Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы
Автор: Виноградова Наталья Игоревна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 26.02.2014
Статья просмотрена: 12582 раза
Библиографическое описание:
Виноградова, Н. И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы / Н. И. Виноградова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5154/ (дата обращения: 16.12.2024).
Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их целостности и единстве) в начальной школе должен предшествовать предмет, готовящий к сложности его восприятия.
Ключевые слова:изучение природы, географические представления и понятия, использование географических карт в начальной школе, картографические знания и умения.
Начальная школа — важнейший этап накопления знаний об окружающем мире, многообразии живой и неживой природы. В этом возрасте ребенку открывается взаимосвязь «природа-человек», причинно-следственная зависимость между ними. Именно в этот период, на наш взгляд, следует формировать научно-познавательное, нравственное и деятельное отношение детей к окружающей среде.
В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда и урбанизации, оптимизация общества и природы, окружающая среда и здоровье человека — основополагающие аспекты экологического воспитания детей, формирования у них основ здорового образа жизни.
Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе — основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт, информации, сконцентрированной на карте — одна из главных возможностей данной дисциплины. Изучение конкретной географической темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом тема может и должна иметь картографическое обеспечение — карты, которые создают картографический образ изучаемого объекта или явления, а также является исходным и итоговым результатом географического исследования.
На уроках в начальной школе можно использовать общегеографические, тематические, контурные карты, а также такие типы карт, как аналитические, синтетические, комплексные, топографические.
В процессе обучения учитель формирует у обучающихся умения работать с различными видами карт. Перечень основных географических знаний и умений обучающихся начальной школы приведем ниже:
- — умение выделять основные отличительные признаки каждого времени года от остальных; показывать связь всех 4-х времен года, причинно-следственные связи между ними и жизнью людей;
- умение заполнять календарь погоды и дневник наблюдений; определять температуру воздуха, воды, почвы;
- понятие о форме Земли, представление о ее размерах;
- понятие о географической карте и плане местности;
- условные топографические знаки (не менее 6);
- определение по топографической карте направлений объектов местности;
- умение показывать по физической карте России горы, равнины, моря, реки, озера;
- различать и показывать на физической карте, карте полушарий, глобусе, карте природных зон заданные объекты и территории;
- наносить на физическую контурную карту, на контурную карту природных зон, на контурную карту полушарий задаваемые объекты и территории;
- объяснять причинно-следственные связи между компонентами живой и неживой природы природных зон и между самими природными зонами;
- отличать и характеризовать природные комплексы своего края (лес, луг, водоем, сад и т. д.);
- выделять и характеризовать элементы земных оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) на примере своего края;
- способы изображения вод суши на плане местности и на карте;
- умение находить на контурной карте моря, озера, крупные реки и уметь грамотно их подписывать;
- способы изображения населенных пунктов на плане местности;
- умение показывать на карте, на глобусе природные зоны России и изображать их на контурной карте природных зон;
- определение местоположения объектов на карте;
- умение составлять план небольшого участка местности.
Формировать географические знания и умения, географическую культуру ребенка можно, используя следующие типы географических карт:
1. Карта климатических поясов России. Контурная карта климатических поясов:
обучающиеся понимают, в каких климатических поясах расположена Россия; знают цвета, обозначающие климат пояса, границы поясов, зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода. Могут показывать на карте климатические пояса России и их границы; заполнять контурную карту, наносить климатические пояса; объяснить зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода.
2. План пришкольного участка. Карта города, поселка, села:
обучающиеся знают условные знаки плана и карты; отличие плана от карты, их достоинства и недостатки. Умеют начертить план небольшого участка местности, определять по условным знакам изображения объектов на карте.
3. Физическая карта Восточно-Европейской равнины. Физическая карта России:
обучающиеся узнают изображения холмистых и плоских равнин, низких и средних гор на физической карте России; знают формы рельефа поверхности своего региона; цвет на карте, определяющий равнины и возвышенности. Умеют находить на карте равнины и возвышенности, различать их по типам и описанию, правильно их называть и показывать.
4. Карта месторождений полезных ископаемых. Контурная карта России:
обучающиеся знают месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых; условные знаки, обозначающие эти ископаемые. Находят и показывают на карте месторождения полезных ископаемых; называют их по значкам и различают рудные и нерудные полезные ископаемые; наносят на контурную карту месторождения полезных ископаемых.
5. Физическая карта Восточно-Европейской равнины со значками полезных ископаемых:
обучающиеся знают географическое положение месторождений полезных ископаемых, способы их добычи, условные знаки полезных ископаемых. Находят и показывают на карте месторождения полезных ископаемых, называют их, различают рудные и нерудные.
6. Физическая карта России. Контурная карта России, региона:
обучающиеся знают крупные реки и озера нашей Родины, моря, омывающие ее границы, крупные реки и озера своего региона. Показывают моря, реки и озера на физической карте России. Заполняют контурную карту России, наносят крупнейшие водоемы на контурную карту региона; подписывают истоки, устья рек, озера, моря.
7. Почвенная карта России. Контурная карта России:
обучающиеся знают расположения основных типов почв России, цвета, обозначающие их на почвенной карте России. Определяют по почвенной карте типы почв России; наносят на контурную карту России типы почв.
8. Почвенная карта региона. Контурная карта региона:
обучающиеся знают типы почв региона, их расположение и использование; определяют по почвенной карте типы почв региона, наносят на контурную карту типы почв региона.
9. Карта природных зон России. Карта животного мира России. Контурная карта природных зон России:
обучающиеся знают местонахождение природных зон России, их чередование, цвета на карте, обозначающие природные зоны; показывают на карте природных зон природные зоны России; объясняют связь между типом почв и растительностью природных зон, различия в почвенном покрове, животном, растительном мире между зонами. Изображают на контурной карте природные зоны России, правильно их подписывают; называют представителей растительного и животного мира каждой зоны.
10. Карта полушарий. Контурная карта полушарий:
обучающиеся знают местоположение материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета, обозначающие на карте материки и океаны. Показывают и называют материки и океаны, изображают материки и океаны на контурной карте полушарий.
Предлагаемые нами материалы могут помочь учителю начальных классов при подготовке и проведении уроков окружающего мира, на которых закладываются основы географической культуры обучающихся. Работа с географическими картами расширяет кругозор детей, они учатся анализировать свои наблюдения, сопоставлять факты, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.
Литература:
1. Яковлева С. И., Сукманова Н. Ю. Использование карт в преподавании географии. Задания и методические указания. Тверь.: ТГУ, 1993.
Ключевые слова
изучение природы, географические представления и понятия, использование географических карт в начальной школе, картографические знания и умения., картографические знания и уменияПохожие статьи
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Повышение языковой культуры будущих инженеров — существенная задача высших учебных заведений технического профиля
В статье предпринимается попытка доказать необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в программу обучения специалистов технического профиля в качестве обязательной дисциплины, поскольку владение русским литературным языком всегда был...
Лингвометодическая подготовка учителя начальных классов
В предлагаемой статье рассматривается содержание лингвистических компетенций и обосновывается необходимость каждой из них в работе будущего учителя начальных классов. Кроме того, подчеркивается, что дисциплины «Русский язык», «Литературное чтение», «...
Структура современного урока истории и обществознания
Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: выделить все этапы современного урока....
Эстетическое воспитание учащихся при решении физических задач
При обучении физике учащихся средней школы значительное количество учебного времени всегда отводится на решение задач. Образовательное и воспитательное значение физических задач в курсе физики средней школы трудно переоценить. Без их систематического...
Методы страноведческого подхода и использование словарей в изучении иностранных языков в техническом вузе
Страноведение воспитывает у студентов интерес к истории и культуре англоговорящих стран, способствует лучшему усвоению иностранного языка, повышает культурный уровень студентов. Речевая культура — один из компонентов общей культуры человека. Как и др...
Отличительные черты и характеристика учебного плана, программ и учебников нового поколения для начальных школ Ирана
В данной статье отражается дидактический анализ учебников естественно-математического и гуманитарного цикла предметов, а также учебников по практической науке и практике социальной жизни. Автор на основе учебных планов и программ разработала такие уч...
Опыт применения свободного программного обеспечения на уроках информатики в образовательной среде межшкольного учебного комбината г. Тулы
Статья представляет собой опыт анализа внедрения информационных комплексов свободного программного обеспечения в образовательную среду мужшкольного учебного комбината г. Тулы. Авторы предпринимают попытку показать не только особенности использования ...
Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку
В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает ...
Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей
Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....
Похожие статьи
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Повышение языковой культуры будущих инженеров — существенная задача высших учебных заведений технического профиля
В статье предпринимается попытка доказать необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в программу обучения специалистов технического профиля в качестве обязательной дисциплины, поскольку владение русским литературным языком всегда был...
Лингвометодическая подготовка учителя начальных классов
В предлагаемой статье рассматривается содержание лингвистических компетенций и обосновывается необходимость каждой из них в работе будущего учителя начальных классов. Кроме того, подчеркивается, что дисциплины «Русский язык», «Литературное чтение», «...
Структура современного урока истории и обществознания
Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: выделить все этапы современного урока....
Эстетическое воспитание учащихся при решении физических задач
При обучении физике учащихся средней школы значительное количество учебного времени всегда отводится на решение задач. Образовательное и воспитательное значение физических задач в курсе физики средней школы трудно переоценить. Без их систематического...
Методы страноведческого подхода и использование словарей в изучении иностранных языков в техническом вузе
Страноведение воспитывает у студентов интерес к истории и культуре англоговорящих стран, способствует лучшему усвоению иностранного языка, повышает культурный уровень студентов. Речевая культура — один из компонентов общей культуры человека. Как и др...
Отличительные черты и характеристика учебного плана, программ и учебников нового поколения для начальных школ Ирана
В данной статье отражается дидактический анализ учебников естественно-математического и гуманитарного цикла предметов, а также учебников по практической науке и практике социальной жизни. Автор на основе учебных планов и программ разработала такие уч...
Опыт применения свободного программного обеспечения на уроках информатики в образовательной среде межшкольного учебного комбината г. Тулы
Статья представляет собой опыт анализа внедрения информационных комплексов свободного программного обеспечения в образовательную среду мужшкольного учебного комбината г. Тулы. Авторы предпринимают попытку показать не только особенности использования ...
Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку
В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает ...
Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей
Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....