловые компетенции и их развитие на уроках литературы
Автор: Юрина Татьяна Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 23.05.2014
Статья просмотрена: 1128 раз
Библиографическое описание:
Юрина, Т. А. Ценностно-смысловые компетенции и их развитие на уроках литературы / Т. А. Юрина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5671/ (дата обращения: 17.12.2024).
Стратегическая задача развития российского образования в настоящее время заключается в обновлении содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики — это поворот к личности учащихся. Развитие личности — смысл и цель современного образования.
В основе методологии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлено, в частности, и новое понимание основного результата образования — индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, которые должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.
В состав ключевых компетенций должны войти обобщенные, универсальные компетенции, овладение которыми необходимо студенту для дальнейшего обучения, собственного развития, жизненной самореализации, независимо от уровня его обучения, развития и профессии, которую он выбрал. Иными словами, список компетенций, так или иначе, воспроизводит некий перечень основных видов деятельности человека.
Какими же теоретическими положениями целесообразно руководствоваться, формируя ключевые компетенции в процессе образования.
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача — воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Литература — учебный предмет эстетического и духовно-нравственного направлений и влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности ученика является неоспоримым фактом. Литература — не только прекрасное средство познания мира, но и сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и политическое развитие человека и общества в целом. Подлинно художественные произведения входят в жизнь человечества; на них воспитываются люди; их высокие идеалы становятся для людей руководством в поведении, в борьбе и труде.
«Поэты,— говорил Чернышевский,— руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».
Преподаватели русского языка и литературы особенно явственно чувствуют, что снизилась не только читательская культура подрастающего поколения, но и общая культура имеет тенденцию понижения.
Среди главных особенностей XXI века ученые отмечают быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах и ставят вопрос о максимальной мобилизации всех имеющихся средств и ресурсов мировой цивилизации на его преодоление. В связи с этим обостряется проблема отношений человек-природа, усиливается роль и значение экологической науки в жизни общества, экологического воспитания населения, особенно подрастающего поколения.
В начале учебного года нами было проведено анкетирование среди учащихся группы. Цель анкетирования: выявление познавательного интереса учащихся к урокам литературы, определение готовности учеников к экологической и природоохранной деятельности, определение основных мотивов экологической деятельности учащихся и уровня их экологического сознания.
Результаты анкетирования позволяют сделать выводы, на основе которых были установлены различные связи между познавательными интересами учащихся и их отношением к обучению, к предмету, к природоохранной деятельности. Результаты анкетирования отражают:
уровень развития познавательных интересов:
низкий — 87 %; средний — 10,3 %; высокий — 12,7 %
уровень готовности студентов к экологической и природоохранной деятельности:
низкий — 75,5 %; средний — 12,3 %; высокий — 12,2 %
Данные анкетирования показывают довольно низкий уровень читательского познавательного интереса и низкий уровень готовности учащихся к экологической и природоохранной деятельности. Данная проблема по-прежнему остается актуальной.
Сознательно — положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.
Итак, развитие познавательных способностей учащихся — длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели, а самое главное — с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Актуальными становятся разработка и внедрение в практику преподавания таких методов и средств, которые оказывали бы положительное влияние на формирование ключевых компетенций учащихся.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Приведем пример формулировки ценностно-смысловой компетенции в деятельностной форме:
1) Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Метод проектов — технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в учебном проекте нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика, актуальна, а ее решение имеет общественную и практическую значимость. Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается. Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы. Проектанты, решив основную задачу проекта, т. е. замыслив способ решения проблемы, значительное время и много сил тратят на подготовку некоего продукта, который собираются показывать, предъявлять на всеобщее обозрение, — нечто вещественное и наглядное (в отличие от умозрительного решения проблемы). Это есть продукт работы над проектом — фактически один из результатов осуществления учебного проекта.
Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла. Презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно. Продуктом может быть чертеж, или эскиз, или альбом всевозможных эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определенную тему, спектакль или концерт. Каким способом будет предъявлен замысел решения проблемы или продукт, не столь важно — важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта. Продукт работы над проектом при этом помогает наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта. Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как — это так называемая «рефлексия деятельности».
Литература:
1. Воловикова М. И. Нравственно-правомерные представления в российском менталитете/М. И. Воловикова //Психологический журнал.-2011.-Т. 25, № 5. — С. 16–23.
2. Долинер Л. И., Стариченко Б. Е. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Материалы I — ой Региональной научно-практической конференции. — Екатеринбург: Институт развития регионального образования, Уральский государственный педагогический университет, 2007.
3. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — Правительство Российской Федерации. — Распоряжение № 1756-р от 29.12.2007 г.
5. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 2. — С.3–10.
6. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. — Л., 1992.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1989.