Добровольческий отряд как фактор социализации учащихся
Автор: Чугунова Наталья Петровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 08.04.2014
Статья просмотрена: 1118 раз
Библиографическое описание:
Чугунова, Н. П. Добровольческий отряд как фактор социализации учащихся / Н. П. Чугунова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 162-166. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5309/ (дата обращения: 22.12.2024).
Статья представляет собой обобщение опыта работы классного руководителя общеобразовательной школы. Данная педагогическая система предполагает системно-деятельностный подход в воспитании школьников: показана форма добровольческого отряда как технологии социализации подростков.
Ключевые слова:добровольчество, акция, проект, социум.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач (когда-то они выходили на первый план, когда-то отступали на второй), однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания, они легли в основу Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего чувством гражданской идентичности, человека, ответственного за свои решения и поступки, толерантного, умеющего общаться и стремящегося к познанию. Как построить воспитательный процесс, чтобы мои выпускники были именно такими, социально востребованными?
Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.
Идея моей воспитательной системы заключается всоздании условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта и, как следствие, формирования культуры личности школьника. Выполняя функции учителя и классного руководителя, я стараюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.
Исходя из данной идеи, определились основные направления воспитательной работы:
Рис. 1. Основные направления воспитательной работы в 9 В классе.
Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.
Идея воспитательной системы класса реализуется в различных формах работы с детьми (рис. 2). При этом основополагающими формами являются проектная деятельность и коллективные творческие дела.
Рис. 2.Основные формы работы с учащимися.
В течение четырёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится работа добровольческого отряда «Добрые сердца».
Отряд имеет эмблему. Она представляет собой многократно повторяющиеся контуры сердец, такие же яркие и разнообразные, как и дела добровольцев. Эти контуры «сплетены», что символизирует единство помыслов и дел ребят.
В центре этих сердец — фигуры стремительно бегущих юноши и девушки, которые отражают желание помочь как можно большему количеству людей.
Рис. 3.Эмблема добровольческого отряда «Добрые сердца».
Законы жизни добровольческого отряда:
Основной закон отряда: учение — с увлечением, а добровольчество — от всей души.
Закон радости — долой скуку, улыбка на лицах взрослых и детей.
Закон красоты — будь красив сам и береги красоту вокруг.
Закон доброты — будь отзывчив и внимателен к людям.
Закон дружбы — хочешь иметь друга — будь им для других.
Закон уважения — если хочешь, чтоб тебя уважали — уважай других.
Закон чистоты — чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
Закон вежливости — каждый твой поступок отражается на других людях.
Закон ответственности — каждый должен видеть последствия своих поступков.
Направления деятельности добровольческого отряда представлены на рисунке 4.
Рис. 4.Направления деятельности добровольческого отряда
Рассмотрим подробнее содержание направлений деятельности добровольческого отряда «Добрые сердца».
Патриотическое:
- оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда, пенсионерам;
- организация добровольческих акций «Помоги делом», «Поздравь ветерана», «От всей души» и т. д.
- проведение акций милосердия по сбору вещей, игрушек, книг, канцтоваров «От меня к тебе», «Доброе слово», "100 друзей», «Комфортно и сухо» и др.
Экологическое:
- участие в экологических акциях «Мой чистый школьный двор», «Пусть цветёт моё село!" и т. д.
- осуществление экологических десантов по уборке территорий парков и лесопарков
Здоровый образ жизни:
- уроки, агитбригады по пропаганде здорового образа жизни;
Досуговое:
- участие в организации и проведении школьных праздничных концертов, школьных мероприятий и вечеров;
- проведение добровольческих акций «Умелые руки», «Твори добро» и др.
Просветительское:
Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:
- информационно-просветительская деятельность добровольцев;
- духовно-нравственное просветительство;
- правовое просвещение;
- экологическое просвещение;
- популяризация добровольчества через просветительство.
Виды деятельности добровольческого отряда
Долгосрочные проекты:
- систематическая помощь районной детской библиотеке,
- шефство над ветераном Великой Отечественной войны (Бутяев Г. Н., Шеметьев П. А.)
- помощь пенсионерке (Варевцевой Н. М.)
- мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (акции, кл.часы и др.)
Краткосрочные проекты:
К краткосрочным проектам относим различные акции, «десанты»:
- «Чистое село» (уборка территории),
- «Доброе слово» (сбор и оформление пожеланий детям, находящимся на лечении в стационаре райбольницы),
- «От всей души» (сбор книг, игрушек и одежды для детей, находящихся в реабилитационном Центре, для пенсионеров и т. д.),
- "100 друзей»
- другие акции, их много за год.
Добровольческий отряд активно взаимодействует с местным социумом.
Рис. 5.Формы участия обучающихся в решении проблем местного социума.
С особыми чувствами члены добровольческого отряда осуществляют адресную помощь детям, оставшимся без попечения родителей (передают книги, одежду, игрушки), поддерживают детей, находящихся на лечении в Кошкинской ЦРБ.
Сотрудничество с Кошкинской районной детской библиотекой имеет системный характер. Ежегодно в течение летних каникул учащиеся помогают ремонтировать книжный фонд, оформлять новые книги, обслуживают читателей, благоустраивают территорию вокруг здания. В июне (во время работы школьного лагеря дневного пребывания) проводят тематические выставки книг и журналов, готовят и проводят конкурсные мероприятия для школьников.
С 2010 года (в связи с окончанием строительства) осуществляется помощь сельскому храму Рождества Христова.
Будни добровольческого отряда представлены на следующих фото.
В читальном зале. Готовим книги к оформлению.
В 2013 году мы с радостью принимали участие в подготовке к капитальному ремонту библиотеки (связываем книги и журналы для безопасного перевоза на временное хранение).
При переезде важно правильно упаковать книги, чтобы лучше сохранить их.
Рассказываем школьникам из летнего лагеря об интересных книгах и журналах
Похожие статьи
Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении
В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности молодых педагогов в ДОУ.
Организация наставничества как формы социального партнёрства ДОУ и школы
На сегодняшний день, когда образование совершенствуется и модернизируется, система образования заслуживает пристального внимания, в особенности, если опытные педагоги проявляют желание стать наставником. В данной статье рассмотрена организация настав...
Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников
В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креати...
Наставничество как образовательный тренд современности
Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...
Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ
В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.
«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника
Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...
Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации
Данная статья посвящена рассмотрению квеста как одной из форм работы со школьниками детской общественной организации. В статье подчеркивается образовательный потенциал квеста. Описывается реализация квеста в учебно-воспитательном процессе гимназии.
Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.
Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий
Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...
Похожие статьи
Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении
В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности молодых педагогов в ДОУ.
Организация наставничества как формы социального партнёрства ДОУ и школы
На сегодняшний день, когда образование совершенствуется и модернизируется, система образования заслуживает пристального внимания, в особенности, если опытные педагоги проявляют желание стать наставником. В данной статье рассмотрена организация настав...
Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников
В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креати...
Наставничество как образовательный тренд современности
Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...
Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ
В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.
«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника
Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...
Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации
Данная статья посвящена рассмотрению квеста как одной из форм работы со школьниками детской общественной организации. В статье подчеркивается образовательный потенциал квеста. Описывается реализация квеста в учебно-воспитательном процессе гимназии.
Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.
Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий
Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...