Автор: Валиуллина Чулпан Фаиловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 23.02.2014

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Валиуллина Ч. Ф. Нравственная основа в формировании профессиональной культуры будущего менеджера [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 194-195.

XXI век является временем больших технологических достижений, глубоких экономических кризисов и глобальных переоценок ценностей, которые требуют подготовки менеджеров нового типа, обладающих мобильностью и высокой нравственной культурой. Развитие рыночных отношений предопределило новый взгляд на человеческие ресурсы и на профессиональную социализацию будущих менеджеров, структуру, содержание и характер запаса знаний, навыков, ценностных ориентаций, профессиональную культуру. В современном обществе обращается внимание на такие качества специалиста как высокая компетентность, обладание широким профессиональным кругозором, уровень его общекультурной подготовки и психологической подготовленности, умение творчески использовать знания и умения.

Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации современных студентов, будущих менеджеров, является формирование нравственной культуры, которую можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в деятельности. В профессиональной культуре менеджера находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его индивидуальная культура.

Таким образом, профессиональную культуру можно определить как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность.

К структуре профессиональной культуры существуют различные подходы. Так, согласно одному из подходов, профессиональная культура ограничивается профессиональными навыками, умениями, знаниями, а культурный аспект деятельности обеспечивается общей культурой индивида.

Безусловно, культура менеджера складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.

Совершенствование профессиональной деятельности менеджера ─ это не только расширение его знаний, но и повышение его моральной культуры [2, с.99]. Специфика этической культуры ─ в наличии обязательного элемента — этических убеждений и установок. В деятельностном плане этическая культура ─ это «высоко осознанная установка, состоящая в реализации нравственных потребностей в сфере профессионально-этической деятельности» [2, с.44]. Нравственную культуру рассматривают как черту личности, как устойчивое личностное образование, характеризуемое типичными тенденциями поведения.

В профессиональной деятельности степень сформированности составляющих профессиональной культуры могут не совпадать: хороший менеджер с отсутствием нравственной личностной основы или порядочный человек, но слабый управленец. И тот, и другой вариант ─ явление негативное в профессиональной деятельности.

В структуре деятельности специалиста типология его профессиональной культуры в значительной степени определяется его специальностью и профессией. Если для преподавателя нравственный аспект составляет элемент не только духовной культуры, но и является основой их профессиональной культуры, то для менеджера ─ это своеобразная конструкция, которая во многом определяет устойчивость и расширяет возможности реализации его профессиональных качеств. Но, в любом случае, нравственная составляющая профессиональной культуры не является ненужным багажом для любого специалиста.

Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия. Возрастание количества специалистов, которые трудятся в сфере «человек — человек» приводят к необходимости специальной подготовки работников для «контактной зоны». В первую очередь — это межкультурная, межличностная коммуникация, основанная на профессиональной этике.

С помощью коммуникативной этики как компонента профессиональной культуры личности человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Значение коммуникативной этики в деловой сфере подтверждают результаты проведенных нами исследований. Так студенты факультета менеджмента в качестве основных качеств, которыми должен обладать молодой специалист, выпускник вуза, называют «умение работать с людьми» (53 %), «ответственность» (32,7 %), «общительность» (31,4 %), «умение отстаивать свои позиции и убеждения» (30,9 %). Настораживает тот факт, что в числе важных качеств современного управленца лишь 15,3 % респондентов назвали «нравственные качества» и 9,5 % ─ «служить интересам людей».

Особое внимание как основы социально-психологического и коммуникативного аспекта профессиональной культуры, сегодня уделяется социокультурной толерантности, которую Д. В. Зиновьев определяет как «моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [1, с.50–60].

Нужно отметить, что формирование нравственного компонента профессиональной культуры личности будущего управленца в вузе сложный, многогранный процесс, который осуществляется, через всю совокупность преподаваемых в вузе дисциплин, главной целью которого является воспитание нравственного специалиста.

Постоянная общекультурная подготовка должна стать неотъемлемой частью всех форм и направлений подготовки специалистов. Она должна включать большой набор элективных курсов и спецсеминаров по философским, культурологическим, этическим, эстетическим проблемам истории и современности. В учебные программы нельзя вложить все. Главное ─ достижение системности и целостности знаний о человеке, единство мировоззрения и мировосприятия, создание гуманитарных основ (философских, нравственных, эстетических) интеллигентности, расширение кругозора на основе личностных потребностей, интересов и соответствующего выбора направления самообразования.

Значительную роль в формировании нравственного аспекта профессиональной культуры играет образовательная среда вуза, все, что окружает студента. Работники вуза, в первую очередь, профессорско-преподавательский состав, сами должны являться примером реализации этичного поведения.

Формирование духовной стороны профессиональной культуры будущего специалиста, на наш взгляд, осложнено рядом трудностей. Во-первых, уровень сформированности учебных планов в некоторых вузах, гуманитарный аспект, ответственный за формирование духовности, недостаточно представлен предметами, развивающими нравственную культуру. Во-вторых, низкий уровень профессиональной ориентации, низкая информированность студентов о будущей профессии, в том числе и о качествах, которыми должен обладать специалист, что приводит к тому, что студенты зачастую не осознают важность нравственных знаний для своей будущей работы, а с практической деятельностью они еще не сталкивались. Потребность и уровень усвоения подобных знаний намного выше у людей, проработавших несколько лет, или у студентов, совмещающих работу и учебу. В-третьих, трудно сформировать нравственные качества у молодых людей в условиях безнравственности, на фоне кризиса ценностей, недооценки нравственности в жизни общества.

Таким образом, налицо противоречие: социально-экономическая ситуация предъявляет жесткие требования к специалисту на рынке труда, что отражается на своеобразном социальном заказе на формирование специалиста: сделать человека не просто «знающим», а понимающим, чувствующим, культурным, то есть подготовить к реальной жизни в сложном и противоречивом мире, обеспечить тем самым развитие культуры общества в целом. В то же время в обществе отсутствует идеал, соответствующий требуемым качествам.

Этике принадлежит особое место среди основных факторов, образующих и организующих совместную деятельность людей. Нравственная культура является регулятором человеческих отношений во всех сферах деятельности, ее по праву можно считать определяющим в духовном развитии любой личности.

Литература:

1.                  Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность — ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. № 1. С.50–61.

2.                  Силяева Е. Г. Теоретические основы формирования професионально-этической культуры учителя: Дис.... д-ра. пед наук. М, 1995. С. 99, 44.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной культуры, профессиональной деятельности, профессиональной культуры будущего, профессиональной культуры личности, компонента профессиональной культуры, аспекта профессиональной культуры, формировании профессиональной культуры, структуре профессиональной культуры, профессиональной культуры в значительной, сторона профессиональной культуры, составляющая профессиональной культуры, стороны профессиональной культуры, профессиональной деятельности менеджера, культуры личности будущего, формирование нравственной культуры, профессиональной деятельности степень, субъекта профессиональной деятельности, будущего специалиста, профессиональной деятельности учителя, нравственного аспекта профессиональной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос