О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 31.03.2014

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Султанова Т. А. О содержании курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и его месте в подготовке магистра профессионального обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 215-217. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5432/ (дата обращения: 15.08.2018).

Современное образование нуждается в педагогах, которые не только владеют системой научно-педагогических знаний, но и способны осуществлять руководство образовательным процессом на прогностических основах. Данная позиция находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 051000.68 — «Профессиональное обучение», в котором зафиксирована совокупность требований, обязательных при реализации магистерских программ [1]. В соответствии с основными видами профессиональной деятельности (учебно-профессиональная, научно-исследовательская, педагогическо-проектировочная, организационно-технологическая работу) магистр профессионального обучения должен быть подготовлен к решению целого спектра профессиональных задач, среди которых наиболее значимыми в контексте нашего исследования являются проектировочные.

Решение данного типа профессиональных задач предполагает проектирование стратегического развития образовательных учреждений; системы обеспечения качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях; образовательного процесса с учетом требований работодателей; системы мониторинга и оценивания результатов обучения и воспитания будущих специалистов; образовательных программ для различных категорий обучающихся; образовательной среды в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности и т. д. Это означает, что магистр профессионального обучения должен владеть основными приемами и методами прогнозирования, которые позволят ему анализировать, моделировать, проектировать, и конструировать процесс профессиональной подготовки специалиста на основе опережающего подхода.

В этой связи в учебный план магистерской программы «Инновационный менеджмент учреждения профессионального образования», реализуемой в Оренбургском государственном университете, была введена дисциплина «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента», обладающая потенциалом формирования и развития прогностических умений студента.

Дисциплина «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» вводит будущих магистров в современную проблематику теории педагогического прогнозирования. Само название дисциплины говорит о том, что ее необходимо рассматривать в двух аспектах: педагогическом и управленческом. С одной стороны — это постижение общенаучных и педагогических подходов реализации прогнозирования, с другой — осознание роли и значимости прогностической деятельности в системе педагогического менеджмента. Важность изучения данной дисциплины связана с необходимостью актуализации и развития прогностического мышления студента, обеспечивающего стратегическую направленность будущей профессиональной деятельности и проявляющегося в умении разрабатывать личностно и профессионально значимые прогнозы.

Целевые ориентиры дисциплины связаны с формированием готовности к прогнозированию самого образовательного процесса, его результатов и альтернативных путей повышения качества подготовки рабочих (специалистов). Цель изучения дисциплины конкретизируется в ряде задач: формирование целостных, системных представлений в области педагогического прогнозирования; освоение современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности; овладение инструментарием педагогического прогнозирования; развитие прогностического мышления.

В результате освоения дисциплины у студентов формируется система знаний о технологических особенностях прогнозирования в образовании, его месте в структуре деятельности менеджера образования, признаках, видах, основаниях образовательного прогноза. Операциональная грамотность студентов связывается с умениями использования алгоритма педагогического прогнозирования; определением и формулированием целей и задач разрабатываемого прогноза, определением объекта прогноза, его верификацией; использованием методов прогнозирования. Также изучение курса предполагает овладение навыками определения признаков, видов, оснований педагогического прогноза и приобретение опыта прогнозирования результатов организации образовательного процесса в профессиональной школе.

Для освоения содержания курса нами был разработан учебно-информационный комплекс, в состав которого вошли: программа дисциплины, индивидуальная организационно-деятельностная карта изучения дисциплины; обучающий модуль, включающий теоретический и практический учебный материал; комплект трехуровневых заданий по педагогическому прогнозированию (репродуктивный, продуктивный, творческий); комплект тестовых заданий; рефлексивная карта изучения дисциплины. Рассмотрим каждый из элементов учебно-информационного комплекса более подробно.

1.         Программа дисциплины включает два взаимосвязанных образовательных модуля, каждый из которых фиксирует объем учебного материала, необходимый и достаточный для обучения выполнению соответствующего элемента прогностической деятельности. Первый модуль предусматривает содержание, раскрывающее концептуальные основы прогнозирования в образовании в целом и в деятельности менеджера образования в частности. Второй модуль способствует освоению технологии педагогического прогнозирования и пониманию логики прогностической деятельности менеджера образования. Приведем содержание обозначенных модулей.

Модуль 1. Концептуальные основы прогнозирования в образовании.

Исторические условия возникновения и развития прогнозирования. Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования. Социальное прогнозирование на рубеже XIX-XX столетий. Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технологического и социального прогнозирования. Современный этап развития исследований будущего. Глобалистика и альтернативистика.

Прогнозирование в образовании: историко-культурный контекст. Историко-культурные основания возникновения педагогического прогнозирования. Развитие идеи прогнозирования в отечественной и зарубежной педагогике. Прогнозирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.

Теоретические основы педагогического прогнозирования. Понятие педагогического прогнозирования: способность к опережающему отражению будущего, процесс познания будущего, вид деятельности. Объект, цели, задачи, функции и принципы педагогического прогнозирования. Уровни прогнозирования в образовании. Методы прогнозирования: общенаучные, интернаучные, частнонаучные. Понятийный аппарат педагогической прогностики: прогнозный фон, прогнозный сценарий, прогнозная модель, педагогический прогноз.

Менеджер образования как субъект прогнозирования. Многообразие субъектов прогностической деятельности в управлении образованием. Прогностические основания деятельности менеджера образования (руководитель образовательного учреждения, заместителей по учебной, воспитательной, научно-методической работы и др.). Прогностическая направленность функций менеджера образования (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная). Проблема организации совокупного субъекта прогнозирования.

Модуль 2. Технология прогнозирования педагогических объектов, процессов и явлений.

Технология педагогического прогнозирования в деятельности менеджера образования. Роль и значение прогнозирования в структуре деятельности менеджера образования. Этапы прогностической деятельности. Критерии эффективности прогностической педагогической деятельности. Разработка программы прогностического исследования. Построение базовой (исходной) прогностической модели и ее анализ.

Педагогический прогноз.Основные признаки педагогического прогноза.Классификация педагогических прогнозов: поисковый, нормативный, целевой, программный, плановый. Форма представления педагогических прогнозов. Основные требования к разработке педагогических прогнозов. Процедура верификации прогностических разработок в деятельности менеджера образования.

Логика организации прогнозирования в деятельности менеджера образования. Этапы прогнозирования: аналитико-ориентационный, технико-организационный, прогнозно-ретроспективный, прогнозно-диагностический, прогнозно-проектировочный, верификационный, корректировочный.

2.    Индивидуальная организационно-деятельностная карта изучения дисциплины является одним из условий достижения качества освоения курса. Она разрабатывается студентом самостоятельно и предполагает описание учебной деятельности по всем модулям курса. В карте, представленной в таблице 1, отражаются целевой, содержательный, русурсный, коммуникативный, контрольно-регулировочный аспект освоения курса.

Таблица 1

Индивидуальная организационно-деятельностная карта изучения дисциплины «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента»

Модуль

Цель и задачи

Учебный элемент

Взаимодействия

Срок выполнения

Критерии оценки

Запись о степени выполнения

1

2

3

4

5

6

7

3.         Обучающий модуль представляет собой дидактический пакет учебных элементов на бумажных и электронных носителях и используется непосредственно в учебной деятельности. Структурно обучающий модуль включает: ориентационный блок, раскрывающий входные требования, целевые ориентиры, межпредметные связи, основную и дополнительную литературу; содержательный или информационный блок, включающий материалы с учебными текстами, рисунками, таблицами, заданиями для самостоятельного выполнения; диагностический блок, состоящий из тестовых, практических, лабораторных работ, комплекта прогностических заданий; рефлексивный блок, представляющий материалы для самооценки студентами процесса освоения изучаемого курса.

Представленная организация учебных материалов обеспечивает приоритет самостоятельной деятельности в освоении заявленного курса, а также способствует формированию навыка самообучения.

4.         Исходным материалом для разработки комплекта трехуровневых заданий по педагогическому прогнозированию являются типичные профессиональные ситуации, связанные с разработкой педагогических прогнозов: генерация идей, проблемно-ориентированный анализ, выработка альтернативных путей решения проблем и т. д. Приведем пример прогностических заданий репродуктивного, продуктивного, творческого уровней.

Репродуктивный уровень. Дополните перечень объектов прогнозирования в образовательном учреждении: образовательный процесс, инновационный процесс, обеспечивающий процесс.

Продуктивный уровень. Из предложенного перечня документов, выберите те, которые отражают результаты прогностической деятельности менеджера образования: программа развития образовательного учреждения, устав образовательного учреждения, договор с родителями, годовой план образовательного учреждения, основная образовательная программа, протоколы заседаний кафедры (ПЦК), планы воспитательной работы.

Творческий уровень. Познакомьтесь с предложенным списком заказчиков образовательных услуг: государство; родители обучаемого; сами обучаемые; представители регионов и местные сообщества; профессиональные образовательные учреждения; представители различных организаций, предприятий, фирм; вооруженные силы; деятели науки. Изучите основания и содержание образовательного заказа. Выделите основные проблемы взаимодействия Вашего образовательного учреждения с данными заказчиками, внесите их в таблицу. Там же отразите альтернативные (возможные) пути решения данных проблем.

5.         В рефлексивной карте должны быть отражены основные трудности изучения дисциплины, определены их причины (объективные и субъективные) и предложены возможные пути разрешения проблемных ситуаций. Результаты рефлексивного анализа позволят определить направления деятельности по устранению причин, снижающих качество создаваемого прогноза, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности.

Таким образом, обозначенное содержание курса «Прогностическая деятельность в системе педагогического менеджмента» и описанная логика его освоения, обеспечивают формирование у магистров профессионального обучения единого системного представления о прогностической деятельности и роли педагога как ее активного субъекта.

Литература:

1.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). — Введ. 2010–04–16. URL: http://www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/051000m.doc. (дата обращения: 28.03.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое прогнозирование, прогностическая деятельность, образовательное учреждение, педагогический менеджмент, деятельность менеджера образования, педагогический прогноз, образовательный процесс, профессиональное обучение, карт изучения дисциплины, обучающий модуль.

Похожие статьи

Роль прогностической функции в деятельности руководителя...

Прогностическая деятельность руководителя-это «вид деятельности, осуществляемой на основе теории педагогической прогностики и направленный на

В процессе управления образовательной организацией прогнозирование тесно переплетается с планированием.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое...

Педагогический менеджмент в организации... | Молодой ученый

педагогическая диагностика, учебно-воспитательный процесс, образовательная деятельность, педагогическая деятельность, качество образования, личностно-ориентированное образование, уровень...

Историография проблемы прогнозирования в образовании

В истории развития образования период осознания прогностических функций, имманентно присущих педагогической науке, также

О необходимости предвидения в педагогической деятельности говорил еще основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность...

Формирование компетентности в области педагогического...

педагогическая система управления, качество образования, образовательный процесс, начальное профессиональное образование, образовательное учреждение, учебная деятельность, эффективность...

образовательная организация, педагогический процесс...

...образовательная организация, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, образовательное учреждение, контрольно-диагностическая деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль прогностической функции в деятельности руководителя...

Прогностическая деятельность руководителя-это «вид деятельности, осуществляемой на основе теории педагогической прогностики и направленный на

В процессе управления образовательной организацией прогнозирование тесно переплетается с планированием.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое...

Педагогический менеджмент в организации... | Молодой ученый

педагогическая диагностика, учебно-воспитательный процесс, образовательная деятельность, педагогическая деятельность, качество образования, личностно-ориентированное образование, уровень...

Историография проблемы прогнозирования в образовании

В истории развития образования период осознания прогностических функций, имманентно присущих педагогической науке, также

О необходимости предвидения в педагогической деятельности говорил еще основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность...

Формирование компетентности в области педагогического...

педагогическая система управления, качество образования, образовательный процесс, начальное профессиональное образование, образовательное учреждение, учебная деятельность, эффективность...

образовательная организация, педагогический процесс...

...образовательная организация, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, образовательное учреждение, контрольно-диагностическая деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов.

Задать вопрос