Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 18.04.2014

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Абишева М. М. Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 143-145. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5528/ (дата обращения: 17.08.2018).

Современное дополнительное образование — это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.

Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

Социально активная личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности, законопослушный, высокообразованный, духовно и физически здоровый гражданин, обладающий высокой мотивацией к самореализации во всех сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства.

Стремление к объединению — естественная потребность детей и подростков. В объединении с другими ребенок видит возможность самозащиты, самоопределения себя как личности, единственной в своем роде, и как члена общества себе подобных.

Особенно благодатная почва для такого объединения, имеется в системе дополнительного образования, во временных внешкольных объединениях, разновозрастных сообществах, где есть условия, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта от старших к младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, забота о людях, великодушие, ответственность, требовательность.

Одним из таких учреждений является бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей города Омска «Детский Эколого-биологический Центр» (далее — «Детский ЭкоЦентр»). Его суть состоит в установлении гармоничных отношений ребенка с природой, обществом и самим собой, в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет. Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится воспитанным, экологически грамотным и социально-активным человеком.

Целью учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Детский ЭкоЦентр — это:

-        квалифицированные кадры;

-        общественно-активное учреждение, имеющее партнерские отношения с научными центрами, различными учреждениями образования и культуры, властными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации;

-        разработчик локальных и сетевых инновационных проектов;

-        организатор занятости и досуга подростков и молодежи;

-        центр массовых мероприятий;

-        региональный представитель проведения Всероссийских и Международных мероприятий;

-        организатор летних экологических лагерей, региональных и международных экспедиций;

-        центр проведения круглых столов, семинаров, конференций;

-        центр досуга матери и ребенка;

-        центр реабилитации животных.

Детский Эколого-биологический центр располагает значительными возможностями и ресурсами для выполнения поставленных задач, а также для развития познавательной мотивации. Воспитанники обучаются по программам, предусматривающим учебную нагрузку на четыре, шесть или девять часов в неделю. Это позволяет стимулировать их творческую деятельность, направлять их личностное развитие.

Детский ЭкоЦентр, как учреждение дополнительного образования детей ориентируется на создание условий для формирования каждым ребенком осознанных и системных представлений о самом себе, об окружающем мире.

В учреждении разработаны и используются 56 образовательных программ.

-        2 — модифицированные,

-        48 — авторских,

-        4 — экспериментальных.

Сроки реализации образовательных программ предусматривают в равных долях программы одного и более трех лет обучения, большинство программ рассчитаны на 2 года обучения.

Программы охватывают все возрастные категории детей. В меньшей степени представлены программы дошкольного и начального образования в связи со спецификой учреждения — учебно-исследовательской направленностью.

Учреждение работает по 6 направлениям:

-        эколого-биологическое;

-        социально-педагогическое;

-        культурологическое;

-        научно-техническое,

-        художественно—эстетическое;

-        туристско-краеведческое.

Из них наиболее полно представлено эколого-биологическое, определяющее сущность учреждения.

В Детском ЭкоЦентре образовательный процесс осуществляется в 4 учебных отделах:

-       отдел зоологии

-       отдел ботаники

-       отдел экологии

-       малая экологическая академия,

в которых представлены все образовательные программы.

В каждом из отделов работают от 48 до 60 объединений, в них обучаются более 2500 воспитанников.

Результаты исследования удовлетворённости образовательным процессом воспитанников и их родителей показали, что занятия в детских объединениях способствуют:

-        развитию навыков общения со сверстниками;

-        развитию творческих способностей;

-        дают возможность самореализоваться;

-        способствуют профессиональному и жизненному выбору;

-        проведению интересного досуга;

-        формируют уверенность в себе;

-        способствуют готовности к самостоятельной жизни.

В процессе реализации Программы развития составлена модельвыпускника Детского Эколого–биологического Центра, который должен сформироваться в результате воздействия, как конкретного объединения, так и всей образовательной среды. По нашему мнению, воспитанник должен обладать следующими качествами:

-        владеть достаточным уровнем экологических знаний и умений, необходимых для дальнейшего образования,

-        быть социально адаптированным в современном обществе;

-        быть готовым к профессиональному и жизненному самоопределению;

-        стремиться к развитию духовных и нравственных качеств;

-        иметь развитые чувства патриотизма и гражданственности;

-        иметь развитые творческие способности;

-        стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию;

-        быть готовым вести здоровый образ жизни.

Высокое качество подготовки воспитанников Детского ЭкоЦентра проявляется в успешном участии их в различных конкурсах, фестивалях, конференциях, различных экологических акциях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды, а также в реализации социально значимых проектов.

Стабильно высоким остается процент участия в Региональном экологическом фестивале детско-юношеского творчества «Белая береза», конкурсе «Твердые бытовые отходы — наша общая проблема», конкурс «Лучшее экологическое объединение», «Чистая река — здоровый город», интеллектуальном экологическом марафоне «Эколог года», региональном этапе Всероссийского и Международного экологического форума «Зеленая планета», региональном этапе Российского конкурса водных проектов старшеклассников.

Воспитательная работа строится на основании Типового положения об учреждении дополнительного образования (1994г.), Устава Детского ЭкоЦентра, в соответствии с образовательными программами педагогов.

Дополнительное образование как социально-педагогическое явление представляет собой единство организуемой образовательной и воспитательной деятельности (познавательной, развивающей, коммуникативной и др.).

Воспитательная система работы в Детском ЭкоЦентре охватывает всех участников образовательного процесса, а именно педагогов, воспитанников и родителей.

Продуктом многолетней работы ЭкоЦентра является:

-       повышение уровня воспитанности обучающихся и уровня экологического мышления;

-       увеличение участников и призёров научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах различного уровня в 2 раза;

-       разработана модель воспитанника Детского ЭкоЦентра;

-       внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс педагогами.

-       участие в Международном проекте «Сохранения природного и культурного наследия»;

-       работает на базе Детского ЭкоЦентра областная опытно- экспериментальная площадка «По повышению профессиональной компетентности педагогов по средствам локальных инновационных проектов» — «Малая экологическая академия»;

-       разработана и реализуется программа «Общественно-активное учреждение»;

-       участие во Всероссийском конкурсе образовательных программ и методических разработок;

-       городской конкурс педагогов, активно внедряющих инновационные технологии, где педагогами получены сертификаты на муниципальную поддержку в размере 100 тысяч рублей — обучение педагогов в Голландии и Америке.

Непрерывность экологического воспитания и образования реализуется через систему массовых мероприятий, рассчитанных на различные возрастные категории участников, включая дошкольников, учащихся от младшего до старшего возраста, студентов и жителей микрорайона.

Исходя из вышесказанного, можно увидеть, как подросток проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел, к разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию, а в конечном итоге становится социально активной личностью.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, образовательный процесс, программа, учреждение, активная личность, дополнительное образование детей, объединение, региональный этап.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Формирование педагогической профессии «педагог...»

Регионализация современной системы дополнительного...

региональный компонент, дополнительное образование детей, Российская Федерация, программа, региональное содержание, образовательный процесс, дополнительное образование...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Встатье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания. · личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

Организация дополнительного образования в условиях...

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей...

Современные тенденции развития системы дополнительного...

Организация дополнительного образования в условиях... Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами...

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании...

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Формирование педагогической профессии «педагог...»

Регионализация современной системы дополнительного...

региональный компонент, дополнительное образование детей, Российская Федерация, программа, региональное содержание, образовательный процесс, дополнительное образование...

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Встатье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания. · личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

Организация дополнительного образования в условиях...

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей...

Современные тенденции развития системы дополнительного...

Организация дополнительного образования в условиях... Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами...

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании...

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Задать вопрос