Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 11.05.2014

Статья просмотрена: 340 раз

Библиографическое описание:

Чепурная, В. А. Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера / В. А. Чепурная. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5483/ (дата обращения: 20.04.2024).

Наше дошкольное образовательное учреждение находится в Заполярье, полярная ночь, долгая зима и суровый арктический климат не позволяют детям реализовать свою двигательную и познавательную активность на прогулках, общаясь с природой.

И я как воспитатель стараюсь приложить максимум усилий в реализации планомерной и систематической работы, обязательно построенной с учётом климатических особенностей местности, разнообразных видов деятельности и различных интересов и возраста детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Планирование работы с детьми осуществляется тематически, каждая тема рассматривается в течение недели. Используя такой метод можно, легко подобрать необходимый материал, увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие дошкольников.

Основными формами работы с детьмиявляются прогулки (в благоприятные для прогулок дни), экскурсии в музеи, например, такие как Таймырский краеведческий музей, викторины, праздники календаря, экологические игры, туристские походы (в летне-осенний период), сбор лекарственных трав, работа на огороде или цветнике. Методы и приемы — наблюдения, беседы, развернутые рассказы, чтение стихов, отгадывание загадок и др.

Предложенный материал и опыт работы поможет воспитателям удобно проводить работу с детьми в системе и последовательности, использовать дошкольное детство во благо детей, расширить их кругозор, сформировать бережное отношение к природе, умение самостоятельной познавательной деятельности, учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, развить любознательность. Опыт и знания, приобретенные дошкольниками, помогут воспитателю сделать жизнь детей содержательнее.

Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Кстати, значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятие в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассмотрении картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи. В этом возрасте также хорошо совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными — память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дошкольники лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключение, строить предположения.

Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников как ориентировочных действий с образными средствами решения задач. Эти способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания, поэтому в программе «Развитие» в старшей группе появляется новый раздел, который называется «Развитие экологических представлений».

В повседневной жизни детей проводятся циклы наблюдений: за животными, обитающими в уголке природы; за растениями, растущими на окне (овощными, цветочными). Особое значение приобретают занятия, в ходе которых воспитатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощных культурах, домашних животных, сезонных явлениях природы — теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и других наглядных пособий показать экологические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях играют различные календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, а также ростом и развитием растений. Следует уделить внимание тому, что в умственном развитии детей не мало важную роль играет календарь нового типа, который из чистого пиктограммного становится пиктограммно-символическим: ребята рисунками изображают растительный и животный мир, наблюдая за ростом и развитием какой-нибудь огородной культуры или животного. Такие календари наблюдений также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Во всех календарях самими детьми смоделированы изменяющиеся явления и объекты природы. На занятиях дети учатся «читать» графическую модель — развертывать ход событий по значкам и рисункам. На основе развитых в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте особенно ярко проявляется способность к наглядному моделированию.

Ознакомление с природой, включенное в данную программу, является одним из средств развития способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям в природе, в старшей — флоре, а в подготовительной к школе группе — фауне. Тем не менее, посредством моделирующей деятельности ребята познают взаимоотношения живого организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и не живой природой. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, решается через овладение действиями наглядного моделирования. К пяти годам дети в основном овладевают действиями замещения. В старшей группе они осваивают действия использования, а затем и построение моделей. Как известно модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, то есть содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. С детьми дошкольного возраста можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы — это графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе. Определено ясно и то, что создание моделей и использование их в учебной и воспитательной деятельности способствуют развитию умственных способностей у детей.

Еще одним из типов графического моделирования, является создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменения молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые черты, но и проявляют новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характеризующие его развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым — бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает детенышей от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной — она продолжает кормить молоком и охранять потомство, заботится о нем.

Создание модели развития животного млекопитающего или растения очень интересный для детей процесс, который также можно осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно, если наблюдение не возможно, по каким-либо причинам (например, впервые десять дней после рождения маленькие хомячки ведут скрытный образ жизни). Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя, а также выполняют различные функции. Во-первых, помогают образно, фиксировать результаты наблюдений. Во-вторых, точно передавать состояние и поведение животного. В-третьих, позволяют еженедельно делать сравнительный анализ и сопоставление. В нашем же случае мы будем использовать серию специально подготовленных картинок с изображением трех стадий развития животных и растений Крайнего Севера. Проведение таких занятий (с использованием картинок с изображением трех стадий роста и развития живых существ) будут строиться по программе «Развитие». Моделирование роста и развития живых существ также могут осуществлять сами дошкольники с помощью рисунков, то есть дети старшей группы сами придумывают условные обозначения трех стадий развития растений, рыб, птиц, человека.

Показательно то, что по программе «Развитие» предусмотрено использование модели-лестницы роста и развития живых существ, упомянутых выше картинок с изображением трех стадий развития рыб, птиц, растений и человека, а также карточек с условными изображениями трех стадий развития рыб, птиц, растений и человека. Занятия по наблюдению за ростом и развитием живых существ строится приблизительно по такому плану: дети обсуждают с воспитателем отличие детенышей во внешнем виде и поведении от взрослого животного, приводят примеры из собственного опыта; придумывают условные обозначения трех стадий развития живых существ (растений, рыб, птиц, человека); располагают на модели (лестнице) условные обозначения трех стадий развития живых существ; делают вывод о том, что все живое в течение жизни не только растет (увеличивается), но и развивается, то есть меняется внешний вид и поведение (у животных и у человека).

Позволю себе напомнить, что основной целью программы «Развитие» является развитие личности, развитие способностей дошкольников в процессе специфических видах деятельности. В таком случае использование картинок с изображением трех стадий роста и развития и модели-лестницы, а также создание собственных карточек с условными обозначениями роста и развития живых существ являются для детей дошкольного возраста не только интересным и познавательным, а еще и особым фактором в их умственном развитии. Благодаря этому дети учатся сопоставлять, рассуждать, самостоятельно ориентироваться в каких-либо ситуациях, находить нужные решения, выходить за пределы наблюдаемого, то есть раскрывать процесс ретроспективных событий или прогнозировать дальнейшее.

Следует отметить что программа «Развитие» имеет некоторую проблемность в своем использовании, а именно использование в условиях нашего региона. Эта проблемность вызвана тем, что экологическое содержание программы необходимо адаптировать к условиям природы Крайнего Севера. Адаптация экологического содержания программы будет осуществляться по нескольким критериям. Во-первых, одним из важных аспектов можно считать динамичность сезонных изменений. Как известно сроки таймырского лета приходятся на два месяца, начиная с 20 июня до 20-х чисел августа. На весну и осень приходится по одному месяцу. И самым ярким и продолжительным сезоном на Таймыре, который длится около восьми с половиной месяцев, является зима, где шесть месяцев из восьми — это самый темный и суровый период. Во-вторых, раскрытие материала природы Крайнего Севера (тундра и лесотундра). Наконец, в-третьих — это подбор специального материала, наглядностей.

По программе «Развитие» в содержание входит: наблюдение за сезонными изменениями, которые к старшей группе у детей уже сформированы, более углублено изучается мир растений, но более важным аспектом является формирование представлений об экосистемах. В данном случае в содержание моей деятельности будет входить формирование представлений о таких экосистемах, как тундра, озеро. Природа Крайнего Севера значительно отличается от средней полосы. Это край лютых морозов, сильных студеных ветров и затяжных пург. Но с другой стороны — она восхищает богатством своей первозданной земли и живой природы. Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, надо показать все, не только то, что он может пронаблюдать из окна, но и остальное — чарующие пейзажи тундры, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Хочется раскрыть и показать детям то что, несмотря на то, что зима на Крайнем Севере длится более восьми месяцев, она также богата изменениями в природе. В тундре и на прибрежных водах полуострова даже в самые суровые зимние дни научились выживать различные звери и птицы: песец, куропатка, белый медведь, тюлень, морж и др. Они приспособились к условиям Крайнего Севера и у каждого их них свой способ переждать непогоду, что бы остаться в живых. Но есть и такие животные, которые постоянно в движении, они не задерживаются по долгу на одном месте. Длинный густой мех защищает их от стужи. Большие, округлые и раздвигающиеся копыта позволяют им легко передвигаться по глубокому снегу, копать лунки и добывать себе корм. Благодаря интересным рассказам, которые можно включить в содержание формирования представлений динамического типа о природе дети смогут узнать много новых и интересных фактов из жизни животных Крайнего Севера.

Наблюдая на участке или из окна детского сада за явлениями природы (ветер, снегопад, мороз) дошкольники также раскрывают для себя все многообразие зимних дней. В одно утро на улице ветер, а к вечеру появляются осадки в виде снежных обломков и снежная пыль из-за чего, и появляется пурга. В другой день сильные трескучие морозы. В третий снова осадки только уже в виде слипшихся снежинок — хлопьев. Но есть и то, что дети не могут пронаблюдать в натуральном виде не на участке, не из окна детского сада. Что бы заполнить эти пробелы необходимо использование различных средств формирования представлений динамичного типа. К таким средствам будет относиться наглядный материал. Это картинки по методике Л. С. Игнаткиной и И. Федотовой, где изображен один объект в разные сезоны (например, заяц — летом, зимой, весной, осенью). Картинки с изображением объекта не только в разные сезоны, но и в разных его стадиях роста (например, новорожденный песец, стадия подростка, взрослый песец). Видеофильмы, иллюстрированные книги о природе Крайнего Севера, а также совместное создание моделей. Моделирование экосистем, позволят детям ближе познакомиться с их обитателями, показать зависимость растений и животных от среды обитания и факторов этой среды.

Таким образом, адаптировав весь этот материал по программе «Развитие» к условиям Крайнего Севера, с детьми 6-го года жизни можно будет провести интересную работу по формированию у них динамических представлений о природе Крайнего Севера. Известно, что на протяжении дошкольного возраста у детей накапливаются интересные знания о росте и развитии растений и животных, о связи растущего организма с окружающей средой. Дети улавливают некоторые наглядные признаки изменений живых существ, в отдельных случаях ориентируются на комплекс признаков строения при определении возраста растений, на взаимосвязь особенностей строения и поведения животных разного возраста. Это дает возможность предположить, что целенаправленное, систематизированное ознакомление дошкольников с развивающимися животными и растениями природы Крайнего Севера будет способствовать их умственному развитию, в частности формированию важнейшей способности интеллекта — выявлять и предвидеть ход изменений в окружающей действительности.

Основные термины (генерируются автоматически): Крайний Север, ребенок, природа, развитие живых существ, старшая группа, дошкольный возраст, животное, программа, развитие, стадий роста.

Похожие статьи

Формирование представлений о животных у детей младшего...

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников.

с животными, любое проявление жестокости по отношению к живым существам.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, народный календарь, малая родина.

Формирование экологических представлений детей старшего...

Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет).

Основные термины (генерируются автоматически): природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников... игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад, гуманное отношение, коммуникативное развитие.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая среда, природная среда, произвольное внимание, содержательная линия. Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего...

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Цель работы — исследовать особенности экологического воспитание как способ развития психических процессов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов в Москве.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам.

На прогулке обращаю внимание на красоту и неповторимость природы, на характерные особенности времён года Крайнего Севера, на сезонные явления природы.

Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники...»

Развитие умения классифицировать животных по существенным признакам. Узнавать животное по описанию.

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников.

Похожие статьи

Формирование представлений о животных у детей младшего...

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников.

с животными, любое проявление жестокости по отношению к живым существам.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, народный календарь, малая родина.

Формирование экологических представлений детей старшего...

Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет).

Основные термины (генерируются автоматически): природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников... игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад, гуманное отношение, коммуникативное развитие.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая среда, природная среда, произвольное внимание, содержательная линия. Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего...

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Цель работы — исследовать особенности экологического воспитание как способ развития психических процессов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов в Москве.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам.

На прогулке обращаю внимание на красоту и неповторимость природы, на характерные особенности времён года Крайнего Севера, на сезонные явления природы.

Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники...»

Развитие умения классифицировать животных по существенным признакам. Узнавать животное по описанию.

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников.