Автор: Мигова Анна Николаевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Мигова А. Н. Игра как средство формирования способностей младших школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 130-132.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-                  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-                  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-                  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-                  как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.)[3, с. 248]

Игра является одним из средств формирования способностей младших школьников. Эффективность использования игры на уроках определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А. Н. Лука, «…детские игры с их свободным полётом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких — то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления» [2, с. 78], поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные учителем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания и обучения. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности. [4, с. 83]

У игры есть прекрасное свойство — она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому — то новому методу и тогда уже вводить игры. Можно наоборот — начнём играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрёжки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождаются живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

Играть всерьёз непросто. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как вести себя? А если они не хотят? Наконец, во что играть? Какие могут быть игры?

Многие из этих вопросов учитель может решить для себя только сам, исходя из своих склонностей, отношений с детьми, педагогических ценностей.

Несколько слов о методическом принципе, наиболее важном при проведении игр на уроке — принципе открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто. То есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребёнка, и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

Успех игры зависит, прежде всего, от атмосферы, которая сложится в группе. Если игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить её для другого случая.

В учебном процессе используют следующие типы игр.

Учебные игры — помогающие закреплять и активизировать полученные ребятами знания. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю».

Комбинаторные игры наиболее популярны. Комбинаторных игр множество. Это и всем известные кроссворды разных типов, и чайнворды, и ребусы, шарады, головоломки. В центре внимания в комбинаторных играх — внешняя оболочка слова. Играющие комбинируют буквы или сочетания букв, ищут нужный вариант. Сложные комбинаторные игры (особенно «Палиндромы» или «Шарады») часто требуют огромного запаса и невероятной речевой изобретательности.

Аналитические игры развивают способность самостоятельно анализировать факты и закономерности, подмечать общее и различное, учат рассуждать логически. Использование аналитического подхода в этих играх отличается от механического «раскладывания по полочкам», которое в школе обычно называют анализом. Аналитические игры не требуют от ребенка действовать по образцу, а предлагают ему самостоятельно найти метод анализа и проверить его эффективность.

Ассоциативные игры активизируют способности, почти игнорируемые сегодняшней школой: интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного алгоритма. Игры этого типа требуют теплой, раскованной атмосферы, ситуация жестокого соревнования, спортивного азарта сводит пользу от них к нулю. Ведь в ассоциациях и намеках не может быть «правильного» и «неправильного», может быть только более или менее яркое, точное, образное.

Контекстные — это игры, привлекающие внимание ребят к смысловому строению текста, сложным связям между текстом и контекстом, прямым и переносным значениями языковых единиц. Игры этого типа развивают способность к глубокой и разносторонней интерпретации текстов и высказываний.

Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителей, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой — совершенно понятными.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Я заметила, что включение в урок дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых мы решаем ту или иную умственную задачу, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Коллективные игры в классе я разделяю по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие, которые, в свою очередь, делятся на деловые и дидактические.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая роль которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Игра даёт нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми. [1, с. 1 -2]

Литература:

1. Кулагина И. В. Нетрадиционные задания по русскому языку. — М.: «Первое сентября», 2005. — с. 1–2.

2. Лук А. Н. Учить мыслить. — М., 1975. — с. 78

3. Столяренко л. Д. Педагогика. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. — с. 448.

4. Тупичкина Е. А. Игры со словами и буквами // Начальная школа. — 1983. — № 3 — с. 83.

Основные термины (генерируются автоматически): способностей младших школьников, формирования способностей младших, Аналитические игры, «…детские игры с их, а сама форма игры, Эффективность использования игры, Сложные комбинаторные игры, игры типа, Коллективные игры в классе, Похожая статья, настроению игры, Успех игры, Комбинаторные игры, Дидактические игры, детские игры, Ассоциативные игры, средство формирования способностей, творческих способностей младших, средств формирования способностей, Широкое применение игра.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос