Проект «Здоровье детей в руках взрослых» (младший дошкольный возраст) | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Волкова Н. Г., Баркова Л. П. Проект «Здоровье детей в руках взрослых» (младший дошкольный возраст) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 90-93. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5171/ (дата обращения: 18.08.2018).

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Наш город Старый Оскол находится среди красивых невысоких гор-холмов. Вокруг города леса, луга, поля, чуть дальше в глубине лесов небольшие реки, ручейки, холодные ключи. Но даже красота окружающей природы не может скрыть последствий деятельности предприятий по добыче руды, огромные запасы которой находятся в недрах старооскольской земли. Огромные котлованы приводят не только к нарушению экологического баланса, но и к различным болезням, вызванными выделяемыми в воздух радиоактивными веществами из котлованов. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно полноценно развиваться.

Все больше детских садов нашей области работают под девизом «Здоровым — быть здорово». Дошкольные образовательные учреждения стремятся приобщить воспитанников к заботе о своем самочувствии с самого раннего возраста, используя новую методику — здоровьесбережение. Педагоги напоминают старую истину: счастливый малыш — здоровый малыш.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, которому соответствуют две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».

Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья (сохранения и укрепления физического и психического здоровья) детей и формирования основы культуры здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.

Актуальность:

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.

Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. В связи с этим принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

На протяжении нескольких лет педагогами дошкольного образовательного учреждения ведётся работа с детьми раннего возраста.

Цели проекта:

-          Формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, укрепления здоровья;

-          Подвести к осознанию родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи проекта:

1.                 Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни;

2.                 Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребёнка;

3.                 Обеспечение условий для физического и психического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

4.                 Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Формирование физической культуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность, как со стороны педагогов, так и под влиянием родителей.

Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями и детьми.

В нашем проекте представлены: игровые ситуации, родительские собрания, семинары, спортивные праздники, консультации, занятия.

Опыт работы показал, что активное последовательное включение инноваций в педагогический процесс обеспечивает гармоническое развитие интеллектуальных и физических способностей детей без ущерба их здоровью, повышает профессиональный и творческий потенциал родителей.

Оценка результатов проекта:

1.                 Снижение уровня заболеваемости

2.                 Повышение уровня физической готовности

3.                 Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни детей и родителей.

Критерии и показатели эффективности проекта:

Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Итоги проекта:

Созданная в детском саду система работы повысила эффективность здоровьеориентированной деятельности. Предложенная система управления процессами здоровьесбережения позволила отслеживать результаты деятельности на всех уровнях, вносить необходимые корректировки.

Успешным фактором в ходе работы над проектом стало вовлечение родителей в организацию здоровьесберегающего пространства.

Проект долгосрочный.

Проект: «Здоровье детей в руках взрослых» (младший возраст)

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Время проведения

Месяц

Режим дня

I.

1.Анкетирование родителей.

Выявить участие родителей в оздоровление детей в семье.

Сентябрь.

2.Игровая ситуация «Научим Неумейку мыть руки»

Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий.

Середина сентября.

1-я половина дня

3. Родительское собрание «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Знакомство с результатами анкетирования. Уточнить представления родителей о физическом развитии ребёнка третьего года жизни, обеспечить плодотворное взаимодействие родителей с педагогами МБДОУ.

Конец сентября

2-я половина дня

4.Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков через игру.

Формировать культурно-гигиенические навыки через создание целенаправленных игровых ситуаций.

Октябрь

5. П/игры

Формировать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

Середина октября

II.

1.Сценарий праздника «День здоровья»

Создать радостное настроение, эмоциональный подъём. Развитие координации движений.

Конец октября

1-я половина дня

2. Пословицы, стихи, поговорки о спорте (оформление альбома).

Знакомство с пословицами, поговорками о спорте и физкультуре.

Ноябрь

3.Игровое занятие «Курочка Ряба»

Развивать творческое воображение; обогащать двигательный опыт детей.

Середина ноября

1-я половина дня

4.Консультация «Зарядка — это весело»

Создать условия для реализации потребности детей, в двигательной активности привлекая родителей.

Конец ноября

5.Игры, которые лечат

Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.

Декабрь

Способствовать всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию.

6. Школа для мам и пап «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья

Формировать у родителей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Конец декабря

2-я половина дня

III.

1. Спортивно развивающий комплекс «Репка»

Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в спортивно-развивающем комплексе; повысить двигательную активность детей; закрепить навыки, полученные на физкультурных занятиях.

Январь

1-я половина дня

2. Консультация «Закаливание детского организма»

Формировать представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями.

Конец января

3. Физкультурное занятие. Сказка “Колобок”.

Развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость.

Февраль

1-я половина дня

4. Разработка пакета рекомендаций о здоровом образе жизни

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Конец февраля

5. Гимнастика после дневного сна. «Минутки пробудки для малышей»

Создать условия для систематического закаливания организма.

Март

2-я половина дня

6. Консультация «Движение и здоровье»

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья.

Середина марта

IV.

1. Практический семинар. «Наши пальчики играли»

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Конец марта

2-я половина дня

2. Физ. минутки

Формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Апрель

3. Занятие «Как мы содержим зубы в чистоте»

Учить детей правильно ухаживать за зубами. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.

Конец апреля

1-я половина дня

4. Дыхательные упражнения

Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа.

Май

5. Сценарий совместного развлечения «Любим овощи и фрукты — витаминные продукты»

Формировать элементарные представления детей о пользе овощей и фруктов для роста и здоровья.

Конец мая

2-я половина дня

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, укрепление здоровья, родитель, педагогический процесс, дошкольное учреждение, дошкольное детство, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, III.

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей. Но это в теории, а на практике часто картина другая: группы переполнены, педагогический процесс перегружен дополнительными занятиями и т. д...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая

ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, задача, дидактическая игра, здоровье, игра, игровое упражнение, орган чувств, здоровье человека.

Организация партнерского взаимодействия дошкольного...

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад, дошкольное учреждение, дорожка здоровья.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей. Но это в теории, а на практике часто картина другая: группы переполнены, педагогический процесс перегружен дополнительными занятиями и т. д...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая

ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, задача, дидактическая игра, здоровье, игра, игровое упражнение, орган чувств, здоровье человека.

Организация партнерского взаимодействия дошкольного...

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад, дошкольное учреждение, дорожка здоровья.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс.

Задать вопрос