Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников
Автор: Краевская Марина Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 07.04.2014
Статья просмотрена: 2404 раза
Библиографическое описание:
Краевская, М. В. Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников / М. В. Краевская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5407/ (дата обращения: 09.12.2024).
Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм.
В. В. Путин
В современном мире, когда духовные национальные ценности заменили более прагматичные, материальные западные идеалы, когда желание уехать за границу преобладает над желанием остаться и не всегда реализуется лишь потому, что не хватает все тех же материальных средств, когда в устах молодежи слово «Родина» приобрело оттенок насмешки, а отнюдь не гордости, патриотическое воспитание должно стоять на первом месте. И государственная политика Российской Федерации это подтверждает.
В настоящий момент имеется ряд документов всероссийского уровня, так или иначе отражающих идеи патриотического воспитания. Это:
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 года за № 795.
Казалось бы, с такой теоретической базой проблема патриотического воспитания вообще ставится не должна. Однако современные молодежные ценности говорят об обратном. Так что же тогда не так? Способов-то много, а вот действенными являются далеко не все, не говоря уже о том, что реализует их (практически) далеко не каждый.
Осознавая важность патриотического воспитания современной молодежи как залога будущего нашей страны в своей педагогической практике я попробовала решить заявленную проблему путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность.
Почему именно через исследование? Попробуем разобраться в этом вместе.
В научном определении исследование — это решение проблемы, включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, практическую проверку полученных гипотез и оформление результатов [1].
С одной стороны, данный вид деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой — нацеливает их на самостоятельность. Учитель в данном случае выступает лишь как наставник, чья задача — регулировать и направлять. Основная же роль отводится именно ученику, который в ходе осуществления исследовательской деятельности — САМ выбирает, САМ ищет, САМ реализует, САМ представляет, пропуская как бы «через себя» заданную проблему. А не это ли благодатная почва для воспитания?
Исследовательская деятельность обучающихся ведется мною по двум направлениям:
Общеисторическое направление и. д. |
Краеведческое направление и. д. |
||
Групповая д. |
Индивидуальная д. |
Групповая д. |
Индивидуальная д. |
Проведение уроков с элементами исследования. |
Написание исследовательских работ обучающимися. |
Организация работ по созданию музея «Духовно- исторической памяти» на базе МБОУ СОШ № 9. |
Написание исследовательских работ обучающимися. |
Разработка исследовательских проектов. |
Предлагаю рассмотреть, как реализуются данные направления на практике.
Изучение истории открывает широкие возможности для формирования личности молодого человека, становления его гражданской позиции. Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон [2]. Подобным образом прием исследования получает свое воплощения на уроках истории. Как показательный пример в прошлом учебном году мною был дан открытый урок по теме: «Крымская война: на стыке двух эпох», где обучающиеся знакомились с событиями и персоналиями войны путем самостоятельного поиска данной информации в представленных источниках: карты, документы, научно-популярная и художественная литература.
В 2011 году вместе с обучающимися 10-ого класса был запущен исследовательский проект «Мы — грядущее будущее России, или патриотическое воспитание современной молодежи». В рамках этого проекта ребята провели самостоятельное исследование и апробировали его на практике. А началось все с простого вопроса на уроке обществознания: «Считаете ли Вы себя патриотом?» Тогда большинство обучающихся 10-го класса без колебаний ответило «нет». Казалось бы, ответ подтвердил бытующую на сегодня статистику, но когда был задан другой вопрос: «Нужно ли развивать патриотические идеи в школе?» — ребята единогласно ответили: «Нужно», — и сами удивились возникшему противоречию. Для проверки собственного мнения, а заодно и статистики, предложила ребятам провести подобный опрос среди других обучающихся школы. На следующем занятии выяснилось: опрос показал те же результаты. И тогда ребята задумались: «Как же так, ведь любовь к Родине — это та психологическая основа, которая движет человеком в его стремлении сделать ее лучше, защитить, и если нет этой любви, то и Родины тоже нет …» (цитата из сочинения Выголовской Т., обучающейся 10 кл.). Этот вопрос и стал началом исследования. В рамках него ребята примерили на себя роли программиста, статиста, журналиста, организатора, артиста, волонтера и, несомненно, юного исследователя. Они сами попробовали разработать школьную программу патриотического воспитания, проанализировали статьи муниципальных газет на выявление процентного соотношения статей патриотического и непатриотического характера, организовали и провели мероприятия на базе школы, соответствующие выбранной направленности, возобновили работу одного из направлений деятельности волонтерского движения школы — посещение ветеранов с целью оказания им посильной помощи, содействуя вовлечению в это движение и обучающихся младших классов. Работа прошла не одну конференцию и везде была признана достойной.
Что касается индивидуальной исследовательской деятельности общеисторического направления — она разнообразна, приведу, как наиболее яркий пример, работу обучающейся 8 класса «Троице-Сергиев монастырь в период Смутного времени». В попытке осмысления трагических событий в России начала XVII века, юная исследовательница прибегает к рассмотрению всего лишь одного, да и то не во всех учебниках истории упоминаемого, факта 11-месячной осады знаменитого монастыря. Подвиг горстки монахов предстает как первый пример народного патриотизма, в последствии нашедшего более яркое воплощение в формировании народных ополчений. Попытка изучения целого периода через призму конкретного исторического события позволила юной исследовательнице открыть для себя патриотизм, как национальную черту русского народа.
Однако общеисторическая направленность никогда не заменит краеведческую. Ведь именно через исследовательскую работу по изучению прошлого своего родного края, города, села, своей семьи идет осознание себя частью страны, способной повлиять на ее развитие. На данном направлении исследовательская работа также делится на два вида: групповая и индивидуальная.
Первая связана с работой по созданию школьного музея. Работа предполагает сбор информации, инвентаризацию имеющихся, а также исследование с целью составления подробного описания продолжающих прибывать экспонатов. Кроме того, в рамках этого направления обучающиеся пробуют самостоятельно разрабатывать и проводить экскурсии по музею для обучающихся школы, придумывают и создают экспозиции, защита которых проходит на ежегодных смотрах музеев.
Индивидуальная деятельность проявляется в написании исследовательских работ краеведческого характера. Так, в прошлом учебном году такой работой стала «Повесть о настоящем человеке», подготовленная учащейся 6-го класса и посвященная ветерану Вов, метеорологу Минаевой (Попурий) В. С. Данное исследование проводилось как следствие организованного старшеклассниками и упоминаемого мной ранее посещения ветеранов. Идея написать работу пришла случайно: В. С. часто рассказывала о своей жизни во время войны, на стенах ее квартиры ребята видели фотографии военных лет, выписки из газет, поздравления президента с днем победы, ордена, медали… и тогда они решили все это систематизировать и записать. Когда же рассказ был готов, при проверке сведений в печатных изданиях оказалось, что материала о ней практически нигде нет, а те сведения, что имеются, даны с ошибками. Так родилась исследовательская работа.
Как видите, работ много. Разработанные на протяжении текущего учебного года, они все нашли свое отражение в свидетельствах, грамотах, дипломах, полученных за успешные выступления обучающихся на многочисленных конференциях.
«Но это же все теория! — скажите вы. — Грамоты, дипломы … Можно провести десятки конференций, и не зажечь сердца детей идеями патриотизма, а можно сделать одно мероприятие и оно окажет большее воздействие, чем все перечисленное вместе взятое… Стоит ли тогда мучиться: искать, анализировать, исследовать…?»
В качестве ответа приведу такой пример. Как вы помните, работа над проектом «Мы…» началась с отрицательного ответа детей на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» После проведенного ими вечера памяти «Между Россией и Афганистаном лежит пространство под названьем память» аудитории (а это были все те же «непатриотически настроенные» ученики) в письменной форме вновь были предложены вопросы: «Понравилось ли вам данное мероприятие» и «Способствуют ли, на ваш взгляд, подобные мероприятия развитию патриотизма»? Ответы были единогласными: «Да. Очень». Ответы на второй вопрос приведу в виде цитат: «…подобные мероприятия пробуждают уважение, чувства, эмоции, память», «современная молодежь должна знать и понимать, кому она обязана своей жизнью», «это служит примером патриотизма и вдохновляет на героические поступки». Когда же на следующий день все тем же составом ребята посетили музей воинской славы МБОУ СОШ № 7, лишь единицы, кто вышел оттуда без слез… В 11-м классе при написании сочинения «Родина моя — Россия» ни один не сказал, что не любит свою Родину…
Когда я спросила своих ребят — шестиклассников: «Не жалко ли им потраченных на ветеранов драгоценных утренних часов, особенно в выходной день? Может, лучше поспать?» Они искренне удивились, а одна из учениц мне ответила: «Это так здорово видеть, что своим посещением приносишь им большую радость…». Посещение ветеранов продолжается до сих пор…
Мне кажется, это и есть самая главная результативность моей педагогической работы.
…на одной из планет Маленький принц спросил:
— А где люди?
— Их нет. Они летают, потому что у них нет корней…
Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ.
Рядом с нами находятся наши дети. Мы живем ради детей. Ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь, ученика, или ученицу. Через 5–10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины… это зависит от нас.
Литература:
1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта.) — Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. — с. 123
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею.– Новосибирск: Наука, 1986. — с. 205