Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 13.05.2014

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Корнева, О. С. Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов / О. С. Корнева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5655/ (дата обращения: 16.12.2024).

Контролирование и оценивание знаний, умений, навыков, компетенций является непременным спутником обучения. В процессе исторического развития образовательной практики менялись лишь формы и средства осуществления проверок, приоритеты в оценках и приемы их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на учащихся, а также акценты при интерпретации результатов контроля в образовании [1].

Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.

К основным компонентам контрольно-оценочной деятельности относятся: выделение тем, разделов, выступающих в роли понятийных индикаторов; операционализация понятий путем формирования эмпирических индикаторов (вопросов, заданий и т. д.); создание модели желаемых результатов контроля; проведение контрольных мероприятий; сличение модели и реальных ответов учащихся; формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок.

Перечисленные компоненты всегда присутствуют в структуре контрольно-оценочной деятельности педагога. Они интерпретируются и раскрываются по-разному в зависимости от того, проводится контроль традиционными средствами или применяются тесты. При тестовом контроле операционализация понимается как процедура перехода от понятийных индикаторов к эмпирическим референтам, в роли которых выступают задания теста. Модель результатов предельно стандартизируется и задается в виде правил оценивания и ключа ответов, сличение же результатов тестируемых с ключом ответов проводится с минимизацией субъективного фактора автоматизировано либо с помощью экспертов.

Одним из основных признаков новизны образовательных стандартов нового поколения является переход к компетентностным моделям оценки результатов высшего образования. Следует иметь ввиду что между понятиями «результаты образования» и «уровни компетенций» существует важное различие. Результаты образования могут быть выявлены и оценены преподавателем различными педагогическими измерительными материалами, а компетенции, как наиболее глубокие личностные качества обучающегося, могут проявляться и быть оценены только в условиях действия и достаточно высокой мотивации достижения результата этих действий. То есть для оценивания уровней сформированности компетенций необходимо смоделировать такие учебные задачи, которые мксимально приближены к жизненным ситуациям, требуют поиска проблем и осуществления переноса знаний для их разрешения.

Оценка компетенций требует универсальных подходов к созданию системы критериев, показателей шкал, единиц и инструментов оценивания. От того какие результаты и в какой форме будут получаться, накапливаться и интерпретироваться зависит построение системы обучения. Оценка каждого элемента образовательных результатов в виде уровней сформированности компетенций может быть количественной или качественной, бальной или вербальной (словесной). Анализ и оценка образовательных результатов может проводиться по критериальным шкалам, применение которых обеспечивает сравнительный анализ обучения, проводимого в разных педагогических условиях: в разных группах, по разным программам и предметам, в разные временные периоды. При оценивании компетенций с целью получения поведенческих примеров определяются человеческие качества, связанные с успехом в обучении или работе [2].

О наличии или отсутствии компетенций нельзя говорить в абсолютных терминах: люди владеют компетенциями в разной степени, поэтому компетенции можно расположить вдоль соответствующей шкалы и развивать с помощью теоретического и практического обучения. Существует большое разнообразие шкал измерения компетенций, начиная от бинарных, когда фиксируется наличие положительного или отрицательного индикатора и, заканчивая многоуровневыми шкалами, количество уровней в которых может быть любым — от 3 до 11. Уровни шкал могут обозначаться цифрами (1, 2, 3), буквами (A, B, C, D, Е) или описаниями (мастерский, экспертный, базовый, недостаточный, неприемлемый и т. д.)

В теории педагогических измерений различают шкалы качественные и количественные. Качественные шкалы иногда называют неметрическими, количественные получили название метрических. Примером качественной шкалы могут служить результаты зачетной сессии, когда все студенты делятся на две группы: получившие и не получившие зачет. Или привычная 4-х балльная шкала: «5» — владеет в полной мере (отлично), «4» — владеет достаточно (хорошо), «3» — владеет недостаточно (удовлетворительно), «2» — не владеет (неудовлетворительно). Очевидно, что традиционные средства и методы контроля, включающие экзамены, контрольные работы, устные опросы и другое, также используют качественную шкалу.

Требования измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляют на сегодняшний день одну из фундаментальных и трудно решаемых проблем дидактики, как в теоретическом, так и в практическом плане. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах и единицах измерения, и наконец, вопроса об инструментах и приборах измерения. Все эти понятия пока что слабо разработаны, и до сих пор оценка учебных достижений производится учителем, который решает насколько уровень знаний ученика соответствует требованиям программы. Основной недостаток такой оценки — субъективизм. Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных разными преподавателями за один и тот же ответ. Тем не менее, задача оценивания компетенций на сегодня ставится вполне определенно и в науке идет интенсивный поиск объективных методов контроля [2, 3].

Компетентностный подход к образованию выдвигает повышенные требования к контрольно-оценочной системе в вузе. Необходимо снизить долю традиционных письменных проверок за счет использование в контроле тестов, ситуационных заданий и проектных работ. В связи с этим рассмотрим пример проектной работы студентов экономистов, которую они выполняют в курсе вузовской информатики, дадим краткую характеристику содержания работы и приведем компетентностную модель оценивания результатов учебного проекта «Электронный реферат на базе web-технологий».

Будущая профессиональная или общественная деятельность студентов экономистов связана не только с работой в государственных и частных предприятиях, но и с организацией своего собственного бизнеса. А для открытия малого и среднего бизнеса сайт является необходимым условием успешной предпринимательской деятельности. Поэтому развитие навыков учащихся в проектировании и создании web-сайта является интересной формой для решения такой социально-значимой задачи.

Основными компонентами рассматриваемого примера проектной деятельности являются: во-первых, наличие социально-значимой задачи, связанной с будущей профессиональной или общественной деятельностью студентов; во-вторых, реализация первого этапа работы над проектом — проектирование самого проекта, на котором определяются структура и наполнение будущего web-сайта; в-третьих, обязательное присутствие деятельности по поиску информации, где проявляется умение логически грамотно и сжато изложить обобщенную информацию; в-четвертых, наличие значимого продукта — тематического web-сайта, подобного электронному учебнику или электронному пособию. И, наконец, завершающим этапом работы над проектом является презентация полученного результата деятельности, защита проектов, обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы [4].

Описываемый здесь пример дает возможность комплексно оценить целый ряд важнейших компетенций и практических результатов. При проектном методе свое развитие получают такие важные информационные компетенции, как поиск информации, умение систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, объединять информацию и создавать новое знание, презентовать информацию. Приобретая опыт проектной деятельности, обучаемый приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, выражающийся в приобретении таких личностных компетенций как способность к организации и планированию, системность мышления и аналитические способности, способность к творчеству, способность работать над проектами. Очень важно убедить студентов в необходимости предварительного этапа работы — проектирование самого проекта. От того как будет спланирован поиск, какие будут использованы источники и какова структура продукта, зависит качество, эстетика и внешний вид самого продукта.

При оценке проектной работы берется во внимание содержание электронного реферата и глубина проработки выбранной темы, структура и логическая последовательность подачи материала, стиль изложения и качество оформления основного текста и библиографии. Нельзя недооценивать при оценке работы над проектом такой критерий как владения информационными технологиями, а именно работу с программой Microsoft FrontPage визуальным html-редактором для создания сайтов, пакетом программ MS Office, программами для обработки изображений Adobe Photoshop и Adobe FineReader.

В таблице приведена компетентностная модель оценивания результатов учебного проекта, как совокупность требований к уровню сформированности информационных и личностных компетенций в процессе работы над проектом. В качестве шкалы оценивания и измерения результатов обучения в процессе решения рассмотренной здесь информационной задачи используется трехуровневая шкала: базовый уровень (оценка «3»), повышенный уровень (оценка «4»), высокий уровень (оценка «5»).

Объект оценивания

Шкала оценивания (уровень)

базовый

повышенный

высокий

Информационные компетенции

Поиск и структурирование информации

Студент находит необходимую информацию, но для ее структурирования необходима помощь преподавателя

Студент самостоятельно находит, интегрирует, структурирует необходимую информацию

Студент самостоятельно находит, интегрирует, структурирует необходимую информацию, комбинируя новые знания

Владение информационно-коммуникационными технологиями

Студент на практике демонстрирует базовые умения пользоваться программами FrontPage, Word, Excel, FineReader, Paint и интернет технологиями

Студент на практике демонстрирует уверенное пользование программами FrontPage, Word, Excel, FineReader, PhotoShop, Paint и др., и интернет технологиями

Студент на практике демонстрирует высокие умения пользоваться программами FrontPage, пакет MS Office, FineReader, PhotoShop, Paint и др., и интернет технологиями

Следование нормам и правилам оформления электронных документов

Студент не достаточно следует нормам оформления в отношении основного текста и библиографии

Студент достаточно следует нормам оформления в отношении основного текста и библиографии

Студент владеет в полной мере нормами оформления основного текста и библиографии

Личностные компетенции

Способность к творческой деятельности

Студент имеет недостаточный уровень творчества, способен делать работу по образцу

Студент способен привносить в работу элементы творчества

Студент отличается высоким уровнем творчества, способен привносить новизну и оригинальность

Способность к самоорганизации и планированию

Студент не достаточно организован

Студент достаточно организован и умеет планировать собственную деятельность

Студент в полной мере организован и умеет планировать собственную деятельность

Способность презентовать работу

Студент не достаточно владеет навыками презентации

Студент достаточно владеет навыками презентации и публичного выступления

Студент в полной мере владеет навыками презентации, отстаивает свою позицию и идеи

Таким образом, результатом проектной деятельности студентов в курсе информатики является оценка не только компетенций работы с информацией и пользования информационными технологиями, но и оценка личностных компетенций, таких как умение проектировать и планировать свою деятельность, достигать цели, самостоятельно мыслить, развивать творчество, нести ответственность за качество, презентовать результаты своей деятельности.

Литература:

1.                  Звонников В. И., Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007

2.                  Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону. Аркол. 2009.-228 с.

3.                  Пидкасистый П. И., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 2006.

4.                  Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования; выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Мн.: РИВШ БГУ, 2003. 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, компетенция, основной текст, оценка, полная мера, интернет технологиями, навык презентации, необходимая информация, норма оформления, работа.

Похожие статьи

Компетентностный подход к формированию художественно-проектных компетенций студентов в образовательном пространстве вуза

Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов

Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

Компетентностный подход и формирование предметных компетенций через творческое взаимодействие ученика и преподавателя специальных дисциплин

Компетентностный профиль наставника проектной деятельности в вузе

Компетентностный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Компетентностный подход — основа формирования студента вуза

Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Похожие статьи

Компетентностный подход к формированию художественно-проектных компетенций студентов в образовательном пространстве вуза

Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов

Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

Компетентностный подход и формирование предметных компетенций через творческое взаимодействие ученика и преподавателя специальных дисциплин

Компетентностный профиль наставника проектной деятельности в вузе

Компетентностный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Компетентностный подход — основа формирования студента вуза

Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности