Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе преподавания математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 06.06.2014

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Ревенко Л. В. Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе преподавания математики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5665/ (дата обращения: 22.10.2018).

В ходе своей педагогической практики я нередко сталкиваюсь со следующей проблемой. Дети, имея в голове достаточный багаж математических знаний, не умеют их применять в «незнакомых» ситуациях, не всегда умеют выдвигать гипотезы и их проверять. Им необходимы подсказка, рекомендации с моей стороны, и вот только тогда для них оказывается всё просто и решаемо. Я искала собственные пути решения этой проблемы, применяя различные методики и делая выводы. И самой действенной и результативной оказалась техника обучения приёмам, которые описаны в ТРИЗ-педагогике.

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач отечественной школы Генриха Сауловича Альтшуллера.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Эти слова французского писателя и философа эпохи возрождения Мишеля де Монтеня, на мой взгляд, и подтверждают то, что цель обучения — не наполнять мозг ученика, а устраивать его так, чтобы он мог, используя свои знания, проявив творчество, решить любую задачу.

Я применяю несколько методов теории ТРИЗа. Первый — мозговой штурм. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе, самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

То есть, когда все идеи высказаны, производится их анализ и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Рассмотрим пример:

В магазине хозяйственных товаров покупатель спрашивает:

— Сколько стоит один?

— Двадцать рублей.

— Сколько стоит двенадцать?

— Сорок рублей.

— Хорошо, дайте мне девятьсот одиннадцать.

— С вас шестьдесят рублей.

Что покупал покупатель?

Увлекая ребенка в интересный и необычный для него мир, я незаметно для него одновременно развиваю и воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций еще и формирую математические способности и понятия.

Решение одной задачи еще недостаточно для изменения стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки задач, постепенно мышление перестраивается, становится более гибким и управляемым.

Метод второй — синектика. Это методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа учащихся. Ребята постепенно привыкают к совместной работе, не боятся критики. Этот метод я применяю при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике, а именно, при проведении консультаций.

Например, задание второй части (сложность 4 балла).

Укажите все значения параметра а, при которых графики функций у=(x-7):Ix-7I и у = (х+а)2 имеют одну общую точку.

Дети, не имеющие опыта решения задач данным методом, вначале сразу говорят: «Не знаем, как решать». На занятиях я предлагаю выдвинуть свои идеи, предложения, начать анализировать вместе. В данном задании предлагают построить графики функций, но при этом возникают сложности, вопросы, так как функции содержат модуль и параметр. Ребята обсуждают, спорят, сравнивают, предлагают свои решения, делают выводы. Я направляю детей, если они всё же зашли в тупик, либо не могут сделать выводы из тех действий, которые они выполнили. Это, конечно, занимает много времени по сравнению с традиционным показом готового решения учителем, но именно так они учатся самостоятельно искать решение.

Используя данный метод, я достигаю определенных результатов: выпускники уже справляются со сложными заданиями. Конечно, не у всех это получается, но главное, они не боятся, с удовольствием берутся за решение, ищут, пробуют и испытывают необыкновенную радость, когда у них получатся, а я при этом понимаю, что мои методы действуют, и радуюсь не меньше их.

Особый интерес вызывают исследовательские задачи, решаемые на кружке «Друзья математики». Это задачи необычного содержания, из разных сфер деятельности, предметов, с необычной структурой, постановкой задания. Я вам предлагаю одну из таких задач.

Одному фермеру не давали покоя соседские ребятишки. Они облюбовали лужайку перед его домом для своих шумных игр. Постоянная беготня и крики выводили фермера из себя. Первое, что он сделал — накричал на мальчишек. Результат оказался нулевым, «бесчинства» продолжались. Тогда фермер сменил тактику. Он о чем-то поговорил с мальчишками раз, другой... Через несколько дней на ферме воцарился покой.

Что предложил фермер ребятам? (Фермер задушевно сказал: «Я так рад, что вы тут играете. Я уже старый, и мне приятно смотреть на вас. Пожалуйста, приходите каждый день к моему дому и играйте. За это я буду платить каждому по 20 центов». Мальчишки с радостью согласились. На следующий день фермер сказал детям: «Дела мои идут плохо, поэтому я буду вам платить по 10 центов». Мальчишки, поворчав, отработали жалованье, но уже без прежнего энтузиазма. Потом фермер сообщил мальчикам: «С деньгами у меня туговато, так что придется снизить вам жалованье до 5 центов».

— Ну, уж нет, старик! За такие гроши сам бегай по своей лужайке!

С того дня на ферме воцарился покой.)

Дети на кружке быстро увлекаются, им занятно, интересно и иногда даже смешно. То есть положительных эмоций достаточно. Однажды мы доказывали, что дважды два будет десять. Причём это задание я придумала сама и изначально у меня был один правильный ответ, что это верно в четверичной системе счисления. Но участники кружка так активно мыслили, выдвинули ещё три случая, когда это может быть верным.

Использование элементов ТРИЗ-педагогики для меня является инструментом формирования метадеятельности на уроках математики.

Суть метапредмета «Задача» заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. В результате методом проб и ошибок ученики находят способы и пути решения.

Суть метапредмета «Проблема» — это организация рефлексивного, проблемно организованного мышления. В процессе постановки проблемы учащиеся усваивают очень своеобразную и сложную технику: видеть один и тот же предмет одновременно с разных позиций.

Этими видами метадеятельности и овладевают учащиеся в процессе применения методов обучения «Синектика», «Мозговой штурм». На заседаниях школьного методического объединения естественно-математических наук мы с коллегами, учителями других предметов, пришли к выводу, что дети уже применяют эти универсальные действия при изучении других предметов, при создании проектов.

Применяя описанные методы, я могу выделить несколько замеченных мною положительных результатов:

-          Повышение активности учащихся, интереса к обучению

-          Положительное изменение в чувствах и эмоциях учащихся

-          Развитие воображения

-          Развитие креативности мышления

-          Улучшение понимания и усвоения предмета

Повысилось качество преподаваемого предмета, о чём говорят результаты экзаменационных работ учащихся 9 класса по математике. За последние три года нет обучающихся, получивших неудовлетворительные отметки, а также отсутствуют учащиеся, которые сдают экзамен ниже годовой оценки.

Несомненно, самый желаемый результат-это личностный рост учащихся, который невозможно выразить в диаграммах и таблицах. Это то, к чему я стремлюсь в своей работе и наблюдения показывают, что изменения уже есть.

-          Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

-          Способность использования приобретённых навыков в учебной, познавательной и социальной практике

-          Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

-          Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Помните …пойди туда- неведомо куда, принеси то- неведомо что…

Это русская народная сказка. О чём она? Кого посылали и с какой целью? (Царь говорит это стрельцу Андрею, чтобы избавиться от него и жениться на его жене). Чем закончилась? (Он справился)

А чему она учит? По-моему, она учит не бояться проблем, искать решения, не сдаваться перед трудностями. И я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы мои ученики, справлялись с любыми жизненными задачами, даже с самыми сказочными…

Литература:

1.         Генрих Альтшуллер. Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач.

2.         Альтшуллер Г. С, Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: „Беларусь“, 1994.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задача, мозговой штурм, решение, уж, фермер.

Похожие статьи

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач.

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

При объяснении решения той или иной задачи, ученик приобретает навыки рационального объяснения своих действий, делать это точно

родной язык, ученик, мозговой штурм, учебный материал, класс, общеобразовательная школа, урок, ребенок, творческая активность, VARK.

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Применение метода «мозговой штурм» в образовании. мозговой штурм, идея, творческое мышление, решение, участник, время, задача. Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Метод мозгового штурма (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических

Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней...

Если этот метод применять на уроках родного языка, задачей становится решение грамматических задач.

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание.

Модернизация образовательных технологий — путь развития...

Задача «мозгового штурма» использовать силу малой группы для генерирования идей в целом малые группы более сильны, чем сумма сил отдельных ее участников. Мозговой штурм призван подтолкнуть студентов, занятых решением проблемы к выдвижению большого числа идей, в...

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как...

Результатом решения противоречия является изобретение. На этапе изобретательства главной задачей является научить детей искать и находить свое решение.

мозговой штурм — метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором...

Возможности использования ТРИЗ в информатике...

Так ребёнок ломает игрушку, чтобы посмотреть, что там внутри, т. е. получить новые знания.

– основным методом решения творческих задач до сих пор был перебор вариантов («метод тыка»); – существующие методики (мозговой штурм, метод контрольных вопросов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач.

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

При объяснении решения той или иной задачи, ученик приобретает навыки рационального объяснения своих действий, делать это точно

родной язык, ученик, мозговой штурм, учебный материал, класс, общеобразовательная школа, урок, ребенок, творческая активность, VARK.

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Применение метода «мозговой штурм» в образовании. мозговой штурм, идея, творческое мышление, решение, участник, время, задача. Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Метод мозгового штурма (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических

Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней...

Если этот метод применять на уроках родного языка, задачей становится решение грамматических задач.

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание.

Модернизация образовательных технологий — путь развития...

Задача «мозгового штурма» использовать силу малой группы для генерирования идей в целом малые группы более сильны, чем сумма сил отдельных ее участников. Мозговой штурм призван подтолкнуть студентов, занятых решением проблемы к выдвижению большого числа идей, в...

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как...

Результатом решения противоречия является изобретение. На этапе изобретательства главной задачей является научить детей искать и находить свое решение.

мозговой штурм — метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором...

Возможности использования ТРИЗ в информатике...

Так ребёнок ломает игрушку, чтобы посмотреть, что там внутри, т. е. получить новые знания.

– основным методом решения творческих задач до сих пор был перебор вариантов («метод тыка»); – существующие методики (мозговой штурм, метод контрольных вопросов...

Задать вопрос