Профессиональное образование как достояние личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 07.03.2014

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Исмаилова З. К., Мукумова Д. И., Эгамбердиев А. А. Профессиональное образование как достояние личности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 204-205. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5134/ (дата обращения: 19.10.2018).

Профессиональная деятельность современного квалифицированного специалиста характеризуется сочетанием приемов высокоорганизованного и высококвалифицированного труда, тесным образом связанных с глубокими профессиональными знаниями и широкой интеллуктуальной деятельностью, изобретательством и рационализаторством, активным участием в управлении и совершенствовании производства.

Личностно-развивающее профессиональное образование ориентируется на формирование нового типа работника, для которого потребности в творчестве, самообразовании и саморазвитии, в переходе от функционально-ролевого, частичного существования «на службе» к целостной жизнедеятельности личности в профессиональной сфере приобретат если не доминирующий, то безусловно, значимый характер.

Для профессионального развития личности будущего специалиста необходимы следующие условия.

Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды для реализации свободы и прав личности с целью ее развития. При этом важны равноправие и взаимная заинтересованность в развитии всех субъектов образовательного процесса — студентов, преподавателей, управленческого и учебно-вспомагательного персонала; активизация и расширение взаимодействия этих субъектов в разных сферах жизнедеятельности (неформальное общение, спорт, искусство и др.); открытость учебного заведения производственным, научным, общественным связям с другими субъектами в культурной, экономической, научной и иных сферах.

Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности требует:учитывать личностные особенности, начиная с отбора абитруриентов и заканчивая выпуском специалистов; в образовательном стандарте наличие не только определенных знаний и умений выпускников, но и профессионально важных черт личности; регулярной и оперативной диагностики и самодиагностики, выполняющих роль обратной связи в процессе развития личности; включения (в образователный процесс) специально организованного тренинга профессиоанльно важных качеств личности.

Актуализация личностного саморазвития — это воспитание самостоятельности обучающихся (в стратегически важных видах жизнедеятельности, включая целеполагание и планирование); саморазвитие личности, т. е. активное совершенствование своих личностных особенностей обучаемым, среди которых первостепенное значение имеет потребностно-мотивационная сфера, способность к творческой деятельности, рефлексивные способности.

Вовлеченность в учебный процесс не только памяти, внимания и усидчивости, но и высших способностей понимания, воображения, мышления, проектирования и др. для осуществления всего этого профессиональное образование должно быть в большей степени, чем сегодня, направлено на развитие творческих способностей и опыта професиионально-творческой деятельности обучающихся, помогать им активно овладевать принципами и усулами отбора, хранения и использования необходимой информации, умение генерировать идеи, дискутировать, предпринимать «мозговой штурм» и др; успешная реализация всех этих возможностей профессионального становления личности во многом определяется качеством содержания профессионального образования, основанном на принципах интеллектуализации, гуманитаризации и фундаментализации этого образования.

Главное отличие усулик и технологий, используемых в профессиональном воспитании — их твердая ориентированность на личность будущего специалиста, на развитие его профессионально и специално ценных качеств, его творческой и социальной активности. Личностно ориентированные технологии означают персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков) в этот процесс. Личностно ориентированные технологии в значительной степени связаны с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности.

Использование усулик и технологий профессионального воспитания должно обеспечивать приоритетное развитие субъектных свойст будущих специалистов, пробуждать в них стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, обагащению своего нравственно-эстетического опыта. В центре таких усулик и технологий должна находиться личность студента, его творческая и профессиональная индивидуальность. Для студента, для его мощного духовного роста, утвержденияв нем истинно человеческих качеств, для его максимальной самореализации и самостоятельной профессиональной деятельности и строится вся учебно-воспитательная работа учебного заведения.

Общество ждет высокой сознательности от специалиста-профессионала. В общественных представлениях личность студента, его действия и поступки ассоциируются с высоким духовным смыслом и целесообразностью, с позитивным нравственно-эстетическим отношением к окружающей дейтвительности к людям, к себе. Учитывая эти общественные ожидания, важно создать такие условия жизни студентов, в которых будущие специалисты не ощущули бы внешнего давления на них, не испытывали дискомфорта от одной только мысли, что они выполняют чью-то волю. Не случайно Н. А. Добролюбов подчеркивал, что не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а того, кто стремится соединить требования долга с потребнотями внутреннего существа своего, то старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития, чтобы они не только сделались иснтинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение.

Основные термины (генерируются автоматически): личность студента, качество личности, учебное заведение, будущий специалист, профессиональное воспитание.

Похожие статьи

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик.

Задачи профессионального воспитания в современной высшей...

Основная стратегическая задача профессионального воспитания в высшем учебном заведениипрофессиональное становление личности молодого специалиста.

Специфика профессиональных личностных особенностей...

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста.

распределение респондентов, будущая профессия, студент, профессиональный тип личности, профессиональная ориентация...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального...

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста.

Формирование профессионально важных качеств у учащихся...

Профессионально важные качества будущего специалиста – это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к

подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2, с. 36].

Формирование профессионально-личностных качеств...

Проблемы формирования профессионально-личностных качеств выпускников вузов

43,1 % опрошенных полагают, что выбранная профессия даст им в будущем и доход, и

Иными словами, основной направленностью личности студента является, прежде всего, социальное...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Процесс и результат учебно-профессиональной мотивации оказывает решающее влияние на профессиональное становление и самоопределение будущих специалистов. Процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности...

Роль практики в формировании профессионального...

В статье раскрывается значение и роль практики в профессиональном становлении и развитии студентов направления «социальная работа» в связи с переориентацией высшего образования на формирование личности будущего специалиста нового типа...

Личность преподавателя Вуза как фактор формирования...

Цель академического образования - развитие личности обучающегося, цель профессионального - подготовка специалистов в высших школах[1]. Таким образом

Задача любого высшего профессионального учебного заведения – сформировать все многообразие...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик.

Задачи профессионального воспитания в современной высшей...

Основная стратегическая задача профессионального воспитания в высшем учебном заведениипрофессиональное становление личности молодого специалиста.

Специфика профессиональных личностных особенностей...

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста.

распределение респондентов, будущая профессия, студент, профессиональный тип личности, профессиональная ориентация...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального...

В статье рассмотрены основные принципы организации и развития студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности будущего специалиста.

Формирование профессионально важных качеств у учащихся...

Профессионально важные качества будущего специалиста – это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к

подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2, с. 36].

Формирование профессионально-личностных качеств...

Проблемы формирования профессионально-личностных качеств выпускников вузов

43,1 % опрошенных полагают, что выбранная профессия даст им в будущем и доход, и

Иными словами, основной направленностью личности студента является, прежде всего, социальное...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Процесс и результат учебно-профессиональной мотивации оказывает решающее влияние на профессиональное становление и самоопределение будущих специалистов. Процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности...

Роль практики в формировании профессионального...

В статье раскрывается значение и роль практики в профессиональном становлении и развитии студентов направления «социальная работа» в связи с переориентацией высшего образования на формирование личности будущего специалиста нового типа...

Личность преподавателя Вуза как фактор формирования...

Цель академического образования - развитие личности обучающегося, цель профессионального - подготовка специалистов в высших школах[1]. Таким образом

Задача любого высшего профессионального учебного заведения – сформировать все многообразие...

Задать вопрос