Некоторые критические оценки школьного образования в отечественной публицистике начала ХХ века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Климина, А. В. Некоторые критические оценки школьного образования в отечественной публицистике начала ХХ века / А. В. Климина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5557/ (дата обращения: 19.04.2024).

Проблема школьного образования активно обсуждалась на страницах отечественных педагогических журналов начала XX века. Журналы оперативно реагировали на самые насущные вопросы школы, отражали порою полярные взгляды и мнения относительно ее настоящего и будущего. Необходимо отметить, что рефлексия миссии школы в целом, содержательный анализ ее цели и способов в контексте организации познавательной деятельности растущего человека, роли и места учителя в этих процессах, неизменно являлись ключевыми вопросами для дискуссий в отечественной педагогической периодике. В связи с этим вполне обоснованно рассматривать педагогическую публицистику в качестве одного из уникальных модераторов развития как непосредственно самой школы, так и обогащения ее образа, в абрисе которого находили свое отражение основополагающие идеи относительного предназначения этого социокультурного института.

На страницах журнала «Русская школа» целью отечественной школы, утверждалось всестороннее развитие личности ученика [2, с.12]. Примечательно, что именно это рассматривалось как принципиальное условие его «подготовления к будущей сознательной жизни, а также сообщение ему такого количества знаний и умений, чтобы он мог самостоятельно продолжать свое самообразование» [2, с. 12].

Следовательно, достижение обозначенной цели, содержание которой отличалось гуманистической направленностью, могло быть достигнуто, по мнению автора статьи, посредством непрерывного обучения и его связи с жизнью. Важно отметить, что на школу возлагалась миссия «связующего звена между наукой и жизнью…маленькой академии наук, маленького университета» [3, с.153]. Так, в начале ХХ века содержание школьного образования рассматривалось в качестве средства формирования готовности к самостоятельной научно-познавательной деятельности. По существу был генерирован, хотя и не имел соответствующей трактовки, актуальный в современной педагогике принцип «обучения через всю жизнь».

В педагогических публикациях начала ХХ века центрировалось внимание на решении непреходящей для деятельности школы проблемы, которая сохраняет свою актуальность и в современной теории и практике школьного образования. В рассматриваемый период имели место попытки обосновать ключевые положения личностно-ориентированной направленности обучения, что сегодня представляется отвечающей вызовам жизни современной парадигмой образования. Генерирование охарактеризованной идеи являлось ответной реакцией на сложившиеся стереотипы, когда «громадное большинство людей, в погоне за различными идеалами, совершенно оставляет в стороне единственный несомненно ценный идеал — человека, и в каком-то ослеплении не видят, что хороший человек легко может стать и хорошим инженером, адвокатом, администратором, учителем и т. п., словом, всегда и везде будет на своем месте» [3, с. 138].

В данном контексте достаточно жесткой критике подвергалась и школа, которая обретала образ «фабрики», осуществляющей технократическую функцию в обучении. Утверждалось, что «истинный человек не может быть плохим работником, а нашему отечеству нужны именно способные и честные работники. И вот все жалуются, что людей нет, а между тем наши школы фабрикуют только техников, юристов, филологов, химиков … и нисколько не думают позаботиться о выработке из человека — человека» [3, с. 138].

Сложившееся представление о воспитании и обучении как «поточно-фабричном» производстве вызывал острую критику в общественно-педагогическом сознании, и вместе с тем, стимулировал поиск желаемого образа школы, где подобное отношение к ученикам должно было исчезнуть. Так, подчеркивалось, что «учебное заведение, каким бы оно ни было, в котором не места индивидуализму, в котором стараются нивелировать личности и выпускать одинаково отточенные фигурки — этим самым уже окончательно осуждает себя» [1, с. 195].

Одним из ведущих на страницах отечественных педагогических журналов в рассматриваемый период был и такой принципиальный в своей постановке вопрос об особой роли школы в обеспечении единства обучения и воспитания подрастающего поколения, что «ни малейшему сомнению не подлежит» [3, с. 136–137]. В данном контексте важно подчеркнуть, что основная причина формировавшегося образа школы объяснялась тем, что она по сути «отрывает ребенка от семьи и совершенно лишает родителей всякой возможности руководить его воспитанием…становится в антагонизм с родителями своих питомцев» [3, с. 136–137]. Следовательно, в педагогической публицистике акцентировалась проблема взаимодействия школы и семьи, пути и способы решения которой со стороны школы подвергалось достаточно острой критике. Между тем, существовала уверенность, что когда «семья и школа соединится под общим знаменем, и для нашей исстрадавшейся школы наступит настоящий день» [1, с. 213].

Важно отметить еще одну принципиальную идею в русле желаемого образа школы, как, например, оценку способа взаимоотношений учеников и учителей характеризовавшимся дефицитом в нем педагогического начала. В журнальных статьях со всей остротой ставился вопрос о том, что в представлениях учеников возникал предельно негативный образ школьных учителей, которых они «привыкли считать…врагами, что не доверяют даже и добрым учителям, стараясь их засмеять. А с лицами к ним не расположенными, нередко ведут правильно организованную борьбу» [1, с. 201]. Это неизбежно приводило к конфронтации между основными субъектами образовательного процесса, которая по преимуществу являлась латентной, а средством ее осуществления являлась тотальная неискренность со стороны учащихся, которая находила самые различные формы своего выражения. Например, ученики, как это с тревогой отмечалось в публикациях, использовали на уроках и экзаменах «шпаргалки», скрывали от школьного руководства «виновников» тех или иных проступков и нарушений в поведении [1, с. 199].

Поэтому одним из актуальных являлся вопрос о школьной дисциплине, ее роли и месту в создании образа школы, который доминировал в рассматриваемый период. Феномен школьного бытия негативно сказывался на деятельности учителя, искажал саму суть его предназначения как личности и профессионала и представлялся требующей оперативного решения, как в теории, так и на практике проблемы. В журнальных статьях отмечалось, что «преподаватель в большинстве случаев видит в себе не педагога, не воспитателя, не учителя даже, а какого-то надзирателя за «лукавыми и ленивыми рабами», или же просто присяжного оценщика ученических познаний, а никаких не развития и работоспособности, и неумолимого карателя за отклонение от данного образца [3, с. 137–138].

Охарактеризованная точка зрения автора приведенной публикации имела своих сторонников. Так, дискутируя относительно того, что карательные меры являют собой привычное положение дел, в другой публикации отмечалось, что «если и употребляются меры предупредительные, так с тем же унизительным для учащихся и грубым характером» [1, с. 193].

Понятно, что подобное использование школьной дисциплины подрывало авторитет как самой школы, так и учителя, который не испытывал доверия, в свою очередь, к ученикам. Все это приводило к тому, что как отмечалось в уже упомянутой выше публикации в «современной школе страдают натуры живые, богато одаренные, страдают ученики больные и наконец, страдают ученики, медленно развивающиеся и не выносящие окриков. Сколько тут может быть ошибок, иногда непоправимых, покажут нам произведения, занимающиеся этими вопросами» [1, с. 194].

Анализируя педагогические публикации рассматриваемого периода можно сделать ряд обобщений. Миссия школы, формировавшийся в данном контексте ее образ находились в фокусе внимания не только профессионалов-педагогов, но и представителей общественно-педагогических кругов, которые открыто высказывали свою точку зрения, что свидетельствует об определенной свободе и возможности педагогической периодики осуществлять обсуждение порою предельно острых вопросов. Охарактеризованные критические оценки вполне обоснованно можно рассматривать как те перспективные линии, которые создавали желаемой образ школы будущего в менявшихся социокультурных обстоятельствах.

Литература:

1.      Алешинцев И. Наша средняя школа // Русская школа. 1906, № 7, С. 189–213.

2.      Иванович В. (В. Чарнолуский) Итоги общественной мысли в области образования // Русская школа. 1906, № 10, С. 1–35.

3.      Караулов М. Живая школа // Русская школа. 1901, № 10, С. 136–154.

Основные термины (генерируются автоматически): рассматриваемый период, школьное образование, желаемый образ школы, острая критика, педагогическая публицистика, самая школа, ученик, учитель, школа, школьная дисциплина.

Похожие статьи

Проблема школьной дисциплины | Статья в сборнике...

школьная дисциплина, дисциплина, Нарушение дисциплины, школа, проблема дисциплины, учитель, ученик, урок, современная школа, воспитательный процесс.

Проблема школьной дисциплины в педагогическом наследии...

Ключевые слова:школьная дисциплина, условия, учитель. В современный период проблема школьной дисциплины не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась.

По мнению педагога: «Истинное воспитание никоим образом не может удовлетвориться одним лишь...

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

школа будущего, ученик, учитель, школа, мой взгляд, учебный процесс, ребенок, школьная жизнь, собственный опыт, профессиональное мастерство. Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике... Учитель современной школы осуществляет различные функций...

Школьное образование: субъективный взгляд выпускников

школьное образование, школа, отношение, неоконченное предложение, идеальный учитель, взрослая жизнь, значительная мера, школьная жизнь, вклад школы, значимость школы.

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г. Дата публикации: 05.11.2016. Статья просмотрена: 33 раза.

Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь...

Профессиональная подготовка педагога...

Рассмотрим наиболее значительные моменты подготовительного периода.

Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в последствии — активными участниками петровских просветительных реформ.

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, личность учителя, требование, современная школа, роль учителя, великий педагог, педагог, воспитание, отдельный человек...

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Образ современного педагога высшей школы. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

«Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога...

Учитель и ученик… две основные фигуры в школе.

Похожие статьи

Проблема школьной дисциплины | Статья в сборнике...

школьная дисциплина, дисциплина, Нарушение дисциплины, школа, проблема дисциплины, учитель, ученик, урок, современная школа, воспитательный процесс.

Проблема школьной дисциплины в педагогическом наследии...

Ключевые слова:школьная дисциплина, условия, учитель. В современный период проблема школьной дисциплины не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась.

По мнению педагога: «Истинное воспитание никоим образом не может удовлетвориться одним лишь...

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

школа будущего, ученик, учитель, школа, мой взгляд, учебный процесс, ребенок, школьная жизнь, собственный опыт, профессиональное мастерство. Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике... Учитель современной школы осуществляет различные функций...

Школьное образование: субъективный взгляд выпускников

школьное образование, школа, отношение, неоконченное предложение, идеальный учитель, взрослая жизнь, значительная мера, школьная жизнь, вклад школы, значимость школы.

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г. Дата публикации: 05.11.2016. Статья просмотрена: 33 раза.

Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь...

Профессиональная подготовка педагога...

Рассмотрим наиболее значительные моменты подготовительного периода.

Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в последствии — активными участниками петровских просветительных реформ.

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, личность учителя, требование, современная школа, роль учителя, великий педагог, педагог, воспитание, отдельный человек...

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Образ современного педагога высшей школы. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

«Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога...

Учитель и ученик… две основные фигуры в школе.