Есть темы, которые подсказывает жизнь. И как ни странно, они остаются актуальными на протяжении всего периода развития человечества. Вековой опыт включения подрастающих поколений в жизнь общества, педагогическая поддержка становления и развития личности, помощь в осмыслении духовных ориентиров жизни, задачи нравственного воспитания стоят перед каждым учителем, который решает их в меру своей профессиональной компетентности и личного мировоззрения.
Быстрый демонтаж советской идеологии, поспешное копирование западных форм жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и социального поведения, нарушение духовного единства общества сформировали идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, освобожденной от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Практически становится нормой равнодушие к развязному поведению подростков, к нецензурной брани, грубости и оскорблению сверстников. Низкий уровень воспитанности позволяет им совершать противоправные действия как в отношении слабых одноклассников, так и педагогов. Эта модель безнаказанности поведенческих реакций закрепляется и переносится в социум. Не миновать конфликтов ни взрослым в семье хама, ни детям на улице.
Развязное поведение малолетних в обществе стремительно охватывает и вовлекает в свои ряды всё новых участников. Не всегда объективно оценивают их поступки родители. У нынешних детей «потерянного поколения» другие ценности. Они требуют уважения к себе, но не уважают других. Сегодня учителя по сравнению с учениками находятся в бесправном положении. Вседозволенность современных учеников надо бы ограничивать на законодательном уровне. Дети должны учиться оценивать последствия своих поступков.
Из истории
Экскурс в прошлое образовательных учреждений крестьянской России знакомит нас с передачей социального опыта на уроке. Рассмотрим «уголок наказания», который был в каждом классе школы для адекватного поведения на уроке, приобщения к повинности за всякое нарушение правил и норм.
В «Школьном уложении» 19 века было предусмотрено 85 провинностей, за которые можно было высечь. Ставили и на горох провинившихся. А по субботам пороли всех «для профилактики». Подход к образованию тех лет существенно отличался. Акцент делали на прилежании и дисциплине. Школьников окружали всевозможные правила, запрещения и ограничения.
Из исследований 1988 г. физические меры воздействия использовали 60 % родителей (анонимное анкетирование детей разного возраста из 15 городов СССР). Среди них 85 % — порку, 9 % — стояние в углу (иногда на коленях на горохе, на соли или на кирпичах), 5 % — удары по голове, лицу и т. д. Эти средства убеждения используют до сих пор от собственного бессилия, при чужой наглости, для восстановления нарушенного душевного равновесия.
Современный взгляд на наказание
1. Нам следует избегать силового давления на человека, которого мы хотим убедить в том, что правы мы, а не он. Попытки любой ценой навязать свое мнение приводят обычно к противоположному результату. Человек устроен таким образом, что он постоянно сопротивляется ограничению свободы выбора.
2. За свои установки (мыслительные, профессиональные, житейские) человек обычно крепко держится. Во-первых, не просто они приобретаются, не легко усваиваются, и очевидность быстрой замены их на другие практически не возможна, как это иногда требуют обстоятельства. Поэтому, наше поведение не напоминает извилистую многоопытность приспособительных маневров.
3. Человеку следует знать и помнить пределы своих возможностей по влиянию на других людей, а они таковы, что никогда не могут быть всеохватывающе однозначно предсказаны по результату, как не может быть исчерпывающе определено направление всех брызг и узор волн от брошенного в воду камня.
4. С первого удара не падает ни одно дерево.
У каждого ученика независимо от возраста есть свой, пусть еще небольшой, опыт общения с людьми, свое миропонимание. Нередко они бывают неправильно сформированными, отрицательными. Сломать, перестроить их одной беседой невозможно. Необходимо длительное воздействие на ученика, а порой и на его семью.
Перестройка уже имеющихся взглядов, мотивов поведения также требует высокого мастерства, выдержки и терпения, навыков общения с учащимися и их родителями, способности пробуждать к себе доверие.
В типовом наборе приемов влияния на людей собраны всевозможные методы воздействия на восприятие, чувства, психику, глубины натуры человека. Узким и жестким методическим предписаниям следует предпочитать культурные нормы в их вариативности и разбросе, нормы, носителями которых являются учителя. Ни одна технология в мире никогда не заменит гармонизирующих личных отношений между совместно обучающимися детьми и их руководителями. Приобретение и применение учащимися ценностей и отношений суть становления их характера, жизненного стиля, поведения в настоящем и будущем.
Причины равнодушия
Нам трудно избавиться от того наследия, которое мы получили в процессе эволюции. В древнейшие времена, когда число совместно живущих людей не превышало нескольких десятков, когда не были выработаны общечеловеческие гуманистические ценности, наши рефлексы отлично нам служили.
В те времена было удобно полагать, что:
1. Лучшим способом избежать опасности является бегство, которое избавляет нас от присутствия угрозы;
2. Если побег невозможен, то лучший способ самозащиты от опасности ответить на силу силой в надежде уничтожить другого.
Подобный механизм реагирования на опасность постепенно стал инстинктом, в современной жизни он является «ложным рефлексом».
Взяв на вооружение языковые средства выражения чувств, мы освоили такой странный гибрид борьбы и бегства как «пассивная агрессия». Выраженные в современной форме, наши древние побуждения до сих пор с нами.
1. Уход от общения («бегство»), попытка прервать взаимоотношения.
2. Силовые игры («борьба»), попытка победить другого.
Ложные рефлексы — это единственные средства разрешения конфликтов, которые подсказывают человеку инстинкты.
В советское время методы сопротивления личности воспитанию были приглушены. Во-первых, была изобретена гибкая форма воздействия на негатив — коллективное мнение. Во-вторых, воспитывала среда, а точнее отсутствие излишеств: не было необходимости завидовать нарядам, техническим новинкам у одноклассников. Стандартная одежда — форма; стереотипное поведение — служение идеалам, самопожертвование на благо общества; цензура в СМИ не внушала активных сопротивленческих реакций. Поэтому учителю было легче заниматься корректировкой регулятивной функции ученика.
Пришли другие времена.
Появился распространенный вариант поведения на уроке — привлекать внимание за счет нескончаемых потоков негатива. Таких людей не устраивает их собственная жизнь, но изменить ситуацию им не представляется возможным. Вероятно, они просто не знают, чего хотят, и предпочитают плыть по течению. Вместо того чтобы наметить реальную цель и расставить приоритеты, им часто хочется обвинить в своих проблемах других. Добавилась проблема использования такими учащимися наркотических средств.
Прецеденты, которые возникают от потери контроля таких учеников, могут серьёзно навредить другим детям, их праву получения качественного образования. Мы привыкли считать виновным в конфликтах, возникающих в образовательных учреждениях, опытных педагогов, знающих как разрулить ситуацию. И тем не менее, ответственность за вызывающее поведение, провокационное и нетерпимое, угнетающее права и свободы сверстников, должна быть у страждущего доказать всему миру собственным неповиновением независимость от норм и устоев общества.
Грамотные действия одних учителей перекрываются слабыми навыками в деле воспитания других. Некоторые учителя привыкли навязывать свою точку зрения окружающим, они упорно стремятся доказать окружающим свое лидерство и получить признание. Высказывая претензии, они противопоставляют или угнетают мнение ученика. Отсюда и взрыв недовольства, и гнев, и другие нежелательные поведенческие реакции. Сегодня есть и такие учителя, которые избегают негатива, возникающего при любом воспитательном процессе. Низкий уровень зарплаты не позволяет им взваливать на себя дополнительно воспитательные функции семьи и общества. И тем не менее это их прямая обязанность.
Воспитательная цель урока связана со становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений. Решение воспитательных целей и задач урока при правильной организации тотчас же оказывает положительное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплины, организованности, общественной активности и других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Воспитательный аспект предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности, личностных отношений на уроке.
Воспитательный процесс
Организация, а не устранение от воспитания являются ключевыми в нашей работе. От того каким будет человек, зависит комфортное существование сообществ. Педагогически правильная постоянная система воспитания строится на основе и в соответствии с педагогическими принципами. Трудно переоценить значение эффективного использования воспитательных возможностей образовательного процесса. Воспитание восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.
Метод использования воспитательного потенциала текущих жизненных, учебных и профессиональных ситуаций эффективен, когда педагогом учитывается содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению и присвоению духовных ценностей. В наше скептическое время при смене ценностных ориентиров общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. К сожалению, окружающая действительность, пресса, телевидение, Интернет обрушивают на молодого человека, его сознание, личность много темной, разрушающей информации. Молодому человеку очень трудно выбрать опору, правильный путь. Трудно знать и понять, что является нормой, как правильно идти по жизни. Актуальными стали проблемы воспитания молодежи — наркомания, вандализм, потребительское отношение к обществу, сексуальная распущенность, преступность и алкоголизм, цинизм и агрессия. Жестокость современных детей не была присуща их ровесникам 70–80 годов. Недовольство людей друг другом, распутывание клубков взаимных претензий и обид, бестактность и раздражительность создают напряженность, переполняют ядом негативных эмоций, нарушают сотрудничество, усложняют деятельность. Стремление к полной бесконфликтности и жажда любой ценой оградить себя от любых столкновений представляет собой опаснейшую иллюзию. Необходимо учить детей мирному улаживанию проблем, а не вываливать собственный душевный мусор на головы ближних. Потребность в мирном преодолении человеческих разногласий никогда не была так велика, как в настоящее время. Современное общество обнаружило, что существует лучший способ разрешения конфликтов, чем те средства, на которые мы полагались в течение веков: неизбежность столкновения или отступ. Сегодня в воспитании активно используют посредничество учащихся, учителей, родителей, скрытое управление, компромисс. Самообладания преподавателя вполне достаточно, чтобы быть посредником между учащимися и искусно развести спорящиеся стороны. Важно, чтобы вам доверяли, советовались в трудных ситуациях житейских неудач.
Многообразие проблем, которые нас экзаменуют, которыми насыщена работа учителей, которые заставляют ежедневно оценивать, взвешивать разряжать, выводить из-под удара критики неокрепшую самооценку учащихся, пробуждающие мощные внутренние силы к сопротивлению, являются причиной неудовлетворенности и выгорания. Но удержать зыбкое равновесие в человеческом обществе позволяют уроки воспитания, а не молчаливое согласие с девиантным поведением детей. Используя различные формы, способы и стратегии воспитательной работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы, гибкий подход в созидательном искусстве формирования человека из лучших побуждений, мы причастны к успешной социализации личности.