Профессиональное образование как достояние личности
Авторы: Исмаилова Зухра Карабаевна, Мукумова Дилрабо Инатовна, Эгамбердиев Азиз Абдузокир угли
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 07.03.2014
Статья просмотрена: 1400 раз
Библиографическое описание:
Исмаилова, З. К. Профессиональное образование как достояние личности / З. К. Исмаилова, Д. И. Мукумова, А. А. Эгамбердиев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 204-205. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5134/ (дата обращения: 16.12.2024).
Профессиональная деятельность современного квалифицированного специалиста характеризуется сочетанием приемов высокоорганизованного и высококвалифицированного труда, тесным образом связанных с глубокими профессиональными знаниями и широкой интеллуктуальной деятельностью, изобретательством и рационализаторством, активным участием в управлении и совершенствовании производства.
Личностно-развивающее профессиональное образование ориентируется на формирование нового типа работника, для которого потребности в творчестве, самообразовании и саморазвитии, в переходе от функционально-ролевого, частичного существования «на службе» к целостной жизнедеятельности личности в профессиональной сфере приобретат если не доминирующий, то безусловно, значимый характер.
Для профессионального развития личности будущего специалиста необходимы следующие условия.
Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды для реализации свободы и прав личности с целью ее развития. При этом важны равноправие и взаимная заинтересованность в развитии всех субъектов образовательного процесса — студентов, преподавателей, управленческого и учебно-вспомагательного персонала; активизация и расширение взаимодействия этих субъектов в разных сферах жизнедеятельности (неформальное общение, спорт, искусство и др.); открытость учебного заведения производственным, научным, общественным связям с другими субъектами в культурной, экономической, научной и иных сферах.
Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности требует:учитывать личностные особенности, начиная с отбора абитруриентов и заканчивая выпуском специалистов; в образовательном стандарте наличие не только определенных знаний и умений выпускников, но и профессионально важных черт личности; регулярной и оперативной диагностики и самодиагностики, выполняющих роль обратной связи в процессе развития личности; включения (в образователный процесс) специально организованного тренинга профессиоанльно важных качеств личности.
Актуализация личностного саморазвития — это воспитание самостоятельности обучающихся (в стратегически важных видах жизнедеятельности, включая целеполагание и планирование); саморазвитие личности, т. е. активное совершенствование своих личностных особенностей обучаемым, среди которых первостепенное значение имеет потребностно-мотивационная сфера, способность к творческой деятельности, рефлексивные способности.
Вовлеченность в учебный процесс не только памяти, внимания и усидчивости, но и высших способностей понимания, воображения, мышления, проектирования и др. для осуществления всего этого профессиональное образование должно быть в большей степени, чем сегодня, направлено на развитие творческих способностей и опыта професиионально-творческой деятельности обучающихся, помогать им активно овладевать принципами и усулами отбора, хранения и использования необходимой информации, умение генерировать идеи, дискутировать, предпринимать «мозговой штурм» и др; успешная реализация всех этих возможностей профессионального становления личности во многом определяется качеством содержания профессионального образования, основанном на принципах интеллектуализации, гуманитаризации и фундаментализации этого образования.
Главное отличие усулик и технологий, используемых в профессиональном воспитании — их твердая ориентированность на личность будущего специалиста, на развитие его профессионально и специално ценных качеств, его творческой и социальной активности. Личностно ориентированные технологии означают персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков) в этот процесс. Личностно ориентированные технологии в значительной степени связаны с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности.
Использование усулик и технологий профессионального воспитания должно обеспечивать приоритетное развитие субъектных свойст будущих специалистов, пробуждать в них стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, обагащению своего нравственно-эстетического опыта. В центре таких усулик и технологий должна находиться личность студента, его творческая и профессиональная индивидуальность. Для студента, для его мощного духовного роста, утвержденияв нем истинно человеческих качеств, для его максимальной самореализации и самостоятельной профессиональной деятельности и строится вся учебно-воспитательная работа учебного заведения.
Общество ждет высокой сознательности от специалиста-профессионала. В общественных представлениях личность студента, его действия и поступки ассоциируются с высоким духовным смыслом и целесообразностью, с позитивным нравственно-эстетическим отношением к окружающей дейтвительности к людям, к себе. Учитывая эти общественные ожидания, важно создать такие условия жизни студентов, в которых будущие специалисты не ощущули бы внешнего давления на них, не испытывали дискомфорта от одной только мысли, что они выполняют чью-то волю. Не случайно Н. А. Добролюбов подчеркивал, что не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а того, кто стремится соединить требования долга с потребнотями внутреннего существа своего, то старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития, чтобы они не только сделались иснтинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение.