Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жукова, Т. В. Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Жукова, Е. В. Полюхова, Л. В. Коробкова, Е. Л. Костина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5174/ (дата обращения: 20.04.2024).

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. В последние годы все активнее рассматривается вопрос о равноправной совместной деятельности человека с ограниченными возможностями здоровья с прочими членами общества. Об этом говорится в исследованиях Л. И. Солнцевой, А. М. Зотовой, Г. Х. Махортовой[1–3]. При этом значительная часть общества, как и прежде, не готова принять как равного человека с сенсорными или двигательными недостатками, а сами эти люди не готовы к интеграции в социум. В связи с этим большое значение приобретает психологическая интеграция ребенка-инвалида в среду сверстников и окружающих ребенка взрослых.

Как известно, представление о себе самом, своем внешнем облике, эмоциях, людях в основном формируются в процессе общения. Однако сужение видеосенсорной сферы слепых и слабовидящих затрудняет дистанционное восприятие мимических и пантомимических проявлений собеседника, приводит к неадекватному восприятию эмоциональных характеристик (А. А. Бодалев, А. Г. Литвак) [4].

Работая с детьми с различными нарушениями зрения, мы убедились, что зрительная депривация снижает полноту, точность и дифференцированность признаков внешнего облика человека, влияет на формирование эмоциональной сферы и развитие коммуникативной деятельности детей. Поэтому при проведении психолого-педагогического мониторинга мы уделяем особое внимание социальной адаптации, эмоциональной сфере и коммуникативной деятельности детей. Мониторинг строится на основе методики Денискиной В. В. [5] и Плаксиной Л.Г [6].

Проведение мониторинга и его результаты выявили необходимость поиска путей и средств коррекционной помощи детям, помогли определить направления коррекционно-развивающей работы, а именно:

-       Формирование положительной «Я»-концепции

-       Коррекция эмоциональной сферы

-       Общение.

Мы выделили эти направления потому, что ребенок с нарушением зрения, поступающий в школу, должен уметь всесторонне проявить себя как личность не только в учебном процессе, но и обрести тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними. Задача педагогов — помочь ему в этом.

Целью работы являлась разработка способов повышения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с различными нарушениями зрения.

Первым направлением нашей работы является формирование представлений о своем организме, о различных системах и органах, их своеобразии и взаимодействии. Формирование положительной «Я» — концепции предполагает доверие к себе, уверенность в достижении положительного результата.

Разработанная нами система занятий цикла «Я — человек» включает в себя следующие формы и методы работы с детьми:

-          Проведение опытов, где дети сами выступают в роли исследователей.

Например, определяют значение различных анализаторов для человека, имеющего дефект зрения: наблюдают реакцию зрачков на различное освещение, пробуют определить цвет или форму предметов с закрытыми глазами и др.)

-          Дидактические игры, которые помогают детям приобрести практический чувственный опыт в игровой форме, получить более полное представление о предметах и явлениях, используя сохранные анализаторы. Например, такие игры, как «Разложи верно», «Узнай по голосу», «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек» и др.

-          Игры-соревнования, способствующие формированию уверенности в своих силах, смелости, ловкости, взаимопомощи. Это такие игры, как «Кто быстрее», «Кто дальше» и т. п. Эти игры проводятся с использованием цветовых, звуковых ориентиров, специального физкультурного оборудования (размеченные дорожки, цветные следочки и др.) для более успешного ориентирования в пространстве.

-          Библиотерапию — чтение художественной литературы, разучивание стихов и потешек, загадки, пословицы и поговорки.

-          Составление фотоальбомов и фотовыставок, оформление портфолио (индивидуального или группового) на разные темы: «Ах, лето, лето…», «Наш веселый праздник», «Мы и наши животные» и др.

-          Экскурсии (в медицинский кабинет, спортивный зал, на кухню, в прачечную и др.), где дети знакомятся с профессиями людей, которые помогают им сохранять и укреплять здоровье, учатся ориентироваться в помещениях, опираясь на зрение, слух и хеморецепцию.

-          Упражнения для мышечного расслабления, рекомендованные врачом ЛФК и способствующие снятию мышечного напряжения. Это является очень важным моментом, т. к. подобная проблема существует у 80 % наших воспитанников.

Следующее направление нашей работы способствует формированию у детей с нарушением зрения «умных» эмоций, коррекцию недостатков эмоциональной сферы, способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции, так как «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие»,- как писал К.Изард. Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, эмпатию, сопереживание, умение чувствовать другого.

У детей лишенных возможности зрительного, дистантного восприятия окружающей действительности и не обученных способам компенсации, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения. В систему занятий цикла «эмоции» включаются:

-          — Игры-этюды на выражение различных эмоций, которые способствуют осознанию способов их адекватного проявления, учат ребенка выражать свои эмоции. Например, этюды «Цветок», «Встреча с другом», «Что там происходит?» и др. На первых этапах обучения детей с нарушениями зрения мы используем зеркало, что рекомендовано коррекционной программой.

-          Настольные игры типа «Подбери лицо», «Весело — грустно» и др. Вподобных играх очень важным моментом является соблюдение требований к подбору иллюстративного раздаточного материала с учетом остроты зрения наших воспитанников.

-          Упражнения для развития мимических мышц. Для того чтобы дети могли лучше рассмотреть части лица и мимические движения, эти упражнения проводятся перед индивидуальным зеркалом.

-          Рисование и аппликация, пиктограммы (Например, включаем такие темы: «Нарисуй грустное (веселое) лицо», Вырежи и наклей грустного или веселого клоуна» и т. д., выкладывание из частей схемы лица по заданию педагога. На первых этапах обучения в создании изображения используются красный, зеленый, желтый цвета, изображения имеют четкий контур. Эти игры используются в целях коррекции зрительного дефекта: игра «Собери портрет» развивает бинокулярное зрение, «Подбери лицо» — локализацию.

-          Прослушивание музыкальных произведений сцелью определения их характера («Кукла заболела» П. И. Чайковского, «Плясовая» и др.)

-          Беседы и чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих эмоциональные проявления персонажей.

-          Игры — драматизации, где дети вживаются в роль определенного персонажа и более свободно выражают свои эмоции.

-          Рассказы из личного опыта, которые помогают детям выразить свое эмоциональное состояние, настроение, оценить поведение свое и окружающих в разных ситуациях.

-          Фотоальбомы дают возможность более ярко представить пережитое событие.

Развитие коммуникативной деятельности — третье направление нашей работы, которое представляет собой развитие навыков общения с помощью вербальных и невербальных средств. Невербальная коммуникация — сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют мимика, пантомимика и интонация речи. Установлению контактов и действий в различных коммуникативных ситуациях способствует развитие вербальных средств общения.

Человек внешне проявляет различные состояния выразительными движениями лица и тела. При наиболее глубоких нарушениях зрения визуальное восприятие движений взрослых затрудняется или становится невозможным, исчезает потребность в подражании. А тот факт, что выразительные движения есть результат подражательной деятельности, хорошо иллюстрируется отсутствием или слабым развитием мимики у нормально видящих детей, воспитанных слепыми родителями (А. Г. Литвак). Выразительные движения, формируясь на основе подражательной деятельности детей, зависят от того, насколько отчетливо и осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых. Вербальные обозначения эмоций или незнакомы дошкольникам или имеют лишь словесное обозначение. Дети с нарушением зрения не всегда правильно воспринимают позы и тем более не воспроизводят их.

В процессе обучения детей вербальным и невербальным способам общения использовались:

-          Упражнения для развития координации движений.

-          Пальчиковая гимнастика.

-          Подвижные игры и загадки-движения, развивающие сохранные анализаторы и умение общаться.

-          Словесные игры, в процессе которых развивается связная речь, усваиваются правила поведения, воспитывается понимание юмора.

-          Моделирование и анализ заданных ситуаций, которые помогают отработать определенные навыки поведения.

-          Чтение художественной литературы.

-          Беседы и сочинение историй для снятия страха публичных выступлений, развития уверенности в себе и формирования положительной самооценки.

-          Шкатулки — сокровищницы, в которых собираются дорогие для детей предметы. Помогают создавать положительные эмоции, дает возможность использовать личный опыт.

Наша работа рассчитана на 4 года обучения, начиная с 3-х лет и строится вариативно, учитывая индивидуальные возможности, уровень состояния зрения, развитие психических процессов, познавательной деятельности и потребностей ребенка, а также время поступления его в ДОУ.

Система предусматривает проведение занятий 2 раза в месяц, пропедевтическую работу и непосредственную практическую деятельность детей для закрепления поведенческого опыта, поддержания атмосферы доверия и общности в группе.

Формы организации детей могут быть различными.

Продолжительность занятий определяется возрастом и уровнем сформированности произвольности психических процессов.

Все это дает нам возможность совместно с семьей развить в детях заложенное в физиологии чувство общности, избавиться от чувства неполноценности, усилить чувство реальности, ответственности, доброжелательности, готовности жить в согласии с собой и окружающим.

Литература:

1.         Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. ─ М.: Педагогика, 1980. ─ 180 с.

2.         Зотова A. M. Интеграция ребенка инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. — 1997. — № 6. -с.21–25.

3.         .Махортова Г. Х. Проблемы психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях массовой школы // Дефектология. –1996. — № 4. — с.45–50.

4.         Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология. — М.: Просвещение, 1985.

5.         Денискина В. В. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. Верхняя Пышма, 1997 г. — 24 c.

6.         Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение зрения, эмоциональная сфера, игра, эмоция, возможность, коммуникативная деятельность детей, ограниченная возможность здоровья, различное нарушение зрения, художественная литература.

Похожие статьи

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками...

Однако нарушения зрения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, и как следствие, на формировании средств общения.

Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном...

[10]. Соответственно, гипотетически, коммуникативная функция у детей с нарушениями зрения имеет определенные особенности.

Литература: Баранов, А. А. Здоровье детей России: состояние и проблемы / А. А. Баранов. — М., 1999.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными...

В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность».

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Большинство детей с нарушениями зрения идут учиться в массовые школы: их зрительные возможности позволяют это. К сожалению каждый третий выпускник школы имеет снижение зрения, начало которому заложено еще в дошкольном возрасте.

Использование элементов арт-терапии в развитии...

ребенок, психическое развитие, эмоция, ограниченная возможность здоровья, эмоциональная сфера, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное состояние, чувство, задержка...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды, запоминание механическое.

Арт-терапия в развитии художественных способностей...

изобразительное искусство, нарушение зрения, ребенок, программа, художественный труд, видящий глаз, острота зрения, творческое мышление, зрительная память, изобразительная деятельность.

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция...

нарушение зрения, ребенок, межличностное отношение дошкольников, методика, дошкольный возраст, отношение, сверстник, нормальное зрение, эмоциональная вовлеченность...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Библиографическое описание: Шемякина Л. А. Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Через игру осуществляется взаимодействие ребенка с предметным миром, обогащается его эмоционально-волевая и чувственная сфера.

Похожие статьи

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками...

Однако нарушения зрения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, и как следствие, на формировании средств общения.

Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном...

[10]. Соответственно, гипотетически, коммуникативная функция у детей с нарушениями зрения имеет определенные особенности.

Литература: Баранов, А. А. Здоровье детей России: состояние и проблемы / А. А. Баранов. — М., 1999.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными...

В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность».

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Большинство детей с нарушениями зрения идут учиться в массовые школы: их зрительные возможности позволяют это. К сожалению каждый третий выпускник школы имеет снижение зрения, начало которому заложено еще в дошкольном возрасте.

Использование элементов арт-терапии в развитии...

ребенок, психическое развитие, эмоция, ограниченная возможность здоровья, эмоциональная сфера, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное состояние, чувство, задержка...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды, запоминание механическое.

Арт-терапия в развитии художественных способностей...

изобразительное искусство, нарушение зрения, ребенок, программа, художественный труд, видящий глаз, острота зрения, творческое мышление, зрительная память, изобразительная деятельность.

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция...

нарушение зрения, ребенок, межличностное отношение дошкольников, методика, дошкольный возраст, отношение, сверстник, нормальное зрение, эмоциональная вовлеченность...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Библиографическое описание: Шемякина Л. А. Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Через игру осуществляется взаимодействие ребенка с предметным миром, обогащается его эмоционально-волевая и чувственная сфера.