Развитие коммуникативных УУД через работу со словами с непроверяемыми безударными гласными в корне | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 14.03.2014

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Федярина, А. Е. Развитие коммуникативных УУД через работу со словами с непроверяемыми безударными гласными в корне / А. Е. Федярина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5303/ (дата обращения: 24.04.2024).

В течение четырех лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с первого по четвертый классы.

Современная начальная школа видит одну из главных задач обучения — развитие речи и мышления младших школьников.

На начало обучения, проанализировав данные психолого-логопедических служб у учащихся 1 класса 72 % (19 чел.) речевое развитие не соответствовало возрастной норме. У данной категории детей были не достаточно сформированы фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй и связная речь, а также слуховая и зрительная память.

В поисках приемлемых методов и средств реализации данной проблемы за основу была взята методика П. С. Тоцкого, в частности, прием — орфографического чтения.

Конечно, абсолютно грамотных людей нет и знать всю грамматику и орфографию русского языка просто невозможно. И готовых методик, дающий 100 %-ый результат в этой области тоже нет. Но проблема существует, и поэтому учителям необходимо делиться своими находками для того, чтобы добиться каких — либо успехов.

Мы знаем одну звуковую форму слова — орфоэпическую, т. е. разговорную. К такой речи мы привыкли и любим ее, потому что она удовлетворяет нас в устном общении. Зато сколько такая речь доставляет хлопот, когда мы вынуждены распутывать ее с помощью правил, чтобы написать правильно слово. Значит, одно и тоже слово может быть произнесено по — разному: орфографически и орфоэпически.

При орфографическом чтении цель направлена на четкость произношения, на запоминание состава звуков в каждом слове. Артикуляция работает с напряжением, выговаривая каждое слово. Так на чем же движется наша орфография? Ответ один в орфографическом произношении, звуковая графическая форма слова навсегда останется в памяти, если слово произнесено многократно.

С чего же начать обучение орфографическому чтению? Хорошо начинать чтение по алфавитному словарю советует П. С. Тоцкий. Я начала свою работу над орфографическим чтением по орфографическому словарю для начальных классов, т. е. с одной и той же буквы (перед каждым уроком — орфографическая разминка), что облегчает детям чтение начала слова. Затем эту систему применила для работы над словами из словаря.

Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе планируемая на каждый урок. Все слова для изучения я разделила на смысловые блоки (по 5–7 слов). Работу начинаю с повторения уже изученных слов группы. Ежедневно ввожу по одному новому слову из словаря. После того как спустя неделю все слова будут изучены, работаю над их запоминанием.

1-й день (каждый день от 1 до 3 новых слов). Слово прочитывается орфографически, с постановкой ударения, по слогам. Записывается в словарик (у каждого учащегося) с выделением орфограмм, делением на слоги, постановкой ударения.

2-й день. Предъявляю детям для записи на карточках эти же слова «с дырками». Это эффективный прием формирования орфографической зоркости.

3-й день. Провожу предметно — картинный словарный диктант, сопровождающийся орфографическим произнесением слов.

4-й день. Предлагаю ученикам интеллектуально — лингвистические упражнения со словами изученной группы.

5-й день. Проводится проверочный диктант, в который включены изученные орфограммы, или осложненное списывание.

Проходит неделя работы над блоком словарных слов. Но работа с этими (знакомыми словами) не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям интересные задания, например:

-        образуйте от данных слов однокоренные слова;

-        составьте предложение с любим из слов;

-        выпишите только трехсложные (двусложные) слова;

-        выпишите самое длинное (короткое) слово к схеме;

-        выпишите слово на загадку;

-        какое слово было самое трудное, произнесите шепотом, задайте слову вопрос, порадуйтесь слову.

Нам надо помнить, что существует процесс забывания слов, поэтому предлагаю систему повторения, например:

-        прочитайте по «цепочке»;

-        прочитайте весь словарь хором;

-        читаем в паре, т. е. один — орфоэпически, другой — орфографически;

-        прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово;

-        прочитайте двусложные (трехсложные) слова;

-        из данного блока назовите слова с безударной а (о,е);

-        прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог;

-        назови последнее слово (второе, третье и т. д.) не смотря на блок слов, назови его соседей.

Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Орфографическое чтение проводится на каждом уроке, каждый предмет имеет свою специфическую лексику (в математике — задачи, в чтении — стихотворения, в русском языке — письмо по памяти или списывание).

Фрагмент словарной орфографической работы на уроке во 2 — м классе.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи:

-                   предъявление слова:

Сфрхкороваждмасинчаппихжисобакахин

Дети: Здесь написаны слова корова и собака.

-                   лексическое значение слова:

Учитель: В чем смысловое сходство слов корова и собака?

Дети: Корова и собака — домашние животные.

Учитель: В чем их различие?

Дети: Корова — травоядное животное, дает молоко, собака — из семейства хищных, сторожит, с ней охотятся.

Учитель: Что обозначает слово корова?

Дети: Корова — домашнее молочное животное с большими рогами.

Учитель: Что обозначает слово собака?

Дети: Собака — домашнее животное из семейства хищных.

-                   графическое обозначение слова — слоговое письмо:

Учитель: Что еще можно сказать о данных словах?

Дети: Оба слова состоят из трех слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о.

Учитель: Напишите слова корова и собака в тетрадях. Подчеркните гласные, которые надо запомнить.

-                   введение слов в активный словарь учащихся:

Первый вариант:

Учитель: Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово корова или собака, подходящие по смыслу. Объясните данные выражения:

Как … языком слизала.

Сидит, как на … седло.

… лает, ветер носит.

… на сене.

Бодливой … Бог рог не дает.

Маленькая … до старости щенок.

С … не сыщешь.

Второй вариант:

Учитель: Составьте предложение со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.

Варианты ответов:

Корова и собака — домашние животные, а лисица — дикое животное.

Лисица и собака — хищные животные, а корова — травоядное.

У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.

Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определенную сторону мышления ребенка.

Первый способ — сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли.

Учитель: Сравните между собой слова карандаш и пенал. Найдите общие существенные и несущественные признаки.

Варианты ответов:

1.      Карандаш и пенал могут изготавливаться из дерева.

2.      Карандаш и пенал — школьные принадлежности.

3.      Карандаш и пенал не тонут в воде.

Второй способ — поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков. Данный способ эффективен в плане развития детского воображения, наблюдательности, усвоения навыков первичного анализа так же, как и совершенствования речи учащихся.

Учитель: Соотнесите по смыслу написанное слева и справа.

Голодать. Скудно питаться.

Медвежий угол.

Отдаленное глухое место.

Сосать лапу.

Отсутствие музыкального слуха.

Раньше времени говорить о результатах дела, которое еще не закончено.

Попытка сделать что — либо хорошее с плохим результатом.

Медвежья услуга.

Делить шкуру неубитого медведя.

Медведь на ухо наступил.

Третий способ — поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. В подобной ситуации учащиеся выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи; они учатся видеть окружающий мир под непривычными для нас углом зрения, у них развивается нестандартное мышление.

Учитель: составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединялись бы между собой с помощью любого третьего слова.

Варианты ответов:

Ученик взял тетрадь.

Ученик пишет в тетради.

Тетрадь находиться у ученика.

Ученик спрятал тетрадь.

Четвертый способ — исключение лишнего слова из трех возможных — способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации.

Учитель: Составьте предложение со словами петух, воробей, сорока, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.

Варианты ответов:

Петух и сорока — крупные птицы, а воробей — маленькая птица.

Сорока и воробей живут в природе, а петух — рядом с человеком.

Пятый способ — поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых школьникам слова и два слова, изученных на данном уроке. Существенное отличие этого способа от третьего состоит в том, что в данном случае четыре основных слова должны быть существительными.

Учитель: Составьте предложение, в котором слова город и деревня соединяли бы между собой два других слова из словарика.

Варианты ответов:

(Можно использовать слова человек и одежда)

В деревне живет человек и носит одежду, изготовленную в городе.

(Можно использовать слова корова и молоко)

В деревне корова дает молоко, которое отвозят в город.

Шестой способ — составление предложения с одновременным включением в него двух — трех изученных слов.

Седьмой способ — нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета — развивает речь и творческое мышление.

Учитель: Скажите, как можно использовать пальто в жизни. Ответьте полным предложением.

Варианты ответов.

Пальто надевают в холодное и прохладное время года.

Пальто можно укрыться вместо одеяла.

Пальто можно подстелить, чтобы было теплее и мягче.

Пальто можно использовать как перегородку.

Пальто можно применить в дождь как зонтик. и т. д.

Учитель: Придумайте примеры фантастического характера.

Варианты ответов:

Пальто можно использовать как ковер — самолет.

Из пальто можно соорудить скатерть — самобранку.

С помощью электрических деталей можно создать пальто — электрогрелку. и т. д.

Восьмой способ — сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова. Данный способ, помимо положительного воздействия на совершенствование интеллектуальных способностей учащихся, способствует расширению их эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора.

Практическое применение на уроках всех способов позволяет систематически решать вместе со школьниками лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуются рассуждение, доказательство и конкретное решение. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.

Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично — поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Их внедрение начинается при ознакомлении с первыми грамматическими понятиями, орфографическими, пунктуационными и другими правилами в 1 — м классе и продолжается при дальнейшем изучении русского языка в начальной школе.

Литература:

1.      Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев. — М.: Просвещение АО Учебная Литература 1996. — 207 с.

2.      Волина В. В. Этимологический словарь. — М.; АСТ — Пресс, 1997.

3.      Ераткина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям.//Начальная школа. — 1992. — № 7,8. — с. 13–17.

4.      Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями.//Начальная школа. — 1994. — № 1. — с. 23–27.

5.      Жедек П. С., Тимченко М. И. Списывание в обучении правописанию.//Начальная школа. — 1989. — № *. С. 23–28.

6.      Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. — 1993. № 11. — с. 53–56.

7.      Золотых Н. А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка.//Начальная школа. — 2001. — № 3. с. 9–16.

8.      Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями.// Начальная школа. — 1993. — № 6. с. 4–9.

9.      Тоцкий П. С. Орфография без правил. — М.: Просвещение — 1991 г.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, вариант ответов, учитель, корова, орфографическое чтение, русский язык, собака, пальто, ребенок, общий признак.

Похожие статьи

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу.

Как же пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Дети: Здесь написаны слова корова и собака. - лексическое значение слова. Дети: Оба слова состоят из трех слогов

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов.

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

К вопросу о методах работы со словарными словами...

словарные слова, словарная работа, метод орфографического чтения, метод этимологического анализа слова, метод

Работа со словарными словами на уроках русского языка. слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое...

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

Орфографическое чтение слов с орфограммами. – Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

Маленькие приёмы большого успеха при формировании...

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Подбежала (какая?)… собака. Расширить предложение второстепенными членами.

Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка).

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

Орфографическое чтение слов с орфограммами. – Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он

– выбор слов из текста с заданной орфограммой; – постановка пропущенных букв в места орфограмм. Орфографическое чтение.

Похожие статьи

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу.

Как же пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Дети: Здесь написаны слова корова и собака. - лексическое значение слова. Дети: Оба слова состоят из трех слогов

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов.

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

К вопросу о методах работы со словарными словами...

словарные слова, словарная работа, метод орфографического чтения, метод этимологического анализа слова, метод

Работа со словарными словами на уроках русского языка. слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое...

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

Орфографическое чтение слов с орфограммами. – Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

Маленькие приёмы большого успеха при формировании...

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Подбежала (какая?)… собака. Расширить предложение второстепенными членами.

Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка).

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

Орфографическое чтение слов с орфограммами. – Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он

– выбор слов из текста с заданной орфограммой; – постановка пропущенных букв в места орфограмм. Орфографическое чтение.