Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования
Авторы: Исмаилова Зухра Карабаевна, Химматалиев Дустназар Омонович, Жураева Гулбахор Абдугаффор кизи
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 07.03.2014
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Исмаилова, З. К. Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования / З. К. Исмаилова, Д. О. Химматалиев, Г. А. Жураева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5133/ (дата обращения: 16.10.2024).
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление — педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX веке в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира, в том числе и у нас в Узбекистане. Основная цель педагогической технологии — повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.
Технологические понятия до 70-х гг. прошлого века почти не использовались в отечественной педагогике и дидактике. Представителей традиционной дидактики и педагогики пугал производственный термин «технология» при рассмотрении сущности таких творческих и психологических процессов, как обучение и воспитание, поскольку само понятие «технология» исторически возникло в связи с техническим процессом.
Понятие «педагогическая технология» получает в последнее время все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической литературе и получили, как отмечают исследователи, более 300 формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. К ним можно отнести так называемые уроки-имитации, которые были проведены в этом семестре в нашей поточной группе. Цель данных уроков было: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Данные нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходили за рамки школьной программы и предполагали творческий подход со стороны учащихся.
Время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:
- выбранной формы;
- целей урока;
- умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.
Самым важным элементом подготовки к уроку был выбор темы. Каждый магистрант мог выбрать ту тему, которая была ему ближе всего: либо по специальности, либо по различным областям человеческих знаний. Были выбраны такие темы как: «Эвтаназия», «Безработица», «Наука графология», «Мотивация» и другие.
После выбора темы урока важным аспектом является выбор типа урока. Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Были выбраны следующие типы уроков: мозговая атака, пресс — конференция, брифинг, урок — диспут и другие.
Организация урока включала в себя:
- написание сценария урока (с указанием конкретных целей);
- подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
- разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Разработка сценария урока
Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать
- учитель (группа учителей);
- учитель совместно с группой учащихся,
- учитель совместно с учащимся.
В нашем случае, разработка сценария осуществлялась нами совместно с нашим преподавателем. Она давала нам ценные советы, консультировала по различным вопросам.
Сценарий должен был отражать следующие моменты:
- подробный план урока (с указанием целей урока);
- инструкции по проведению каждого этапа урока;
- подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;
- критерии оценки деятельности учащихся;
- вопросы для анализа урока.
Подбор заданий
Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривала их выполнение) учащийся производил самостоятельно. Но необходимые требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям были установлены преподавателем.
Задания были непосредственно связаны с изученной темой, способствовали усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
Задания были как индивидуального, так и группового характера.
Методика оценки на уроке
Критерии оценки работы учащихся разрабатывались учителем вместе с учениками.
Критерии оценки были различны при разных видах работы, формах учебной работы. Выставляли оценку сами магистранты.
Оценки выставлялись:
- по ходу урока (например, после доклада учащегося);
- в конце урока (если оценивается устная работа);
- после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).
Также критерии оценки зависели от того, была ли она устной и письменной. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и другое, а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока являлся его анализ. Анализ — это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее.
После проведения урока-имитации каждый магистрант мог высказать свои впечатления, пожелания, замечания и так далее. Помимо этого для анализа, перед началом урока-имитации, были выбраны эксперты, которые письменно изложили свое мнение по поводу урока и магистранта, который его проводил. Также анализ был произведен со стороны преподавателя, который также высказывал свое мнение об ошибках и о понравившихся ему моментах урока-имитации.
Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок — это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, — возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
На наш взгляд самое главной целью проведения данного урока-имитации было то, что будущие специалисты (учители профессионального образования) могли почувствовать себя на месте учителя. Ощутить психологическое состояние. Также они имели возможность попрактиковаться в педагогической деятельности, что очень важно, учитывая что многие в дальнейшем собираются поступать в докторантуру, чтобы стать профессиональными преподавателями.