Автор: Лавриченко Ольга Васильевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Лавриченко О. В. Методический приём индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста для развития фонематического восприятия в условиях логопедического пункта [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5336/ (дата обращения: 17.12.2017).

Представлена модификация приема развития графо-фонематического восприятия, которая ориентирована на развитие символьных способностей аудиального языка ребёнка. Доказана эффективность применения приёма в поточном режиме работы логопедического пункта. Изучены типичные проблемы, возникающие в процессе использования модифицированного приема, а также даны рекомендации по их устранению. Методический прием может быть использован для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова:фонематическое недоразвитие речи, символьные способности языка, логопедический пункт, старший дошкольный возраст, дисграфия.

Актуальность. Внастоящее время все чаще у детей дошкольного возраста, занимающихся на логопедическом пункте, диагностируется фонематическое недоразвитие речи. Вследствие этого, к реалиям работы современного логопеда относится невозможность занятий со всеми детьми, нуждающимися в логопедической помощи, особенно в ситуации использования традиционного инструментария коррекции. Для увеличения эффективности работы учителя-логопеда с большим количеством детей необходимо внедрение новых форм, приемов, способов коррекционно-развивающего процесса. Одним из перспективных направлений для усовершенствования методов работы представляется развитие графо-моторного восприятия. Работу в данном направлении проводит А. В. Ундзенкова (2010), которая предлагает графическое моделирование «звучащей» речи на всех этапах образовательного цикла. Например, в старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) для развития графо — фонематического восприятия А. В. Ундзенкова рекомендует проводить запись символов в определённом порядке — воспитаннику предлагается запомнить и записать ряд элементов [2, с.62]. Однако в этом возрасте нарушения трансформации звукового представления символа в мышечно-осязательные ощущения влечет за собой расстройства графического воспроизведения символов, поэтому именно запись символов является малоэффективной. В тоже время метод, включающий использование знакомых воспитаннику готовых символов, существенно облегчит ход коррекционной работы. Более того, это дает дошкольнику возможность осознать, найти и исправить ошибку в выполнении задания. На каждом занятии воспитанник не будет сталкиваться с неудачами, фрустрациями, наоборот, он будет испытывать удовлетворение от правильно выполненного задания. Таким образом, представляемый методический прием основан на модификации таблицы «Развитие графо-фонематического восприятия» А. В. Ундзенковой. Буквы исключены и заменены на готовые геометрические фигуры и символы, которые воспитанник раскладывает на специальных карточках.

Цель: обоснование нетрадиционных методов формирования фонематической сферы у детей на логопедическом пункте ДОУ.

Задачи:

1.                  Выяснить состояние изученности вопроса о применении нетрадиционных методов и приёмов развития фонематического восприятия.

2.                  Усовершенствовать приём графического моделирования фонематического восприятия.

3.                  Апробировать модифицированный приём по развитию графо-моторного восприятия, составить рекомендации для применения приёма логопедами ДОУ.

Содержание методического приема. Коррекционная работа по развитию графо-моторного восприятия представляет собой часть индивидуального занятия с применением модифицированной таблицы (в отдельных строках которой в различном сочетании расположены символы). Рекомендуемая длительность упражнений по таблице — около 3–4. минут, поскольку увеличение времени и количества заданий (более 4) приводит к повышенной утомляемости воспитанника и снижению результативности.

Ход занятия. Задания выполняются по строкам сверху вниз по модифицированной таблице (по одной строке, табл. 1). К таблице прилагаются карточки № 1 и № 2, которые представляют собой прямоугольники из плотной бумаги, расчерченные на 7 и 56 квадратов соответственно. В каждый квадрат помещается только один символ.

Методологической основой каждого занятия является психологическая концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я Гальперина [1, с.168]. Занятие должно предваряться повторением с воспитанником всех используемых элементов — первый этап, формирование ориентировочной основы действия. В течение первых занятий логопед дважды дает устную инструкцию по конкретной строке; в середине и конце цикла занятий — только один раз. В процессе второго этапа — практического освоения, воспитанник может использовать таблицу, рассматривать ее, раскладывать символы слева — направо в специально подготовленный ряд квадратов на карточке № 1. На третьем этапе упражнение продолжается без опоры на таблицу — воспитанник вслух повторяет задание, и выкладывает услышанную им комбинацию. Особенностью данного этапа является использование воспитанником внешней (громкой) речи как заменителя манипулирования с реальными предметами (таблицей). Четвертый этап включает в себя отказ от внешней речи в пользу внутренней. Действия с таблицей происходят «про себя», т. е. воспитанник мысленно создает зрительный образ символов, их последовательность и в третий раз раскладывает ряд символов. Регулярное выполнение упражнения будет способствовать перенесению действия из внешнего во внутренний план, из сферы сознания в область бессознательных речевых навыков. Описанная эволюционная конструкция является «идеальной», ее практическая ценность подтверждена многолетними исследованиями отечественных психологов (Л. Ф. Обухова, 2004, Н. Ф. Талызина, 2010, А. Н. Ждан,1986 и др.). В конце упражнения воспитанник должен назвать каждый символ из получившегося ряда на карточке. Самоконтроль позволяет не только закреплять полученный навык (Л,И. Божович, 2009), но и развивает рефлексию и дисциплину у воспитанника. В процессе дальнейших занятий логопед может опускать некоторые этапы (например, второй — «подглядывание» в таблицу, и третий — отказ от проговаривания), в силу того, что навык работы с таблицей практически сформирован.

Таблица 1

Таблицадля занятий с карточками

Апробация, результаты. Предложенный методический приём применялся для коррекции фонематического восприятия в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 48 общеразвивающего вида». Трехлетнее практическое использование таблицы позволило определить круг проблем, возникающих в ходе занятий:

1.                  Воспитанник неправильно повторяет за логопедом, так как у детей-логопатов не сформирована речеслуховая память. Поэтому необходимо проговаривание с демонстрацией называемых символов.

2.                  Воспитанник не может разложить символы с опорой на таблицу. Например, Костя А. расставлял символы не в ряд, а на всём поле карточки № 2. Родителям мальчика была рекомендована консультация невролога; дальнейшее медикаментозное лечение и коррекция у

логопеда помогли устранить недоразвитие зрительно–пространственных представлений у воспитанника.

3.                  Воспитанник не может до конца выполнить задание, проговаривая про себя последовательность символов. То есть в данном случае отмечаются трудности, возникающие в переходе от внешней к внутренней речи. Для их преодоления необходимо возвращаться к этапу устного проговаривания.

4.                  Воспитанник правильно произносит некорректно выложенный им ряд символов, то есть он читает не по реальному ряду, а по памяти. В этом случае логопед предлагает ему вслух произнести сказанное и найти ошибку в «записи». Воспитанник должен самостоятельно найти ошибку. Самоконтроль за выполнением задания воспитанником является завершением работы.

5.                  Выполнение заданий из 4–6 графических элементов вызывают у воспитанников трудности. В данном случае рекомендуется вернуться к повторению всех предыдущих пяти этапов с использованием зрительного прочтения задания по таблице. Основные ошибки при выкладывании символов заключаются в перестановке, добавлении, сокращении их количества.

Заключение. В результате выполнения заданий по таблице воспитанник учится слышать логопеда, вслушиваться в свою речь, разбирать сказанное на составные части (символы), определять их последовательность и производить «запись» символов на карточках. Применение приёма по развитию графо — фонематических представлений в индивидуальной работе позволяет устранить недоразвитие символьных способностей аудиального языка у воспитанника, тем самым будет способствовать элиминации дисфункции фонематического восприятия.

Выводы:

1.                  В коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте ДОУ используются модифицированная таблица Ундзенковой, готовые символы, карточки для выкладывания символов.

2.                  Данный прием не трудоемок, эффективен в работе с большим числом детей, укрепляет их положительную самооценку и повышает мотивацию в выполнении упражнений.

3.                  Метод позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу с детьми.

4.                  Приём графо-моторного развития фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, зрительно-пространственных представлений, ВПФ у воспитанников.

5.                  Приём может быть использован также для профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников.

Внедрение. Теоретические и практические результаты использования методического приёма были представлены на семинар-практикум городского методического объединения «Применение инновационных технологий и проектных методов в работе с детьми с ОНР» «18» апреля 2012 года и «25» апреля 2012 года. Результаты применения методического приёма обсуждались во время проведения мастер-класса «Организационные и содержательные аспекты функционирования логопедического пункта в ДОУ» для учителей-логопедов ДОУ Краснодарского края в ККИДППО в рамках курсов повышения квалификации по теме «Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ» (февраль 2012 года). Методическое пособие стало победителем общероссийского конкурса «Инновационные методы преподавания на занятиях в учреждениях коррекционного образования детей» (декабрь, 2013).

Литература:

1.                  Лекции по психологии: Учеб. пособие, Гриф МО РФ /Под ред. П. Я. Гальперина. — М.: «Университет» (КДУ), 2002. — 400 с.

2.                  Ундзенкова А. В. Инновационные методы и приемы работы по развитию навыков графического моделирования и вербализации звучащей речи как базовых предпосылок формирования процессов письма и чтения у детей дошкольного письма и чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Специальное образование: Изд-во Уральского государственного педагогического университета. — Екатеринбург, 2010. — № 3. — С.60–65.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, фонематического восприятия, развития фонематического восприятия, детьми дошкольного, детьми дошкольного возраста, у детей старшего дошкольного, у детей дошкольного, логопедическом пункте, графо-моторного восприятия, условиях современного дошкольного, коррекции фонематического восприятия, развитию графо-моторного восприятия, современного дошкольного образования, и чтения у детей дошкольного, у детей дошкольного возраста, логопедическом пункте ДОУ, дошкольного возраста средствами, младшего школьного возраста, Похожая статья.

Ключевые слова

старший дошкольный возраст, логопедический пункт, фонематическое недоразвитие речи, символьные способности языка, дисграфия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос