Добровольческий отряд как фактор социализации учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 08.04.2014

Статья просмотрена: 1112 раз

Библиографическое описание:

Чугунова, Н. П. Добровольческий отряд как фактор социализации учащихся / Н. П. Чугунова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 162-166. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5309/ (дата обращения: 21.11.2024).

Статья представляет собой обобщение опыта работы классного руководителя общеобразовательной школы. Данная педагогическая система предполагает системно-деятельностный подход в воспитании школьников: показана форма добровольческого отряда как технологии социализации подростков.

Ключевые слова:добровольчество, акция, проект, социум.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач (когда-то они выходили на первый план, когда-то отступали на второй), однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания, они легли в основу Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего чувством гражданской идентичности, человека, ответственного за свои решения и поступки, толерантного, умеющего общаться и стремящегося к познанию. Как построить воспитательный процесс, чтобы мои выпускники были именно такими, социально востребованными?

Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.

Идея моей воспитательной системы заключается всоздании условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта и, как следствие, формирования культуры личности школьника. Выполняя функции учителя и классного руководителя, я стараюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Исходя из данной идеи, определились основные направления воспитательной работы:

Рис. 1. Основные направления воспитательной работы в 9 В классе.

Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.

Идея воспитательной системы класса реализуется в различных формах работы с детьми (рис. 2). При этом основополагающими формами являются проектная деятельность и коллективные творческие дела.

Рис. 2.Основные формы работы с учащимися.

В течение четырёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится работа добровольческого отряда «Добрые сердца».

Отряд имеет эмблему. Она представляет собой многократно повторяющиеся контуры сердец, такие же яркие и разнообразные, как и дела добровольцев. Эти контуры «сплетены», что символизирует единство помыслов и дел ребят.

В центре этих сердец — фигуры стремительно бегущих юноши и девушки, которые отражают желание помочь как можно большему количеству людей.

Рис. 3.Эмблема добровольческого отряда «Добрые сердца».

Законы жизни добровольческого отряда:

Основной закон отряда: учение — с увлечением, а добровольчество — от всей души.

Закон радости — долой скуку, улыбка на лицах взрослых и детей.

Закон красоты — будь красив сам и береги красоту вокруг.

Закон доброты — будь отзывчив и внимателен к людям.

Закон дружбы — хочешь иметь друга — будь им для других.

Закон уважения — если хочешь, чтоб тебя уважали — уважай других.

Закон чистоты — чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Закон вежливости — каждый твой поступок отражается на других людях.

Закон ответственности — каждый должен видеть последствия своих поступков.

Направления деятельности добровольческого отряда представлены на рисунке 4.

Рис. 4.Направления деятельности добровольческого отряда

Рассмотрим подробнее содержание направлений деятельности добровольческого отряда «Добрые сердца».

Патриотическое:

-                   оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда, пенсионерам;

-                   организация добровольческих акций «Помоги делом», «Поздравь ветерана», «От всей души» и т. д.

-                   проведение акций милосердия по сбору вещей, игрушек, книг, канцтоваров «От меня к тебе», «Доброе слово», "100 друзей», «Комфортно и сухо» и др.

Экологическое:

-                   участие в экологических акциях «Мой чистый школьный двор», «Пусть цветёт моё село!" и т. д.

-                   осуществление экологических десантов по уборке территорий парков и лесопарков

Здоровый образ жизни:

-                   уроки, агитбригады по пропаганде здорового образа жизни;

Досуговое:

-                   участие в организации и проведении школьных праздничных концертов, школьных мероприятий и вечеров;

-                   проведение добровольческих акций «Умелые руки», «Твори добро» и др.

Просветительское:

Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:

-                   информационно-просветительская деятельность добровольцев;

-                   духовно-нравственное просветительство;

-                   правовое просвещение;

-                   экологическое просвещение;

-                   популяризация добровольчества через просветительство.

Виды деятельности добровольческого отряда

Долгосрочные проекты:

-                   систематическая помощь районной детской библиотеке,

-                   шефство над ветераном Великой Отечественной войны (Бутяев Г. Н., Шеметьев П. А.)

-                   помощь пенсионерке (Варевцевой Н. М.)

-                   мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (акции, кл.часы и др.)

Краткосрочные проекты:

К краткосрочным проектам относим различные акции, «десанты»:

-                   «Чистое село» (уборка территории),

-                   «Доброе слово» (сбор и оформление пожеланий детям, находящимся на лечении в стационаре райбольницы),

-                   «От всей души» (сбор книг, игрушек и одежды для детей, находящихся в реабилитационном Центре, для пенсионеров и т. д.),

-                   "100 друзей»

-                   другие акции, их много за год.

Добровольческий отряд активно взаимодействует с местным социумом.

Рис. 5.Формы участия обучающихся в решении проблем местного социума.

С особыми чувствами члены добровольческого отряда осуществляют адресную помощь детям, оставшимся без попечения родителей (передают книги, одежду, игрушки), поддерживают детей, находящихся на лечении в Кошкинской ЦРБ.

Сотрудничество с Кошкинской районной детской библиотекой имеет системный характер. Ежегодно в течение летних каникул учащиеся помогают ремонтировать книжный фонд, оформлять новые книги, обслуживают читателей, благоустраивают территорию вокруг здания. В июне (во время работы школьного лагеря дневного пребывания) проводят тематические выставки книг и журналов, готовят и проводят конкурсные мероприятия для школьников.

С 2010 года (в связи с окончанием строительства) осуществляется помощь сельскому храму Рождества Христова.

Будни добровольческого отряда представлены на следующих фото.

В читальном зале. Готовим книги к оформлению.

В 2013 году мы с радостью принимали участие в подготовке к капитальному ремонту библиотеки (связываем книги и журналы для безопасного перевоза на временное хранение).

При переезде важно правильно упаковать книги, чтобы лучше сохранить их.

Рассказываем школьникам из летнего лагеря об интересных книгах и журналах

Основные термины (генерируются автоматически): добровольческий отряд, воспитательная работа, здоровый образ жизни, адресная помощь, акция, Великая Отечественная война, воспитательная система класса, воспитательный процесс, классный руководитель, местный социум.

Похожие статьи

Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении

В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности молодых педагогов в ДОУ.

Организация наставничества как формы социального партнёрства ДОУ и школы

На сегодняшний день, когда образование совершенствуется и модернизируется, система образования заслуживает пристального внимания, в особенности, если опытные педагоги проявляют желание стать наставником. В данной статье рассмотрена организация настав...

Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников

В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креати...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации

Данная статья посвящена рассмотрению квеста как одной из форм работы со школьниками детской общественной организации. В статье подчеркивается образовательный потенциал квеста. Описывается реализация квеста в учебно-воспитательном процессе гимназии.

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.

Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...

Похожие статьи

Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении

В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности молодых педагогов в ДОУ.

Организация наставничества как формы социального партнёрства ДОУ и школы

На сегодняшний день, когда образование совершенствуется и модернизируется, система образования заслуживает пристального внимания, в особенности, если опытные педагоги проявляют желание стать наставником. В данной статье рассмотрена организация настав...

Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников

В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креати...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации

Данная статья посвящена рассмотрению квеста как одной из форм работы со школьниками детской общественной организации. В статье подчеркивается образовательный потенциал квеста. Описывается реализация квеста в учебно-воспитательном процессе гимназии.

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.

Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...