Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 720 раз

Библиографическое описание:

Зотова И. В. Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 202-204. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5229/ (дата обращения: 16.10.2018).

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Ключевые слова: проектная деятельность, субъектность, коммуникативные умения.

Инновационные процессы в образовании, включая создание педагогических теорий, образовательных стандартов и нормативных документов, программ модернизации, не будут эффективными, если с решением всех проблем не рассматривать и решать проблемы личности, ее самоопределения, ценностных ориентиров, смыслов. И хотя в настоящее время российская система образования характеризуется ориентацией на личность, субъектность, субъективность, по-настоящему уклон на личностные стороны развития субъекта образования, не является специальным предметом рассмотрения. ФГОС и стандарты выступают первостепенным показателем всего образовательного процесса.

Но, несмотря на это работа в данном направлении ведется. Усиление личностного потенциала образования рассматривается на современном этапе как одно из базовых направлений в системе образования. Одно из основных современных назначений образования — помочь каждой личности найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной проблемы обучающемуся необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения, обеспечивающие более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые заложены у учащихся самой природой [3, с. 25]. В связи с этим, мы считаем необходимым формирование коммуникативных умений и на уроках математики. Так как любой предмет не только дает определенные знания студенту, но и развивает его как личность, затрагивает его субъектность. Среди современных методов обучения развитию коммуникативных умений и навыков в наибольшей степени способствует проектная деятельность. В процессе работы над проектами формируются следующие умения и навыки:

-       сотрудничества (умения коллективного планирования, взаимодействия с другими членами группы, взаимопомощи, умение находить и исправлять ошибки в работе других);

-       коммуникации (организация и взаимодействие со взрослыми: формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения или поиск компромисса);

-       презентации (навык выступления, монолога, умение уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы без дополнительной подготовки и т. п.) [5, с. 14].

Наконец, немаловажно то, что в процессе подобной деятельности у обучающихся появляется чувство коллективизма, переживание общей радости. Ведь для учащихся особенно важна эмоциональная привлекательность умений, они с удовольствием применяют в дальнейшем те действия и приемы учебной деятельности, которые вызывали у них радостные переживания, эмоционально положительно окрасили учебный процесс [1, с. 36].

Выполнение проекта предполагает наличие у автора определенных первоначальных знаний, умений и навыков. Например, не имея предметных знаний по теме проекта, он должен иметь доступ к источнику этих знаний; не имея навыка работы в библиотеке или пользования Интернетом, он должен не только получить помощь в этой части своей работы, но и научиться делать это самостоятельно, и так далее [2, с. 41].

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В этом заключается смысл работы над проектом: знания, умения и навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются студентом, превращаются в его активный запас академических знаний и практического опыта и в дальнейшем легко переносятся на другие виды работы [3, с. 28].

Главные цели введения метода проектов:

-       показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках исследовательский опыт;

-       реализовать свой интерес к предмету; приумножить знания и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

-       продемонстрировать уровень обученности; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

-       подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1)                 Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

2)                 Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3)                 Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки.

В зависимости от поставленной цели, задач и способов выполнения, проекты делятся на несколько типов:

Практико-ориентированный проект. Цель проекта — решение практических задач, поставленных заказчиком проекта. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и др.

Исследовательский проект. Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

Информационный проект. Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

Творческий проект. Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Игровой или ролевой проект. Цель — представление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж) [4, с. 43].

Заранее планируя, какой будет доминирующая деятельность, учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащимся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков [5, с. 36].

Говоря о проектной деятельности учащихся, нельзя не остановиться на такой форме работы как, организация научного общества учащихся.

Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

Думаю, привлекать детей к работе в НОУ нужно раньше, с 5 или 6 класса, чтобы уже в таком перспективном возрасте, когда глаза еще распахнуты, силен интерес ко всему, начинать реализовывать следующие цели:

-       расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки (обязательным считаю возвращение к историческим именам);

-       выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

-       активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

Появление компетентностного образования — это ответ на вызовы общества, его главная идея — это обеспечение органичной связи образовательного учреждения с жизнью, обучение учащихся еще в стенах школы способности «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В. А. Болотов, В. В. Сериков), решать жизненно-ориентированные проблемы. Именно этому будут учить учителя 21 века учеников 21 века. Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!

Литература:

1.      Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. — М.: Просвещение, 2009.

2.      О развитии ключевых компетенций у учащихся при решении задач // Математика в школе. — 2010. — № 5. — С. 28–32.

3.      О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Росс. Академии образования (Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. — 2010. — № 10.

4.      Громыко Н. В. «Метапредмет «Знание».- М., 2010.- 540 с.

5.      Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя — фактор успешной работы /Л. П. Гузова //Методист. — 2011. — № 2. — С. 34–37.

Основные термины (генерируются автоматически): проектный продукт, умение, знание, проектная деятельность, проект, научное общество учащихся, работа, навык, учащийся, учебный проект.

Похожие статьи

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект.

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Роль проектной деятельности в достижении современных...

Проектная деятельность учащихся как средство... проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность младших школьников

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная деятельность, творческий продукт, собственная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, поисковая работа, начальное...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Проектная и исследовательская деятельность... Уже в начальной школе обучающиеся должны учиться отличать проект или...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект.

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Роль проектной деятельности в достижении современных...

Проектная деятельность учащихся как средство... проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность младших школьников

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная деятельность, творческий продукт, собственная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, поисковая работа, начальное...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Проектная и исследовательская деятельность... Уже в начальной школе обучающиеся должны учиться отличать проект или...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт...

Задать вопрос