Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов
Автор: Корнева Ольга Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 13.05.2014
Статья просмотрена: 733 раза
Библиографическое описание:
Корнева, О. С. Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов / О. С. Корнева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5655/ (дата обращения: 16.12.2024).
Контролирование и оценивание знаний, умений, навыков, компетенций является непременным спутником обучения. В процессе исторического развития образовательной практики менялись лишь формы и средства осуществления проверок, приоритеты в оценках и приемы их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на учащихся, а также акценты при интерпретации результатов контроля в образовании [1].
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.
К основным компонентам контрольно-оценочной деятельности относятся: выделение тем, разделов, выступающих в роли понятийных индикаторов; операционализация понятий путем формирования эмпирических индикаторов (вопросов, заданий и т. д.); создание модели желаемых результатов контроля; проведение контрольных мероприятий; сличение модели и реальных ответов учащихся; формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок.
Перечисленные компоненты всегда присутствуют в структуре контрольно-оценочной деятельности педагога. Они интерпретируются и раскрываются по-разному в зависимости от того, проводится контроль традиционными средствами или применяются тесты. При тестовом контроле операционализация понимается как процедура перехода от понятийных индикаторов к эмпирическим референтам, в роли которых выступают задания теста. Модель результатов предельно стандартизируется и задается в виде правил оценивания и ключа ответов, сличение же результатов тестируемых с ключом ответов проводится с минимизацией субъективного фактора автоматизировано либо с помощью экспертов.
Одним из основных признаков новизны образовательных стандартов нового поколения является переход к компетентностным моделям оценки результатов высшего образования. Следует иметь ввиду что между понятиями «результаты образования» и «уровни компетенций» существует важное различие. Результаты образования могут быть выявлены и оценены преподавателем различными педагогическими измерительными материалами, а компетенции, как наиболее глубокие личностные качества обучающегося, могут проявляться и быть оценены только в условиях действия и достаточно высокой мотивации достижения результата этих действий. То есть для оценивания уровней сформированности компетенций необходимо смоделировать такие учебные задачи, которые мксимально приближены к жизненным ситуациям, требуют поиска проблем и осуществления переноса знаний для их разрешения.
Оценка компетенций требует универсальных подходов к созданию системы критериев, показателей шкал, единиц и инструментов оценивания. От того какие результаты и в какой форме будут получаться, накапливаться и интерпретироваться зависит построение системы обучения. Оценка каждого элемента образовательных результатов в виде уровней сформированности компетенций может быть количественной или качественной, бальной или вербальной (словесной). Анализ и оценка образовательных результатов может проводиться по критериальным шкалам, применение которых обеспечивает сравнительный анализ обучения, проводимого в разных педагогических условиях: в разных группах, по разным программам и предметам, в разные временные периоды. При оценивании компетенций с целью получения поведенческих примеров определяются человеческие качества, связанные с успехом в обучении или работе [2].
О наличии или отсутствии компетенций нельзя говорить в абсолютных терминах: люди владеют компетенциями в разной степени, поэтому компетенции можно расположить вдоль соответствующей шкалы и развивать с помощью теоретического и практического обучения. Существует большое разнообразие шкал измерения компетенций, начиная от бинарных, когда фиксируется наличие положительного или отрицательного индикатора и, заканчивая многоуровневыми шкалами, количество уровней в которых может быть любым — от 3 до 11. Уровни шкал могут обозначаться цифрами (1, 2, 3), буквами (A, B, C, D, Е) или описаниями (мастерский, экспертный, базовый, недостаточный, неприемлемый и т. д.)
В теории педагогических измерений различают шкалы качественные и количественные. Качественные шкалы иногда называют неметрическими, количественные получили название метрических. Примером качественной шкалы могут служить результаты зачетной сессии, когда все студенты делятся на две группы: получившие и не получившие зачет. Или привычная 4-х балльная шкала: «5» — владеет в полной мере (отлично), «4» — владеет достаточно (хорошо), «3» — владеет недостаточно (удовлетворительно), «2» — не владеет (неудовлетворительно). Очевидно, что традиционные средства и методы контроля, включающие экзамены, контрольные работы, устные опросы и другое, также используют качественную шкалу.
Требования измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляют на сегодняшний день одну из фундаментальных и трудно решаемых проблем дидактики, как в теоретическом, так и в практическом плане. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах и единицах измерения, и наконец, вопроса об инструментах и приборах измерения. Все эти понятия пока что слабо разработаны, и до сих пор оценка учебных достижений производится учителем, который решает насколько уровень знаний ученика соответствует требованиям программы. Основной недостаток такой оценки — субъективизм. Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных разными преподавателями за один и тот же ответ. Тем не менее, задача оценивания компетенций на сегодня ставится вполне определенно и в науке идет интенсивный поиск объективных методов контроля [2, 3].
Компетентностный подход к образованию выдвигает повышенные требования к контрольно-оценочной системе в вузе. Необходимо снизить долю традиционных письменных проверок за счет использование в контроле тестов, ситуационных заданий и проектных работ. В связи с этим рассмотрим пример проектной работы студентов экономистов, которую они выполняют в курсе вузовской информатики, дадим краткую характеристику содержания работы и приведем компетентностную модель оценивания результатов учебного проекта «Электронный реферат на базе web-технологий».
Будущая профессиональная или общественная деятельность студентов экономистов связана не только с работой в государственных и частных предприятиях, но и с организацией своего собственного бизнеса. А для открытия малого и среднего бизнеса сайт является необходимым условием успешной предпринимательской деятельности. Поэтому развитие навыков учащихся в проектировании и создании web-сайта является интересной формой для решения такой социально-значимой задачи.
Основными компонентами рассматриваемого примера проектной деятельности являются: во-первых, наличие социально-значимой задачи, связанной с будущей профессиональной или общественной деятельностью студентов; во-вторых, реализация первого этапа работы над проектом — проектирование самого проекта, на котором определяются структура и наполнение будущего web-сайта; в-третьих, обязательное присутствие деятельности по поиску информации, где проявляется умение логически грамотно и сжато изложить обобщенную информацию; в-четвертых, наличие значимого продукта — тематического web-сайта, подобного электронному учебнику или электронному пособию. И, наконец, завершающим этапом работы над проектом является презентация полученного результата деятельности, защита проектов, обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы [4].
Описываемый здесь пример дает возможность комплексно оценить целый ряд важнейших компетенций и практических результатов. При проектном методе свое развитие получают такие важные информационные компетенции, как поиск информации, умение систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, объединять информацию и создавать новое знание, презентовать информацию. Приобретая опыт проектной деятельности, обучаемый приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, выражающийся в приобретении таких личностных компетенций как способность к организации и планированию, системность мышления и аналитические способности, способность к творчеству, способность работать над проектами. Очень важно убедить студентов в необходимости предварительного этапа работы — проектирование самого проекта. От того как будет спланирован поиск, какие будут использованы источники и какова структура продукта, зависит качество, эстетика и внешний вид самого продукта.
При оценке проектной работы берется во внимание содержание электронного реферата и глубина проработки выбранной темы, структура и логическая последовательность подачи материала, стиль изложения и качество оформления основного текста и библиографии. Нельзя недооценивать при оценке работы над проектом такой критерий как владения информационными технологиями, а именно работу с программой Microsoft FrontPage визуальным html-редактором для создания сайтов, пакетом программ MS Office, программами для обработки изображений Adobe Photoshop и Adobe FineReader.
В таблице приведена компетентностная модель оценивания результатов учебного проекта, как совокупность требований к уровню сформированности информационных и личностных компетенций в процессе работы над проектом. В качестве шкалы оценивания и измерения результатов обучения в процессе решения рассмотренной здесь информационной задачи используется трехуровневая шкала: базовый уровень (оценка «3»), повышенный уровень (оценка «4»), высокий уровень (оценка «5»).
Объект оценивания |
Шкала оценивания (уровень) |
||
базовый |
повышенный |
высокий |
|
Информационные компетенции |
|||
Поиск и структурирование информации |
Студент находит необходимую информацию, но для ее структурирования необходима помощь преподавателя |
Студент самостоятельно находит, интегрирует, структурирует необходимую информацию |
Студент самостоятельно находит, интегрирует, структурирует необходимую информацию, комбинируя новые знания |
Владение информационно-коммуникационными технологиями |
Студент на практике демонстрирует базовые умения пользоваться программами FrontPage, Word, Excel, FineReader, Paint и интернет технологиями |
Студент на практике демонстрирует уверенное пользование программами FrontPage, Word, Excel, FineReader, PhotoShop, Paint и др., и интернет технологиями |
Студент на практике демонстрирует высокие умения пользоваться программами FrontPage, пакет MS Office, FineReader, PhotoShop, Paint и др., и интернет технологиями |
Следование нормам и правилам оформления электронных документов |
Студент не достаточно следует нормам оформления в отношении основного текста и библиографии |
Студент достаточно следует нормам оформления в отношении основного текста и библиографии |
Студент владеет в полной мере нормами оформления основного текста и библиографии |
Личностные компетенции |
|||
Способность к творческой деятельности |
Студент имеет недостаточный уровень творчества, способен делать работу по образцу |
Студент способен привносить в работу элементы творчества |
Студент отличается высоким уровнем творчества, способен привносить новизну и оригинальность |
Способность к самоорганизации и планированию |
Студент не достаточно организован |
Студент достаточно организован и умеет планировать собственную деятельность |
Студент в полной мере организован и умеет планировать собственную деятельность |
Способность презентовать работу |
Студент не достаточно владеет навыками презентации |
Студент достаточно владеет навыками презентации и публичного выступления |
Студент в полной мере владеет навыками презентации, отстаивает свою позицию и идеи |
Таким образом, результатом проектной деятельности студентов в курсе информатики является оценка не только компетенций работы с информацией и пользования информационными технологиями, но и оценка личностных компетенций, таких как умение проектировать и планировать свою деятельность, достигать цели, самостоятельно мыслить, развивать творчество, нести ответственность за качество, презентовать результаты своей деятельности.
Литература:
1. Звонников В. И., Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
2. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону. Аркол. 2009.-228 с.
3. Пидкасистый П. И., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 2006.
4. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования; выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Мн.: РИВШ БГУ, 2003. 240 с.