Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других национальностей и культур.
Ключевые слова:межпредметная интеграция, толерантность, русская культура, нравственность, познание мира.
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.
Воспитание толерантности может быть осуществлено на основе познания культур разных народов, создавая, тем самым, предпосылки взаимопонимания и уважения, укрепляя позиции конструктивного и цивилизованного сотрудничества, что является залогом социальной и межнациональной стабильности.
Сегодня современный человек на многое смотреть по-другому. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой, с тем, как жили русские люди, как работали и отдыхали, что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали традиции и обычаи, чем украшали свой быт, как одевались, какие игры были у детей, какие праздники. Ответить на эти и подобные вопросы — значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создана первая часть программы «Путешествие к истокам». Это способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.
Дальнейшим этапом является знакомство с историей и культурой других стран, изучением особенностей быта, обрядов, праздников, учит не только ориентироваться в «безбрежном океане» мировой культуры, но и формирует основы культуры межнациональных отношений. Знать как можно больше о других народах — основа воспитания и развития толерантности.
Новизна программы заключается в ее построении на основе межпредметной интеграции с историей, географией, искусством. Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейших информационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.
Цель программы заключается в воспитании высоких духовных ценностей и культурных традиций у детей, развитие толерантного отношения к представителям других национальностей и культур.
Основные задачи программы:
- вызвать интерес к культурному наследию стран мира через знакомство с культурными и природными достопримечательностями; познакомить детей с русской народной культурой и искусством; на основе систематического знакомства с памятниками культуры получить представление о целостной и многомерной картине духовного развития человечества; воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю; воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни; — формировать у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним; формировать нравственные качества для установления позитивных межличностных отношений;
Программа предназначена для детей 6–8 лет сроком обучения на 2 года.
Специфика программы «Мир на ладони» заключается в следующем:
1. Преобладание практических занятий. Последние, в свою очередь, представлены разнообразными творческими заданиями.
2. В качестве иллюстративного материала широко используются репродукции, видео и аудиоматериалы, презентации и др.;
3. При изучении предмета «Мир на ладони» делается акцент на развитие широкого кругозор учащихся, основанное на базовых знаниях русского искусства и культуры, культуры и искусства стран мира;
4. Использование диалогического метода обучения с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизации познавательного общения и побуждения учащихся к умственной или практической деятельности.
5. Создание условий для активизации творческих возможностей учащихся при помощи поручения им интересных и нетрадиционных заданий в ходе учебного процесса.
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира. Постоянная работа с источниками информации позволит сформировать самостоятельность, повысится интерес к предмету и желание познавать мир, расширится кругозор в области народной культуры и повысится уровень знаний национальных культур.
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Предполагаем, что в ходе учебных занятий учащимися произойдет овладение когнитивными, эмоциональными способами поведения, ведущими к позитивным изменениям в общении. Наша работа будет способствовать развитию интереса детей к мировой истории, культуре. У детей повысится интерес к предмету и желание познавать мир, расширится кругозор в областинародной культуры и повысится уровень знаний национальных культур.
Исходя из этих представлений и построена структура программы.
Знакомство с новой дисциплиной («Путешествие к истокам») начинается с изучения исторического прошлого русского народа, мест проживания, особенностей строительства, быта и основных занятий русских людей. Дошкольники исследуют устройство русского деревянного дома, знакомятся с былинами и образами богатырей в произведениях изобразительного искусства. В процессе изучения мест проживания людей детям предлагается вспомнить известны детям сказки, мультфильмы, в которых они видели изучаемые виды жилых строений, что позволяет им использовать уже известную им информацию и сопоставлять с получением новой информации о таких постройках, как терем, палаты, изба, дворец, землянка.
Серия занятий посвящена изучению основных занятий русских людей, знакомству с профессиями плотника, ткача, кузнеца, бортника, столяра, сапожника и других. При знакомстве с русским народным костюмом, мужской и женской обувью и историей головных уборов учащимся предлагается воссоздать (с помощью родителей) мужской или женский костюм, используя полученные знания, в различных техниках.
Несколько уроков направлены на изучение русских народных традиций и народных праздников согласно земледельческому календарю славян. Изучение праздников тесно связано со знакомством и анализом русских народных пословиц и поговорок, умением сопоставлять традиции празднования, символы непосредственно с праздниками.
Отдельным блоком идет изучение русских народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, филимоновская игрушка, жостовская роспись, вологодское кружево, гжель, городецкая роспись, палехская миниатюра, вышивка, лоскутное шитье — с использованием интерактивной презентации. Она включает в себя не только информацию о народных промыслах, истории возникновения, отличительных особенностях, но приемы росписи.
В форме экскурсии, с использованием интерактивных презентация, печатных карт-игр происходит знакомство с городами «Золотого кольца» России, Москвы и Московского кремля, достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое и создана первая часть программы. Она способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Таким образом, к концу первого года учащиеся должны знать и уметь
- знать особенности русского народного быта, своеобразие мужского и женского костюмов
- ориентироваться в народном календаре, знать русские народные праздники, время их празднование и отличительные особенности;
- уметь отличать и знать специфические особенности русских народных промыслов;
- иметь представление о истории создания и главных архитектурных сооружениях Московского Кремля; владеть информацией о наиболее известных достопримечательностей Санкт-Петербурга и его окрестностей;
- знать достопримечательности родного города и области;
- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии культурного пространства России;
- уметь в творческой форме воспроизводить полученные теоритические знания по теме.
Второй год обучения — «Путешествие по миру», предполагает знакомство с историей и культурой других стран, изучение особенностей быта, обрядов, праздников других народов. Знать как можно больше о других народах — основа воспитания и развития толерантности.
Учащиеся знакомятся с культурой и историей Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, получают возможность воссоздать «артефакты» ушедших эпох — сделать лавровый венок, пирамиды Хеопса, нарисовать интерьер древнегреческого дома, сшить традиционный римский костюм.
При знакомстве с историей и культурой стран Востока и Запада, учащиеся получают информацию о национальных праздниках, достопримечательностях, природном мире, особенностях кухни, национальном составе стран, особенностях костюма учатся находить общие и различное в изучаемых странах, сравнивать и сопоставлять полученные знания.
Часть занятий посвящена знакомству с музеями мира и их шедеврами, древними и современными чудесами знаний, что позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию интереса к окружающему миру.
К концу второго года учащиеся должны знать и уметь
- знать особенности развития культуры и искусства Древнего мира;
- знать основные достопримечательности стран мира, их характерные особенности;
- владеть информацией о культурном и национальном разнообразии стран мира;
- иметь первоначальные навыки разрешения спорных ситуаций;
- уметь позитивно оценивать свои творческие возможности;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия произведений культуры и искусства;
- уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (мультимедийные презентации, работа с интерактивной доской, пособия на электронных носителях).
В ходе знакомства с культурой родной страны и стран мира планируются следующие личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Для определения результативности в течение учебного года проводятся контрольные занятия, которые позволяют выявить сформированные знания и умения по пройденным темам.
Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков. По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти. Подведение итогов реализации образовательной программы по каждому году обучения осуществляется с помощью открытого занятия для родителей, проведения экскурсии с участием детей в роли гида. Экзаменов по данному предмету нет.
Основными формами контроля являются: интерактивные тесты, викторины, устные опросы, тематические кроссворды, «угадайки» с использованием иллюстраций, групповые выполнения творческих заданий, зачеты и др. Учебные занятия в рамках дисциплины предполагают с одной стороны содействие тому, что бы человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, занимаемое им в мире, а с другой — воспитать в нем уважение к другим культурам.
Литература:
1. Евладова, Е. Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания дополнительного образования / Е. Б. Евладова, Т. И. Петракова — М., 1994
2. Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. — М.:Академ. проект, 2004. — 173 с.