Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5546/ (дата обращения: 15.12.2018).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 312 комбинированного вида», ориентированное на детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми затихающими формами туберкулеза и для детей с тяжелыми нарушениями речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи имеющих туберкулезную инфекцию.

Анализ результатов психодиагностики показывают, что часть детей имеет проблемы в осознании себя как субъекта в системе социальных отношений, У них не сформирована внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в среде сверстников. В работе с такими детьми задачи учителя-логопеда переплетаются с общепедагогическими, так как правильная речь оказывает большое влияние на самосознание ребенка.

Одним из показателей сформированности самосознания является самооценка. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Д. Б. Эльконин отмечал, что дошкольник направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений; ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в той или иной предметно-операциональной сфере, и, наоборот, последняя выделяется, обобщается, обретает личностную природу в системе взаимоотношений с людьми.

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. По мнению А. П. Усовой одним из решающих факторов общественного воспитания является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. К концу дошкольного возраста ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими, возрастает стремление к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающих. По словам Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников. В старшем дошкольном возрасте активно развивается и важная форма проявления самосознания — самооценка. Оценочное суждение ребенка непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно педагога. Относясь к ядру личности, самооценка является оценкой личностью самой себя, своих возможностей, качеств, оценочно-волевой компонент образа «Я». В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Мы видим несколько путей развития самосознания ребенка, формирования правильного представления о себе и способности адекватно оценивать себя.

1.      Оптимизация детско-родительских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2.      Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми. Это и умение устанавливать контакты со сверстниками, и придумать интересную игру, и выполнять те или иные роли. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, появляется осознанное отношение к себе со стороны других детей, снижается детский эгоцентризм.

3.      Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка (в том числе и речевого): чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4.      Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. С этой целью нами используется методика В. К. Воробьёвой «Формирование навыков связной речи у детей с системными речевыми расстройствами» в которую вошло обучение связной речи на основе картинно-графических схем.

1задача: Учить детей на слух узнавать образцы связной речи и отличать их от ошибочных вариантов.

2 задача: Учить различать рассказ и не рассказ по картинно-графической схеме.

3 задача: Учить по картинно-графической схеме оценивать рассказы сверстников.

Образец оценивания рассказа сверстника:

1 вариант: — Я думаю, что у Коли рассказ получился, в нём был сюжет, предложения шли друг за другом, и они дружили.

2 вариант: -Я думаю, что у Лены рассказ не получился, в нём не было сюжета, предложения не шли друг за другом и не дружили.

Таким образом, влияние учителей-логопедов в дошкольном учреждении на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Рис. 1. Картинно-графическая схема оценки рассказа сверстника

Литература:

1.      Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. СПб.,2006.

2.      Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. М.: «Академия», 2000.

3.      Воробьева В. К. Развитие связности высказывания учащихся с моторной алалией. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи (сборник), МГПИ, Москва, 1982.

4.      Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Москва, 1998.

5.      Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2003.

6.      Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Издательство МГУ, 1989.

7.      Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976.

8.      Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, детское самосознание, индивидуальный опыт ребенка, картинно-графическая схема, отношение, оценка окружающих, связная речь.

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

ребенок, текст, дошкольный возраст, развитие речи, таблица, речевой материал, схема, монологическая речь, связная речь, картинно-графическая схема.

Психологические основы становления экологического сознания...

Формирование экологических представлений детей старшего... природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание...

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

ребенок, игра, связная речь детей, старший дошкольный возраст, строка, слово, связная речь, развитие речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических...

ребенок, стихотворение, картинно-графическая схема, дошкольный возраст, заучивание стихов, картинка, отсроченное воспроизведение, нарушение речи, схема, старший дошкольный возраст.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение, речевое развитие ребенка, развитие, ребенок, речь.

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в условиях мини-музея. Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной... Семья является первым местом формирования самооценки ребенка...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим... Ключевые слова: связная речь, мнестическая функция, память, стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, мнестическая дорожка...

ребенок, старший дошкольный возраст, работа, игра, наличная...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте.

Формы и методы развития личности детей дошкольного...

Психолого-педагогические особенности развития...

ребенок, старший дошкольный возраст, самостоятельность, дошкольный возраст, развитие самостоятельности, детская самостоятельность, деятельность, детский сад, личная гигиена, посторонняя помощь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

ребенок, текст, дошкольный возраст, развитие речи, таблица, речевой материал, схема, монологическая речь, связная речь, картинно-графическая схема.

Психологические основы становления экологического сознания...

Формирование экологических представлений детей старшего... природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание...

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

ребенок, игра, связная речь детей, старший дошкольный возраст, строка, слово, связная речь, развитие речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических...

ребенок, стихотворение, картинно-графическая схема, дошкольный возраст, заучивание стихов, картинка, отсроченное воспроизведение, нарушение речи, схема, старший дошкольный возраст.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение, речевое развитие ребенка, развитие, ребенок, речь.

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в условиях мини-музея. Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной... Семья является первым местом формирования самооценки ребенка...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим... Ключевые слова: связная речь, мнестическая функция, память, стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, мнестическая дорожка...

ребенок, старший дошкольный возраст, работа, игра, наличная...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте.

Формы и методы развития личности детей дошкольного...

Психолого-педагогические особенности развития...

ребенок, старший дошкольный возраст, самостоятельность, дошкольный возраст, развитие самостоятельности, детская самостоятельность, деятельность, детский сад, личная гигиена, посторонняя помощь.

Задать вопрос