Формирование вариативной части образовательной программы по специальности 210723 Сети связи и системы коммутации
Автор: Кожина Елена Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 12.05.2014
Статья просмотрена: 1683 раза
Библиографическое описание:
Кожина, Е. Н. Формирование вариативной части образовательной программы по специальности 210723 Сети связи и системы коммутации / Е. Н. Кожина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5660/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современном мире внешняя среда функционирования профессиональных образовательных организаций приобрела новое качество. Особенность их деятельности заключается в том, что результаты работы должны обеспечивать подготовку рабочих кадров и специалистов под конкретные рабочие места. Решение этой задачи требует эффективного взаимодействия образовательных организаций и работодателей, вовлечение их в разработку образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Одним из основных инструментов региональной образовательной политики является установление регионально-значимой вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) среднего профессионального образования (СПО) в рамках федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и государственный контроль за ее реализацией.
Профессиональные образовательные организации получают возможность разрабатывать совместно с работодателями дополнительные наборы компетенций, которыми должен обладать выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда. Регламенты и процедуры участия работодателей в формировании, реализации и оценке профессиональных образовательных программ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
В основных профессиональных образовательных программах по специальностям среднего профессионального образования вариативная часть составляет от 20 до 40 % объема времени, отведенного на профессиональный цикл.
Время, отводимое на вариативную часть, может быть использовано на введение дополнительных дисциплин и междисциплинарных курсов. Также вариативная составляющая дает возможность расширения или углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» также совместно с заказчиками кадров (работодателями, социальными партнерами) четко формулируют требования к результатам освоения (компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям) рабочих учебных программ дисциплин и междисциплинарных курсов, обозначенных в вариативной части.
Вариативная составляющая ОПОП СПО предусматривает формирование таких дополнительных профессиональных компетенций, которые имеют региональную значимость и не отражены в обязательной части ОПОП СПО, разработанной на федеральном уровне. Руководствуясь этим, преподавателями специальных дисциплин колледжа специальности 210723 «Сети связи и системы коммутации» было проведено исследование, которое по согласованию с ведущими перспективными работодателями-заказчиками кадров края позволило определить новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные компетенции, характерные для конкретных организаций и предприятий края. Основным работодателем — заказчиком для ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» для специальности 210723 «Сети связи и системы коммутации» выступает Ставропольский филиал ОАО Ростелеком. С данной организацией обсуждался и согласовывался выбор учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, вошедших в вариативную часть ОПОП СПО для данной специальности, с учетом оборудования, используемого в крае. Также определялись виды выполняемых лабораторно-практических работ и их направленность для получения дополнительных общих и профессиональных компетенций.
Разработка содержания вариативной части преподавателями колледжа складывалась из нескольких основных этапов.
- Подготовительный этап:
- определение и анализ требований работодателей к компетенциям выпускников;
- мониторинг трудоустройства выпускников;
- определение задач, которые должен решать колледж с целью приведения программ обучения в соответствие с требованиями рынка труда и работодателей;
- разработка методики диагностики и контроля уровня овладения обучающихся приобретаемыми компетенциями;
- разработка учебного плана, графика учебного процесса, сводных данных по бюджету времени.
- Разработка содержания вариативной части: согласование вариативной части программ обучения с работодателями-заказчиками в части формирования необходимых работодателю компетенций.
- Экспертиза, доработка и утверждение программ вариативной части.
- Разработка методического обеспечения.
Введение новых структурных элементов должны с одной стороны, максимально расширить поле профессиональной деятельности по специальности, а с другой, включить только те компетенции и виды профессиональной деятельности, которые усилят востребованность выпускников на рынке труда и повысят спрос на образовательные услуги среди абитуриентов колледжа.
Специфика вариативной составляющей ОПОП СПО колледжа обуславливает необходимость введения дополнительных требований к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса в колледже. Педагогические кадры, участвующие в реализации ОПОП СПО, должны владеть образовательными технологиями формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также технологиями оценивания компетентностных образовательных результатов. ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» привлекает к ведению практических занятий по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам, входящим в состав вариативной части, специалистов с производства, тем самым обучающиеся быстрее и качественнее овладевают необходимыми компетенциями.
Колледж, реализуя основные профессиональные образовательные программы СПО, оптимально использует, развивает и обновляет материально-техническую базу, привлекая ресурсы ведущих организаций края.
Оценка качества освоения вариативной составляющей ОПОП СПО включает текущий контроль образовательных результатов, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
Контрольно-измерительные материалы для оценки вариативной составляющей ОПОП СПО разрабатываются в колледже с использованием технологий оценки компетентностных результатов образования, и включаются в фонды оценочных средств по каждой ОПОП, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются также преподавателями колледжа самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации — разрабатываются и утверждаются колледжем после предварительного положительного заключения работодателей.
Основным принципом формирования контрольно-измерительных материалов выступает ориентация оценочного инструментария на проверку целостных компетенций и видов профессиональной деятельности. Оценочные процедуры должны быть максимально приближены к условиям будущей профессионально-трудовой деятельности обучающихся. Для оценки качества овладения обучающимися профессиональными компетенциями колледжем привлекаются внешние эксперты (работодатели).
Достижение профессиональной компетентности обучающегося обеспечивается интеграцией двух групп компетенций: профессиональных и общих. Профессиональные компетенции представляют собой уникальные для каждой профессии способы деятельности, обеспечивающие решение конкретных профессиональных задач в рамках профессиональных функций, составляющих данный вид профессиональной деятельности. Общие компетенции — это универсальные способы деятельности, общие для всех специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся фактором интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Совокупность профессиональных и общих компетенций выпускника определяют его профессиональную компетентность и квалификацию как результаты работы профессионального образования.
Группа региональных требований к дополнительным образовательным результатам профессиональных образовательных организаций в рамках вариативной составляющей ОПОП включает в себя:
- дополнительные умения и знания выпускников, освоение которых позволит им организовать деятельность по профилю своей специальности;
- дополнительную общую компетенцию выпускников, необходимую для эффективного поведения на рынке труда;
- дополнительные профессиональные компетенции выпускников, связанные с уникальными производственными технологиями, предметами, средствами труда, особенностями организации труда не передовых предприятиях края.
Необходимость овладения дополнительными умениями и знаниями обусловлена особенностями краевого рынка труда.
Актуальность дополнительной общей компетенции будущих специалистов среднего звена связана с формированием персонального ресурса личности для эффективного поведения на краевом рынке труда.
Необходимость в дополнительных профессиональных компетенциях, не отраженных в обязательной части ОПОП СПО, обусловлена требованием сокращенных сроков профессионально-трудовой адаптации выпускников колледжа в условиях предприятий края.
Таким образом, вариативная составляющая дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных общих и профессиональных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами краевого рынка труда и возможностями продолжения образования по профилю специальности.
В условиях развития современного производства и экономики в Северо-Кавказском регионе наш колледж не только не утрачивает своей значимости, но и органично вливается в реализацию производственной программы кадровой политики предприятий и организаций края. В результате у выпускников колледжа появляется уверенность в возможности трудоустройства, не в качестве разнорабочих, а в качестве востребованных, высококвалифицированных специалистов.
Благодаря вышеперечисленному, эффективное использование возможностей вариативной части ОПОП обеспечит преемственность образовательных программ различного уровня и направленности как условие развития непрерывного профессионального образования на территории края; позволит скоординировать деятельность разработчиков ОПОП в учреждениях СПО регионального подчинения и снизить ее издержки.
Таким образом, будет обеспечено эффективное государственное регулирование отношений субъектов в сфере профессионального образования регионов на этапах введения и реализации ФГОС нового поколения.
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 210723 Сети связи и системы коммутации, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2010 г. № 295.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
Похожие статьи
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса
Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...
Похожие статьи
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса
Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...