Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 03.04.2014

Статья просмотрена: 2319 раз

Библиографическое описание:

Петренко, Е. А. Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования / Е. А. Петренко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5492/ (дата обращения: 20.04.2024).

Встатье дан сравнительный анализ общих компетенций ВПО и СПО третьего поколения, представлены общие для всех стандартов компетенции.

Ключевые слова: компетентностный подход, ФГОС ВПО, ФГОС СПО, общие компетенции, профессиональные компетенции.

Системные преобразования во всех профессиональных сферах в России в последние десятилетия ярко выявили недостаток квалифицированной рабочей силы, зафиксированную на государственном уровне [3, с.30]. Активное развитие информационных технологий, распространение Интернета, всё углубляющийся процесс интеграции и глобализации потребовали новых подходов к обучению, основанных на учёте текущей политической, экономической и социальной ситуации во всём мире. Стремление к интернационализации и переходу к новой платформе образования, основанной на международных образовательных стандартах, а также желание создать единое европейское пространство высшего образования сформировали необходимость перехода к образованию нового поколения в России. Введение в программу среднего профессионального и высшего образования модульно-компетентностного подхода стало главным инновационным событием последнего десятилетия.

Утверждённая в 2008-ом году «Концепция модернизации российского образования до 2020 года» требует восстановления статуса России как ведущей мировой державы, в том числе и в сфере образования. В Концепции указывается комплексный подход к среднему профессиональному образованию (далее — СПО), в развитии которого должен принимать активное участие работодатель, а в сфере высшего профессионального образования (далее — ВПО) — вовлечённость в прикладные исследования, при этом фундаментальные научные исследования должны стать источником и инструментом освоения «компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации» [4, с. 26]. Именно на языке компетенций описаны требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в ФГОС ВПО, согласно которому выпускник должен обладать общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями [5, с.358].

Европейский проект TUNING, который стал основой ФГОС, определяет «компетенцию» следующим образом: «понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [11, с.42]. Таким образом, в сфере образования в качестве основы новой образовательной парадигмы был выбран компетентностный подход.

До принятия стандарта образования третьего поколения компетентностный подход в образовании использовался в программах обучения СПО. В новой образовательной парадигме ФГОС основным документом является «Основная образовательная программа высшего профессионального образования». Содержание компетенций, рекомендуемых к формированию, определяет состав изучаемых дисциплин и саму структуру программы.

Во всех стандартах СПО представлен общий набор в 10–12 общих компетенций (ключевых) и 1–5 профессиональных (предметных). В общие компетенции для всех профессий входят компетенции, относящиеся к взаимоотношениям в коллективе, положению в социуме («Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами», «Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)»; компетенции, связанные с навыками организации и самоорганизации («Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество», «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации»); компетенции, связанные с инновациями («Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий» — для гуманитарных профессий; «Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности» для технических специальностей), а также компетентность информационная: «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития», «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».

Все стандарты СПО третьего поколения имеют в списке общих компетенций информационную компетентность: «ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития»; «ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Очевидно, что для представителей разных профессий умение получать информацию из различных источников является необходимым: в стандартах подчёркивается, что для экономиста важна работа с документами его профиля, для охотоведа или специалиста по нефтяным технологиям — смена технологий, технологические новинки, инструкции и пр., для учителя — современные методические рекомендации. Специалисты всех профилей к 2020 году будут работать с научной литературой, публикациями и сетью Интернет, поэтому они должны правильно формулировать запросы, выявлять главное в тексте. Все профессиональныe компетенции (ПК) ФГОС СПО являются узкоспецифичными: так, для специальности 110401 «Агрономия» профессиональные компетенции выпускников ограничиваются областью агротехнологий, продукции растениеводства и сельскохозяйственных культур.

ФГОС ВПО также имеют общие для всех стандартов компетенции (от 10 до 21). Их формулировка уточняется в соответствии с реализуемым уровнем подготовки (магистр или бакалавр). Другая группа компетенций ФГОС ВПО — профессиональные компетенции (до 50), которые могут подразделяться на подгруппы: так, ФГОС по направлению подготовки бакалавров 035700 «Лингвистика» содержит следующие подгруппы: в области производственно-практической деятельности, в области научно-методической деятельности, в области научно-исследовательской деятельности, в области организационно-управленческой деятельности. Тогда как ФГОС по направлению подготовки бакалавра 060500 «Сестринское дело» содержит профессиональные компетенции в области лечебно-диагностической, реабилитационное, медико-профилактической, организационно-управленческой и исследовательской деятельностях. Все они имеют следующую структуру «знать, уметь, владеть».

Таким образом, в отличие от ФГОС СПО, профессиональные компетенции высшего образования предлагают более широкий спектр необходимых компетенций: выпускник обязан не только иметь достаточную квалификацию для осуществления профессиональной деятельности, но иметь такой запас знаний, который позволит ему осуществлять научные исследования по профилю подготовки, а также осуществлять руководство, управлять практической деятельностью коллектива. Подобный практический подход к образованию сближает российскую систему ВПО с европейской.

Ряд требований ФГОС ВПО заявлен в следующей форме: выпускник должен «быть способным учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности»; «быть способным участвовать в локальных медиаопросах, работать с социологической информацией» [7, с.20]; «должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии» (ОК-8) [8, с.5]. Очевидно, что такая формулировка не только содержит стилистические погрешности, но и не поддаётся необходимой для компетентностного подхода операционализации: невозможно проверить, осознали ли выпускники социальную значимость своей профессии или нет. Эта проблема была отмечена ещё для ФГОС ВПО первого и второе поколений [2, с.24]. Так, исследователь предлагает осуществить переформулировку подобных компетенций с «осознавать социальную значимость своей профессии» на «демонстрировать способность работать в междисциплинарной команде» [2, с.30].

Достоинством ФГОС СПО и ВПО в плане формулировки компетенций можно считать то, что теоретические знания специалиста обязательно должны находить своё практическое применение: специалист должен «знать методы расчёта радиотехнический цепей», «знать основы теории надёжности, методы оценки качества и надёжности изделий» и «уметь производить расчёт радиотехнических цепей и антенно-фидерных устройств и их характеристики», «уметь анализировать количественные показатели надёжности изделия по свойствам безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости» [9, с. 17–18]; специалист должен «знать систему проектной документации для строительства, основные требования к ней» и «уметь работать с градостроительной документаций: схемами, картами, планами, чертежами» [10, с.12].

Нахматуллина А. Р. и Иртуганова Э. А. отметили такой феномен компетентностного подхода, как преемственность компетенций: так, компетенции, сформированные в программе СПО, становятся базой для поступления в вуз и дальнейшего обучения. Преемственность характерна как для общекультурных, так и профессиональных компетенций. Так, например, высокая мотивация является необходимым условиям для повышения компететнтности (ОК-9), которая в вузе формируется уже как готовность к профессиональному росту, самообучению (ОК-2). В программе ФГОС СПО профессиональная мотивация начинается с понимания социальной значимости своей профессии (ОК-1). Также, к выпускникам колледжа предъявляется требование уметь самостоятельно определить свои будущие профессиональные и личностные задачи (ОК-8), поскольку в программах ФГОС ВПО эта компетенция поможет сформировать готовность к саморазвитию и интеллектуальному и общекультурному совершенствованию (ОК-7, ОК-1). Следовательно, компетентностный подход отличается своего рода динамичностью: формируемые ФГОС СПО компетенции являются базой и основой для дальнейшего развития в рамках ФГОС ВПО.

Характерно, что в случае с ФГОС ВПО уровень освоения компетенции определяется самим вузом; другой фильтр, через который проходят ФГОСы, — это региональная дифференциация.

Также, в рамках институтов высшего образования создаются свои паспорта компетенции [1, c.11]), или совокупность всех основных требований данного вуза к уровню сформированности компетенции по данной образовательной программе. В такой паспорт компетенции попадают четырьмя путями: по результатам социологического исследования, посвящённого выявлению актуального состава компетенций, что позволяет учесть индивидуальные особенности не только региона, но и города; на основе опроса работодателей (это обеспечивает будущее трудоустройство выпускников); на основе мнения академического персонала.

Кроме того, учитываются данные наиболее успешных выпускников прошлых лет. Например, в том случае, если мнение работодателей, персонала и выпускников сошлось на том, что выпускник по профилю «Математическое образование» должен уметь пользоваться компьютером, вуз может объединить две компетенции, заложенные ФГОС ВПО — «использовать компьютер как средство управления информацией (ОК-11); «работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12) — в одну — «Работа с информацией с использованием компьютера» [1, с.14–15].

Анализ требований ФГОС ВПО-3 показал, что в программах бакалавриата и магистратуры отсутствуют компетенции, отвечающие цели всей программы модернизации образований — компетенции, направленные на подготовку к инновационной деятельности. Такие исследователи, как К.Е, Аббакумов, А. М. Коточигов, Н. Н. Кузьмин и др. справедливо замечают, что исследовательская деятельность является ключевой для магистра, а способность к освоению новых видов деятельности необходима для бакалавра, и этот факт указывает на возможную неэффективную реализацию указанных программ. Соответственно, все программы требуются инновационной составляющей и новой методологии оценки качества сформированности компетенций [6, с.111–112].

Литература:

1.                   Азарова Р. Н., Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.

2.                   Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М., 2006.

3.                   Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии и реализации.//Под общей ред. проф. С. В. Пирогова. Москва, Изд-во РАГС, 2007.

4.                   Концепция модернизации российского образования до 2020 года.

5.                   Петренко Е. А. Подходы к диагностике профессиональных компетенций студентов// Сборник тезисов по результатам конференции 22–23 ноября 2012 года «Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы современной молодежи. Молодежь и социальный компьютинг». — М.: Риц МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. с.357–360.

6.                   Совершенствование структуры ФГОС ВПО на основе компетентностной модели выпускника и разработка информационной технологии их проектирования.

7.                   ФГПО ВПО для бакалавров специальность 031300 «Журналистика».

8.                   ФГПО ВПО для бакалавров специальность 160100 «Авиастроение».

9.                   ФГПО ВПО для бакалавров специальность 200111 «Радиоэлектронные приборные устройства».

10.               ФГПО ВПО для бакалавров специальность 270900 «Градостроительство».

11.               Челышева Т. В. Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, высшее образование, социальная значимость, подход, профессиональная деятельность, TUNING, высшее профессиональное образование, исследовательская деятельность, образовательная парадигма, ОКА.

Похожие статьи

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

педагог, исследовательская деятельность, умение, задача, исследовательская компетентность, обязательный уровень, продвинутый уровень, профессиональная деятельность, дошкольное образование, творческий уровень.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Формирование общих и профессиональных компетенций...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Ключевые компетенциипарадигма результата современного образования: ценностно-смысловые

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология

Метод учебно-исследовательской деятельности универсален по отношению к...

Компетентностный подход в современной философии...

компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование, способность, подход, математическая статистика, образовательный процесс, высшее образование, навык, студент...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

ОКА, внеурочная деятельность, внеаудиторная деятельность, профессиональное образование, компетенция, основная профессиональная образовательная программа, студент, личностное развитие, внеурочная...

Компетентностный подход в высшем образовании

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

компетенции в сфере общественной деятельности направленные на выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива

Проблемы компетентностного подхода к формированию...

профессиональное образование, молодой специалист, образовательная деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, профессиональная подготовка, сфера жизнедеятельности, компетенция...

Похожие статьи

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

педагог, исследовательская деятельность, умение, задача, исследовательская компетентность, обязательный уровень, продвинутый уровень, профессиональная деятельность, дошкольное образование, творческий уровень.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Формирование общих и профессиональных компетенций...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Ключевые компетенциипарадигма результата современного образования: ценностно-смысловые

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология

Метод учебно-исследовательской деятельности универсален по отношению к...

Компетентностный подход в современной философии...

компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование, способность, подход, математическая статистика, образовательный процесс, высшее образование, навык, студент...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

ОКА, внеурочная деятельность, внеаудиторная деятельность, профессиональное образование, компетенция, основная профессиональная образовательная программа, студент, личностное развитие, внеурочная...

Компетентностный подход в высшем образовании

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

компетенции в сфере общественной деятельности направленные на выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива

Проблемы компетентностного подхода к формированию...

профессиональное образование, молодой специалист, образовательная деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, профессиональная подготовка, сфера жизнедеятельности, компетенция...