Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 08.05.2014

Статья просмотрена: 965 раз

Библиографическое описание:

Харькова Е. А. Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5592/ (дата обращения: 15.11.2018).

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и художественному наследию родного края.

Ключевые слова: образование, культура, искусство, ценности, развитие.

Искусство каждого края нашей Родины богато художественными произведениями живописи и графики, монументальной скульптуры, предметами. Весь этот разнообразный художественный материал составляет сегодня коллекции картинных галерей, местных художественных и краеведческих музеев.

Не является исключением и наш Забайкальский край, в котором живет и творит множество прославленных, талантливых людей, посвятивших свою жизнь и творчество обогащению сокровищницы национального искусства. Улицы нашего города, родная земля хранят память о прошлом, а произведения, написанные земляками, подчеркивают красоту, и неповторимость природы, а также архитектуры края. Кроме того, в данных произведениях искусства можно узнать о растительном, животном мире, достопримечательностях, географии и особенностях ландшафта, характерные признаки сезонов года, особенности природы своего края.

Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе школьника человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством.

Постепенно желание, «чтобы художества проповедовали нравственность, возвышали и укрепляли дух народный, чтобы они вместе утешали и поучали», становится всеобщим. [1. с 44]

Изучение творчества Забайкальских художников направлено на достижение следующих целей: воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; формирование устойчивого интереса к произведениям известных Забайкальского края, освоение специфики и восприятия особенностей художественной культуры Забайкальского края; развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей обучающихся; приобретение опыта в эстетической оценке произведений изобразительного искусства художников Забайкальского края.

Для реализации целей данного цикла уроков необходимо использовать следующие методы: теоретические(анализ и обобщение научной и публицистической литературы по проблеме исследования); эмпирические(анкетирование, сравнение).

Для определения уровня знаний школьников о их отношения и интереса к искусству родного края, мы провели анкетирование.

В анкетировании приняли участие школьники 6-х классов школы № 50 города Читы. В ходе опроса было выявлено следующее: У ребят отсутствуют знания о забайкальских художниках, большая часть современных подростков практически не посещали художественные музеи и галереи края, лишь некоторые из них бывали с родителями в краеведческом музее. Но радует интерес учащихся к данному вопросу, анкетируемые проявили желание посетить художественную галерею.

Отсюда следует сделать вывод: данная тема интересна и подрастающему поколению и изучать творчество Забайкальских художников необходимо!

Важно, изучая творчество современных художников забайкальского края использовать наглядность — это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации («Художники нашего края», «Забайкалье в творчестве местных художников», «Весна в творчестве Забайкальских художников», «Столица Забайкалья в сердце художника»), слайд — фильмы. Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т. д. Так, на первом уроке «Художники нашего края» целесообразно организовать встречу с художником. Перед проведением урока «Столица Забайкалья в сердце художника», можно провести экскурсию по достопримечательностям города Читы, а также экскурсию в художественную галерею, с экспозицией на данную тематику, что подготовит восприятие учащихся к опосредованному знакомству с городскими пейзажами, а также расширит кругозор учащихся, поможет в развитии наблюдательности, внимания и интереса к изобразительному искусству.

Цели и задачи урока «Образ весны в творчестве забайкальских художников»:

-        учить учащихся работать с иллюстрациями, картинами, понимать прекрасное;

-        активизировать внимание детей на искусстве родного края и способствовать развитию творческой активности;

-        выяснить разнообразие весенних образов в музыке, в изобразительной деятельности;

-        воспитывать любовь к природе родного края.

В начале урока детям было предложено заполнить анкеты под музыку из цикла «Времена года» Вивальди — весна. После чего перешли к постановке темы урока. Под музыку С. Рахманинова «Весенние воды» учитель читает стихотворение:

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко красном

Шагает по земле…

Дети (хором). Весна!

Ребята, кто обратил внимание на то, о чём музыкальное произведение, под которое вы заполняли анкеты? (О весне)

Действительно, прозвучал романс Сергея Рахманинова “Весенние воды”.

По каким признакам вы определили, что это именно весна? (Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.)

И композиторы, и художники очень часто обращаются в своем творчестве к образам природы, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. Итак, ребята, как вы думаете, какой же сегодня будет тема нашего урока? (Весна в творчестве художников…) Правильно, сегодня мы поговорим с вами о том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, которые живут рядом с нами, наши забайкальские художники.

Перед вами лежат таблицы, которые вы должны заполнить на наших уроках, и за их заполнение вы получите оценки.

Забайкальский край — удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты — священное озеро-море Байкал — является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Наш край обладает богатым культурно-историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Забайкалье живут люди разных народностей и вероисповеданий — это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры проживающих народов.

Иван Блохин.

Родился Иван Терентьевич 31 августа 1921 года в селе Красноярово Шилкинского района Читинской области в казачьей семье. Всю свою жизнь он прожил в городе Чите — столице Забайкальского края…

Блохин писал пейзажи, которые не просто воспроизводили полюбившиеся ему места, а становились сказаниями о красоте сибирского края.

В его полотнах, много повествований о весне. Это любимое время года художника. Так написанная в 1957 году картина «Весна», является отражением любви не только к этому времени года, но и ко всему так горячо любимому родному краю. Данная картина написана в технике масленой живописи. По колориту, произведение наполнено многочисленными сочетаниями, это очень тонкая и сложная смесь теплых (золотистых) и холодных (голубых и серых) оттенков. В природе разлита еще полная неопределенность: чувствуется и то, что еще недавно была зима, но и то, что скоро наступит тепло. Вот это переходное, неустойчивое, неопределенное состояние природы, которое так трудно изобразить, и запечатлел художник. И небо (еще холодное, но обещающее грядущее тепло), и тонкие, хрупкие, искривленные, словно дрожащие стволы молоденьких деревьев — во всем этом пробуждении Природа, нехотя просыпается от зимнего сна. На своих картинах, художник всеми средствами старается выразить основное впечатление о любимом времени года, во всей его полноте.

Тонкая лирическая грусть окутала тихие уголки родного края в живописном полотне «Весенний Байкал».Из-под его кисти выходили десятки пейзажных этюдов, крепких и эмоционально приподнятых, таких как «Цветет Багульник». В каждой работе всегда ощутима, его сочная палитра и тонкий настрой.

Владимир Калашников.

Калашников мастерски изображает разные уголки Забайкальского края. Глядя на его картины, испытываешь чувство единения с нашей природой. Первое мая на дальнем кордоне.Он исколесил сотни километров по родным просторам в поисках незамысловатых сюжетов для своих картин.Мартовский снег.

Форов В. И.

Форов родился в 1931 г. в Чите. В 1958 г. окончил Иркутское художественное училище.Форов, по-особому любит забайкальский северный ландшафт: угрюмые реки и лесные озера, бескрайные дали и холодновато — голубое небо над ними, горные профили и таящий снег. Такие картины говорят об интересе художника к жизни. Удивительно цельным восприятием природы отличается работа. «Последний снег» — с пасмурными днями весны.Он не любит палящего солнца и открытого цвета, его палитра приглушена эмоциональностью состояния, помноженного на мудрость и знание жизни.

Валентин Кандалов.

Любимый жанр художника Валентина Кандалова — ландшафтный пейзаж с незамысловатым сюжетом, Последний снег в Забайкалье, и простой композицией, целиком заимствованной у матери природы. Он пишет не столько картину природы, сколько ее состояние — переходящее, меняющееся, мимолетное, едва уловимое.

Николай Орлов.

Орлов изображает все вечное — гора нерушима, снег на вершинах гор не всегда тает — это говорит о крепости характера, самого художника, его верности забайкальской земле. Так и в этюде Сохандо. Май. Автор передает нам природу в ее первозданном величии и уникальности, еще охранявшейся в самых отдаленных местах.

Как вы думаете, что мы будем с вами сегодня рисовать?

Выполнение эскизов

Домашнее задание: Закончить композиционные эскизы с колористическим решением.

На последнем уроке данного цикла, проведя урок-викторину «Мастера художники», можно проверить усвоение учащимися изученного материала.

Главная задача учителей изобразительного искусства — это познакомить школьников с художественной культурой родного края и приобщить к систематическому обращению к художественному наследию.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников, помогают произведения местных живописцев. Произведения посвященные пейзажам родной природы, воспитывают интерес к малой родине, расширяет представление об её истории, ее прошлом и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Соприкосновение с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. Правдиво передавая красоту природы и вместе с тем выражая эмоциональное отношение к ней художника, пейзаж является и важным средством воспитания чувства любви к Родине. «Зовите меня варваром в педагогике, — говорил К. Д. Ушинский, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». [3. с 69]

В искусстве видят подражание натуре, природе. А. А. Писарев утверждает: «Подражание природе есть первое правило всех художеств: следственно, человек с умом, со вкусом, с познаниями, с неусыпным прилежанием может дойти до совершенства в подражании природе» [2. с 96]. Задача же искусства заключается в создании на основе этого подражания частному некоего стоящего выше натуры идеального художественного образа.

Литература:

1.   Маслов Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учебное пособие для студентов художественно — граф. Факультетов педагогических институтов — М.: Просвещение. 1984. — 112с., ил.

2.   Смирнов Г. Б. Живопись: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак-та. — М.: Просвещение, 1975.

3.   Тонких Л. С. // Забайкальский рабочий 1997, 7 мая «Твои люди, Забайкалье» — Художник, воин, человек.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Забайкальский край, художник, изобразительное искусство, природа, весна, Забайкалье, художественная галерея, художественная культура, художественное наследие.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.  М.: Учпедгиз.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческая деятельность, родной край, игрушка, народное искусство, художественное творчество, ранний возраст...

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Современное изобразительное искусство крымских татар после полувекового изгнания начинается с чистого листа.

керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное декоративно-прикладное искусство.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Библиографическое описание: Бажайкина М. С. Изобразительное искусство

Художники края принимали участие в межобластных выставках художников Сибири и Дальнего Востока.

Природа. Народное хозяйство. Культура — Хабаровск, Книжное издательство, 1970г.

Творческий метод алтайского художника Сергея Анатольевича...

изобразительное искусство; алтайская живопись; пейзажный жанр; трагические и героические мотивы. Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из... Художественный образ как основная категория искусства на примере живописи Алтая.

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом...

Поэзия, музыка, изобразительное искусство (графика) — средства выражения идей, мыслей

Веками он накапливал знания общечеловеческой культуры.

8. «Художники Алтайского края» (Михаил Яковлевич Будкеев — народный художник РФ, ветеран Великой Отечественной войны).

Рубрика: 11. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство. Опубликовано в. II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016).

Подлинная патриотичность Чарыева сказывается во всем: в горячей любви и доброты к людям и к природе родного края.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Обучение изобразительному искусству непосредственно связано с эстетическим восприятием красоты природы родного края, отражаемой в пейзажной живописи, что имеет глубокое воспитывающее и познавательное значение.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная школа.

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из...

Ключевые слова: тематическая выставка, художественный проект, «Арт-галерея Щетининых», живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, художник, природа, цветы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.  М.: Учпедгиз.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческая деятельность, родной край, игрушка, народное искусство, художественное творчество, ранний возраст...

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Современное изобразительное искусство крымских татар после полувекового изгнания начинается с чистого листа.

керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное декоративно-прикладное искусство.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Библиографическое описание: Бажайкина М. С. Изобразительное искусство

Художники края принимали участие в межобластных выставках художников Сибири и Дальнего Востока.

Природа. Народное хозяйство. Культура — Хабаровск, Книжное издательство, 1970г.

Творческий метод алтайского художника Сергея Анатольевича...

изобразительное искусство; алтайская живопись; пейзажный жанр; трагические и героические мотивы. Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из... Художественный образ как основная категория искусства на примере живописи Алтая.

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом...

Поэзия, музыка, изобразительное искусство (графика) — средства выражения идей, мыслей

Веками он накапливал знания общечеловеческой культуры.

8. «Художники Алтайского края» (Михаил Яковлевич Будкеев — народный художник РФ, ветеран Великой Отечественной войны).

Рубрика: 11. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство. Опубликовано в. II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016).

Подлинная патриотичность Чарыева сказывается во всем: в горячей любви и доброты к людям и к природе родного края.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Обучение изобразительному искусству непосредственно связано с эстетическим восприятием красоты природы родного края, отражаемой в пейзажной живописи, что имеет глубокое воспитывающее и познавательное значение.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная школа.

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из...

Ключевые слова: тематическая выставка, художественный проект, «Арт-галерея Щетининых», живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, художник, природа, цветы.

Задать вопрос