Авторы: Походяев Сергей Васильевич, Бугаев Алексей Дмитриевич

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Походяев С. В., Бугаев А. Д. Концепция педагогической подготовки в ходе военной реформы середины XIX-начала XX вв. [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 21-25.

Ключевые слова: военная реформа, военное образование, педагогическая подготовка

Проблема педагогической подготовки офицеров оформилась в самостоятельную научную проблему в связи с военной реформой середины XIX — начала XX вв.

Военная реформа середины XIX — начала XX вв. назревала в условиях, которые принципиально схожи с современным этапом военного строительства, поэтому концептуальные основы, на которых реформаторы пытались решить проблему педагогической подготовки офицеров представляют для нас научный интерес.

Анализ трудов, в которых исследуются идеи и теории, которые легли в основу новой системы профессиональной и, в том числе, педагогической подготовки офицеров (А. Ю. Журавлев [12], В. В. Изонов [13], А. И. Каменев [14], В. Г. Капитуров [15], В. М. Коровин [18], Г. П. Мещеряков [24], А. Н. Назаров [25] и др.), позволяет концептуальные основы послереформенной педагогической подготовки офицеров достаточно условно отнести к трем группам:

-              идеи и теории в области военного образования;

-              идеи и теории в области непрерывного профессионального образования офицера;

-              идеи и теории в области воспитания профессионально важных качеств офицера, в том числе необходимых для обучения и воспитания солдат (рисунок 1).

Профессиональное военное образование, которое в процессе реформы получало принципиально новую структуру, позволявшую усложнять как общеобразовательную, так и специальную подготовку офицера, приобретало первостепенное значение в педагогической подготовке офицерского корпуса. По замыслу реформаторов, профессиональное военное образование должно было стать не только областью, где офицер получает первичное образование, но и областью, в которой аккумулируется, развивается и преподается педагогическая наука, творчески перерабатывается передовой российский и зарубежный военный опыт.

Рис. 1. Концепция педагогической подготовки офицера в ходе реформы середины XIX — начала XX вв.

Для реализации этой идеи в системе военного образования должны были быть сосредоточены офицеры, которые не только были образованы лучше остальных, но и обладали определенным педагогическим талантом. О том, что эта задача считалась первоочередной, свидетельствуют практически все историки, которые занимались проблемой реформирования военного образования в XIX в. (А. И. Алехин [1], Л. Г. Бескровный [4], Е. В. Дрозд [10], А. И. Каменев [14], В. В. Колпачев [17], А. В. Чистяков [29] и др.). Внимание к комплектованию военно-педагогических кадров и формированию военно-педагогических школ на базе образовательных учреждений военного ведомства, как считают перечисленные ученые, являлось сильной стороной и одновременно фактором успешности военной реформы.

Требования к укомплектованию военных учебных заведений педагогическими кадрами касались далеко не только уровня их образования и профессионализма. Реформаторы справедливо, на наш взгляд, полагали, что обязаны давать в процессе подготовки офицеров единый образец педагогического поведения, основанный на нравственности и мировоззрении офицера. Эту мысль очень точно выразил в своей статье П. Краснов: «Итак, первое, что нужно — писал он, — это то, чтобы там, где готовят мастеров военного дела, их готовили самые лучшие, одаренные свыше, талантливые офицеры. Талант, как Божий дар, тем и дорог, что он способен заражать окружающих, влиять на них, как бы крупинками передаваться им. Самое важное — люди, потом — программа и учебники. Жалуются на молодых офицеров, что у них сердце не затронуто воинским воспитанием, а между тем наше дело пахнет не только кровью, но требует особой моральной стойкости. Эту стойкость могут передать только люди, отмеченные особенной искрой Божией; таких людей нужно выискивать и находить для училищ [19, с. 333].

Выделив педагогическую подготовку как специфическую область профессиональной подготовки офицера, военная реформа предопределила необходимость передачи и освоения кандидатами на офицерские должности специальных педагогических знаний, умений и навыков, педагогического опыта. Н. И. Пирогов, как и впоследствии М. И. Драгомиров, подчеркивал приоритет духовно-нравственного воспитания личного состава, а суть педагогической подготовки офицера видел в овладении навыками воспитания, основанными на педагогической науке, которые должны были заменить муштру и унижение [9; 26].

Идею оснащения офицера специальными педагогическими знаниями, умениями и навыками формулировал М. И. Драгомиров, который писал: «Необходимо, чтобы офицер умел хотя бы приcтупить к делу воcпитания и образования cолдата. Cовершенно законченного в этом отношении офицера, разумеетcя, военно-учебные заведения не приготовят; воcпитателя и учителя cолдата в офицере окончательно выработает дейcтвительная практика. Однако возложить вcе надежды в этом вопроcе на практику — значит до извеcтной cтепени отдать в руки cлучайноcтей и, в лучшем cлучае, породить большое разнообразие в методах и понимании оcновных задач военного воcпитания и образования. Еcли допуcтить, что методы могут быть различны, то вcе же приходитcя признать, что задачи, к доcтижению которых cтремятcя эти методы, различными быть ни в коем cлучае не могут. При cущеcтвовании раcкола во взглядах на задачи воcпитания и образования cолдата армия будет неуcтойчива в нравcтвенном отношении и пеcтра в военно-техничеcком; так, например, неправильно поcтавленные оcновные задачи воcпитания, будучи привиты хотя бы в некоторых чаcтях армии, поcлужат в будущем благоприятной почвой для развития каких угодно кривотолков, богатых печальными поcледcтвиями. Итак, единcтво и однообразие в понимании и толковании оcновных задач воcпитания и образования cолдата для дела положительно необходимы. Доcтигнуть такого единcтва возможно лишь в том cлучае, когда будущим офицерам еще на школьной cкамье будут преподаны общие оcновании подготовки (воcпитания и образования) cолдата. В надежде, что опыт минувшей войны побудит наконец обратить внимание на «подготовку войcк», мы cоcредоточили в наcтоящем отделе необходимые указания по этому вопроcу» [9, с. 237].

Ученики и последователи М. И. Драгомирова — А В Андреянов [2], Н. П. Бирюков [5], Н. Д. Бутовский [7], М. А. Крит [20], Д. Н. Трескин [28] и другие занимались вопросами методологии обучения и воспитания солдата. Ученые, например, рассматривали вопрос о наглядности в обучении молодых солдат, давали будущим офицерам конкретные указания о сочетании рассказа с показом. Так, осваиваемое действие они рекомендовал расчленять на элементы, что должно было способствовать более прочному запоминанию материала. Авторы призывали офицеров к настойчивости и терпению в подготовке молодых солдат, сохранению ровного тона, спокойствия (несмотря на возможное раздражение) и к достаточно прочному закреплению пройденного материала путем неоднократного его повторения. В целом их труды позволили сформировать представления о необходимой офицеру методической подготовке, о способах ее реализации в образовательном процессе военных и юнкерских училищ, о содержании и структуре специальных педагогических курсов и программ.

Развитию военно-педагогической науки на базе военных учебных заведений способствовало создание Педагогического музея, который первоначально планировался как выставка наглядных пособий, но в процессе своего развития приобрел статус методического объединения в военном образовании. Идея создания педагогического музея принадлежит И. В. Исакову, который почерпнул ее в ходе изучения зарубежного опыта военного образования. Педагогичеcкий музей военно-учебных заведений взял на cебя роль cвоеобразной рекламной научно-методичеcкой музейной лаборатории, где изучалиcь, комплектовалиcь и экcпонировалиcь учебные коллекции различных образовательных уровней. Оcобенноcть музейного фонда заключалаcь в том, что он должен был непрерывно обновлятьcя — в cоответcтвии c развитием науки, техники, производcтва и веяниями времени. Музей cпоcобcтвовал cозданию новой методики преподавания не только в маcштабе военно-учебных заведений: поcле первых педагогичеcких выcтавок в 1866, 1870 и 1872 гг. его значение вышло далеко за рамки военно-учебного ведомcтва [22].

Кроме того, насущные потребности военно-педагогической науки и практики требовали наличия возможности обмена идеями и опытом, интеграции военной педагогики в педагогику общую, которая в это время развивалась высокими темпами. Под эгидой военного ведомства с 1836 г. издавался «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений». В то время он представлял собой хрестоматийный сборник учебных текстов, правил и инструкций. В 1850 г. журнал был закрыт. В процессе военной реформы не была реализована идея, что он сможет стать одним из ведущих научных изданий страны, которое позволит привести в систему военного образования современные педагогически идеи. В то же время в конце XIX — начале XX вв. в «Педагогическом сборнике», издаваемом с 1863 г. при Главном управлении военно-учебных заведений (ГУВУЗ), публиковались статьи лучших российских педагогов: Н. Ф. Бунакова, Н. Х. Весселя, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, К. Д. Ушинского и др. [6].

Таким образом, в области военного образования педагогическая подготовка офицеров базировалась на трех основных идеях:

-       сформировать на базе военных учебных заведений центры военно-педагогической науки, передовой педагогической практики, обобщения и распространения отечественного и зарубежного военного опыта;

-       ввести в образовательные программы военных и юнкерских училищ специальные курсы психолого-педагогической и методической подготовки будущих офицеров;

-       создать в военном образовании методическое объединение педагогов и условия для распространения научных идей, интеграции в общую педагогическую науку, а также обмена передовым педагогическим опытом.

Второе направление, в котором группируются идеи в области послереформенной педагогической подготовки офицера, касается непрерывного профессионального образования офицера. Э. Свидзинский в своей статье, посвященной самообразованию офицера, писал: «…для того чтобы армия преуcпевала и доcтигала хороших результатов, недоcтаточно труда отдельных лиц, необходимо, чтобы вcе офицеры были заинтереcованы развитием и процветанием военного дела, чтобы вcе отноcилиcь к cвоей деятельноcти c любовью и преданноcтью и чтобы эта деятельноcть не ограничивалаcь паccивным иcполнением требований cлужбы, а чтобы каждый чувcтвовал cебя активным деятелем в извеcтной cфере. Для того чтобы армия cтояла на выcоте cвоего призвания, необходимо, чтобы вcя маccа офицеров деятельно занялаcь как в отношении подготовки нижних чинов, так и в отношении cобcтвенного cамообразования, чтобы это уcердие неразрывно было cвязано c понятием о долге и воинcкой чеcти, перешло от личноcти во вcе военное cоcловие и иcходило из общих принципов военного cоcловия» [27].

Признавая сложность и новизну военно-педагогического знания, теоретики военной реформы, безусловно, предполагали, что при сохранении самостоятельности как принципа, необходимо создавать специальные структуры повышения педагогической квалификации офицеров.

Интересно эта мысль изложена у А. Мариюшкина. «Училище только подготавливает офицера к дальнейшей работе, — пишет он, — указывает ему курc, которого cледует держатьcя... Еcли не изменяютcя оcновные начала военного дела, то меняетcя и cовершенcтвуетcя техника, а cледовательно, и приложение этих начал тоже неминуемо подвергаетcя колебанию. Вечная неутомимая работа, поcтоянная готовноcть ответить на вопроcы времени — вот центр cтремлений cовременного офицера. «Непрерывное образование cебя науками c помощью чтения», поcтоянный учет приемов и cредcтв cвоих, а пуще вcего cоcедей — вот данные, при которых опаcное «немогузнайcтво», а c ним и громадная ответcтвенноcть перед Родиной не будут иметь меcта» [23].

Наконец, решение проблемы педагогической подготовки потребовало создания специальных структур и аккумулирования ресурсов педагогического самообразования офицера, каковыми, по замыслу реформаторов, должны были стать офицерские собрания и система командирской подготовки офицеров в войсках.

Суммируя приведенные выше положения, подчеркнем, что в этой области концепция педагогической подготовки офицера объединяет три базовые идеи:

-        необходимость мотивации самостоятельной педагогической подготовки на основе мотивов долга, ответственности и профессиональной самореализации;

-        потребность в создании специальных условий педагогического самообразования;

-        создание института повышения педагогической квалификации офицера.

Наконец, педагогическая подготовка офицеров должна была строиться с учетом традиционного для российской педагогики внимания к воспитанию. Теоретики военной реформы вполне закономерно были уверены, что решение сложных задач обучения и воспитания солдата предъявляет особые требования к личности офицера–педагога. Этим соображением определяется третья группа идей в структуре концепции обновленной педагогической подготовки офицеров.

Конкретные описания идеологической основы воспитания будущих офицеров встречаются в исследованиях В. Д. Еременко [11], В. А. Козлова [16], В. В. Колпачева [17], Е. М. Кунжарова [21] и др. Кроме задания высоких нравственных эталонов, авторы характеризуют воспитание будущих офицеров как деятельность, которая развивает их мировоззрение, задает исходный уровень общей и педагогической культуры, формирует эрудицию и кругозор.

Размышляя о будущем офицерского корпуса, А. Апухтин писал: «Нам нужна интеллигентность истинная, серьезная, но и она принесет пользу делу только в том случае, если ее обладатель этому делу предан. Начальник, лишенный настоящей интеллигентности, способен наделать массу ошибок, ибо не обладает широким умственным кругозором. Он усваивает лишь то, что находится пред глазами, и функционирует машинально. Эти люди упускают из вида, что цель и смысл существования армии — война. Они стараются об этом не думать, полагая, что о войне следует заботиться тогда, когда она объявлена, а покуда надо стараться удовлетворить требованиям мирного времени» [3, с. 158–159].

Обобщение теоретических положений в области воспитания будущего офицера позволяет заключить, что концепция его педагогической подготовки основывается на следующих идеях:

-        развитие духовно-нравственных качеств, необходимых каждому педагогу;

-        формирование общей и педагогической культуры офицера;

-        понимание значения армии не только как военной организации, но и национального института воспитания и социализации.

Таким образом, в развитии проблемы педагогической подготовки офицеров в ходе военной реформы определилась ее концепция, основанная на ведущих для того времени педагогических идеях. Об их реализации на практике пойдет речь в следующей главе.

Литература:

1.        Алехин, И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: автореферат дис.…д-ра пед. наук: 13.00.01 / Алехин Игорь Алексеевич. — М., 2004. — 48 с.

2.        Андреянов, А. В. Военно-педагогический курс. Опыт руководства для систематического обучения молодых солдат в пехоте. В 2-х частях. (Текст приноровлен к пониманию учителей солдат) / сост. 96-го Омск. полка майор А. В. Андреянов. Ч. 1. — Кронштадт: Тип. «Кронштадтского вестника», 1879. — 219 с.

3.        Апухтин, А. Искусство командования. Командный состав армии / А. Апухтин / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. Сост.: А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.

4.        Бескровный, Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала / Л. Г. Бескровный. — М.: Наука, 1986. — 240 c.

5.        Бирюков Н. П. Записки по военной педагогике / Н. П. Бирюков. — Орел, 1909. — 97 с.

6.        Бондаренко, Н. И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии отечественного образования: на примере журнала «Учитель» — 1861–1918; 1997–2009 гг.: автореферат дис.…канд. пед. наук: 13.00.01 / Бондаренко Наталья Ионовна. — М., 2010. — 25 с.

7.        Бутовский, Н. Д. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание: Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний. 7 января 1911 года / Общество ревнителей военных знаний. Кн. 4. — СПб, 1911. — С. 3–4.

8.        Галкин, М. Новый путь современного офицера / М. Галкин // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.

9.        Драгомиров, М. И. Что нужно офицеру, чтобы сформировать солдата в нравственном отношении / М. И. Драгомиров / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.

10.    Дрозд, Е. В. Особенности подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Российской империи: автореферат дис …канд. пед. наук: 13.00.01 / Дрозд Евгений Валерьевич. — Елец, 2012. — 212 с.

11.    Еременко, В. Д. и др. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в России: вчера и сегодня / В. Д. Еременко, А. Р. Полянин, В. А. Свиридов. — Воронеж: Истоки, 2009. — 191 с.

12.    Журавлев, А. Ю. Подготовка обер-офицерского состава русской армии в юнкерских военных училищах второй половины XIX — начала XX в.: автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Журавлёв Андрей Юрьевич. — СПб., 2008. — 23 с.

13.    Изонов, В. В. Подготовка военных кадров в России (XIX — начало XX вв.): автореф. дис. …д-ра ист. наук: 07.00.02 / Изонов Виктор Владимирович. — СПб., 1998. — 42 с.

14.    Каменев, А. И. История подготовки офицерских кадров в России / А. И. Каменев. — М.: ВПА им. Ленина, 1990. — 195 с.

15.    Капитуров, В. Г. Исторический опыт подготовки офицерских кадров русской армии в XVIII — первой половине XIX в.: дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Капитулов Валентин Геннадьевич — М., 2011–165 с.

16.    Козлов, В. А. Совершенствование методов и средств воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Российской империи: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.01 / Козлов Вячеслав Александрович. — Воронеж, 2012. — 24 с.

17.    Колпачев, В. В. Формирование основ личностного подхода в подготовке войск и военных кадров в России в XVIII — начале XX веков: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01 / Колпачев Виктор Васильевич. — Ставрополь, 1999. — 294 с.

18.    Коровин, В. М. Военное образование в Российской империи (середина XIX-начало XX века): монография / В. М. Коровин. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2009. — 704 с.

19.    Краснов, П. Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров / П. Краснов / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. Сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.

20.    Крит, М. Подготовка офицеров / М. Крит // Военный сборник. — 1914. — № 8. — С. 50–57.

21.    Кунжаров, Е. М. Подготовка офицерских кадров в Восточной Сибири в XVIII — начале XX в. / Е. М. Кунжаров. — Братск: Изд-во Братского гос. ун-та, 2012. — 204 с.

22.    Лелина, Е. И. Педагогические музеи в России второй половины XIX — начала XX веков: история становления и развития: автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Лелина Елена Ивановна. — СПб., 2008. — 23 с.

23.    Мариюшкин, А. По вопросу об офицерских занятиях / А. Мариюшкин // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — С. 323–324.

24.    Мещеряков, Г. П. Русская военная мысль в XIX веке / Г. П. Мещеряков. — М.: Наука, 1973. — 315 с.

25.    Назаров, А. Н. Подготовка офицерских кадров в Российском государстве, ХVIII — начало ХХ вв.: Опыт, традиции, уроки: дис. …д-ра ист. наук: 07.00.02 / Назаров Александр Николаевич. — М., 2001. — 482 с.

26.    Пирогов, Н. И. Философско-педагогические письма / Н. И. Пирогов; сост. А. Д. Тюриков. — Иваново: ПресСто, 2010. — 425 с.

27.    Cвидзинcкий, Э. Ф. Заметки о развитии военных познаний и общих военных принципов в среде офицеров нашей армии [Электронный реcурc] / Э. Ф. Cвидзинcкий. — Код доступа: http://www.rusempire.ru/o-dolge-i-chesti-voinskoy-v-rossiyskoy-armii/svidzinskiy.html.

28.    Трескин, Д. Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформ русского военного дела / / Д. Н. Трескин / О долге и чести воинской в Российской армии. — М., 1991. — 43 с.

29.    Чистяков, А. В. Развитие системы военного образования в Российской империи: вторая половина XIX века — начало XX века: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Чистяков Александр Владимирович. — М., 2012. — 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогической подготовки, педагогической подготовки офицеров, военного образования, педагогической подготовки офицера, корпус Русской Армии, Офицерский корпус Русской, военной реформы, будущих офицеров, Концепция педагогической подготовки, послереформенной педагогической подготовки, военного дела, Опыт самопознания, проблемы педагогической подготовки, XIX — начала, профессионального образования офицера, в области военного образования, xix — начала xx вв, середины xix — начала, военных учебных заведений, Русский путь.

Ключевые слова

педагогическая подготовка, военная реформа, военное образование

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос