Технологическая концепция обучения студентов национальной хореографии в вузах Республики Казахстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 18.02.2014

Статья просмотрена: 729 раз

Библиографическое описание:

Кульбекова, А. К. Технологическая концепция обучения студентов национальной хореографии в вузах Республики Казахстан / А. К. Кульбекова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 232-235. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5129/ (дата обращения: 16.04.2024).

Национальный танец является профилирующим курсом подготовки кадров. В статье рассмотрены технологии обучения казахскому танцу в вузах Казахстана и приведены содержательные основы образовательного курса.

Ключевые слова:казахский танец, национальная хореография, технология обучения, фольклор, этнохореография.

В ходе практической и педагогической деятельности, анализа качества подготовки хореографов в вузах Казахстана была разработана технологическая концепция обучения специалистов в области национальной хореографии, суть которой выявляет систему обучения хореографов в вузах. Она выражается в следующих положениях:

1.      Национальный танец не существует вне окружающего его этнокультурного контекста. Восприятие танца требует учета знаний, умений и навыков не только в области хореографического искусства, но и этнохореографии, фольклора, музыки, психологии, философии и других наук.

2.      Необходимо применение единого терминологического аппарата на местах, а также глубокое изучение теории и методики преподавания и исполнения казахского танца. Освоение казахской танцевальной терминологии, образных и художественных названий специфических движений — основа освоения учебного курса. Терминологический аппарат казахского танца является средством воздействия, участвует в формировании ярких образов, способствует глубокому проникновению в образно-эмоциональную специфику этнохореографии.

3.      Казахский танец требует изучения и освоения традиционной художественной культуры общества во всех системных связях с другими видами искусства. Здесь необходимо опираться на:

a)      мифологию, материалы древних сказаний, легенд;

b)      генезис, этапы развития этнохореографии;

c)      память предшественников и создателей — народных и профессиональных исполнителей, специалистов, знатоков казахского танцевального искусства.

4.      Казахский танец является синкретическим видом искусства. Отсюда устойчивость традиций в различных видах творчества, в том числе танцевальном, характеризует культуру казахского общества в целом.

5.      В Казахстане необходимо развитие региональных танцевальных культур с локальными ее разновидностями. Это, с одной стороны укрепит жизнеспособность искусства народного танца, обеспечит преемственность, с другой — отразит многообразие и богатство казахской танцевальной пластики (учет различных социально значимых факторов, географического расположения региона, соседства с другими государствами, климатические условия, накладывающие специфику в исполнении, сценическом костюме и характере танца).

6.      Проведение различных конкурсов, семинаров, фестивалей, мастер- классов, имеющих сегодня большие перспективы и практическую значимость в профессиональной деятельности хореографов. Целью таких мероприятий должно быть выявление талантов, обмен опытом, конкретизация обучения, решение концептуальных задач по совершенствованию методов обучения и его функционированию, а также активизация творческой и профессиональной деятельности специалистов.

В контексте рассматриваемых задач по изучению и освоению курса «Теория и методика преподавания казахского танца» в вузе мы определили содержание данного курса и намерены рассмотреть его основные направления более подробно.

Знакомство студентов с историей развития традиционной национальной хореографии, изучение классификации различных видов казахских танцев, функций народной хореографии, творчества выдающихся деятелей хореографического искусства мы выделяем как первоначальную основу общей программы обучения хореографов в Казахстане и непосредственно пререквизитом всего образовательного процесса в вузах Казахстана.

Принципиально новым в процессе подготовки кадров по казахскому танцу в вузах Казахстана является изучение большинства дисциплин по теории и методике преподавания танцев разных народов по блочному, интенсивному методу. На наш взгляд такое обучение само по себе более продуктивно. Далее, в качестве первостепенной задачи в обучении хореографов в вузах Казахстана на современном этапе мы выдвигаем изучение фольклора и его функционирование в профессиональном искусстве.

Вместе с тем, простое повторение фольклорного танца на профессиональной сцене не всегда достигает своей цели. С точки зрения современной исполнительской техники и многообразия танцевальной лексики в данном вопросе следует подчеркнуть некоторую ограниченность фольклора. В свое время, самобытные исполнители зачастую не обращали внимания на бесконечную продолжительность танца. Кроме того, уровень профессиональной виртуозности и лексики народного танца во многом ограничен, многие приемы бесследно уходили вместе с их создателями.

Сегодня необходимым является решение вопроса о сценической переработке традиционного казахского танца с сохранением характера и эмоциональной специфики национального танца. Отсюда, в учебном процессе по обучению казахского танца определилась задача — сохранять черты, присущие традиционному танцевальному искусству казахов. Вместе с тем следует остерегаться ряда потенциальных ошибок, которые все еще наблюдаются в учебном процессе. С другой стороны, в процессе обучения и привития умений по казахскому танцу у студентов педагог не должен допускать излишнюю, не в меру примененную стилизацию движений и отдельных комбинаций.

Практика показала, что погоня за формальной виртуозностью, небрежное отношение к танцевальной теме, идее, форме неизбежно ведут к неправильному восприятию студентами специфики казахской танцевальной культуры. В этом случае народный танец теряет свою непосредственность, самобытный характер и становится холодной стилизацией, искажающей саму природу народного танца.

Известный исследователь русского танцевального фольклора Г. Ф. Богданов выделил принципы изучения народной хореографии. “Личное наблюдение различных народных обрядов и праздников весны, урожая и т. д.; литературная фиксация старинных обрядов и народных игр; изучение фондов, изобразительного материала; знакомство с произведениями классиков, где описываются обряды или обычаи; знакомство с произведениями изобразительного искусства, где отображены быт и жизнь народа; аналогичное изучение фольклора соседних народов; глубокое изучение народных песен, литературного фольклора (сказки, пословицы)” [1, с.16]. Основные выводы Г. Ф. Богданова могут быть эффективно применены в учебно-творческом процессе подготовки специалистов по казахской хореографии. Преемственность поколений в культуре и искусстве, как показала практика, является главным условием поэтапного развития цивилизованного общества и оказывает определенное значение на процесс формирования знаний, умений и навыков будущих специалистов. Сохранившиеся записи казахских танцев и описания методов обучения Ш. Жиенкуловой, Д. Абирова, О. Всеволодской-Голушкевич могут лишь частично служить ориентиром для обучения. Записи других знатоков казахской национальной хореографии, к сожалению, не систематизированы, не опубликованы, не имеют методическую основу и поэтому не могут быть использованы в образовательном процессе.

Одной из основных задач разработки авторских технологий является описание танцев балетмейстеров Казахстана, которые остались в памяти отдельных профессиональных исполнителей или в лучшем случае, имеются в фондах республиканского телевидения и частных материалов. Эта задача является самой ответственной и трудоемкой.

В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразно сочетать в одной комбинации, как построить занятие в целом — эти и многие другие вопросы стоят сегодня перед начинающими специалистами. Педагогическая практика показывает, что продуктивнее такой принцип организации учебных занятий, когда основной материал программы курса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, а затем в не сложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всевозможными подходами. Они даются в сложных сочетаниях с другими движениями. Учебные комбинации более насыщены и длительны, темп исполнения постоянно возрастает. Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Особое внимание следует уделять работе над методикой исполнения движений, художественной выразительностью, музыкальностью, что закрепляет теоретические знания у студентов и позволяет совершенствовать их профессиональное мастерство.

Повышение эффективности и результативности применения тех или иных авторских технологий обучения хореографов связано, во-первых, с построением каждого из его разделов, во-вторых, с умением методически правильно составлять учебные комбинации педагогом. В зависимости от программы курса каждый раздел занятия должен иметь определенные задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не должен быть произвольным. Необходимо выстраивать занятия с учетом профессиональных и физических данных студентов, обдуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию танцевальных движений.

 В этой связи предельно профессионально и точно высказывание выдающегося педагога по классическому танцу С. Н. Головкиной, которая писала: «Есть педагоги, которые увлекаются «балетмейстерством», составляются комбинации, подчас не соответствующие программе данного класса и не выполняют учебную задачу. С другой стороны, примитивно составленная комбинация не развивает танцевальности и выразительности учащихся. Комбинация должна быть не только полезной в учебном плане, она должна развивать художественно-артистическую натуру учащихся, способствовать развитию профессиональной памяти» [2, с.10].

Музыкальное сопровождение занятий оказывает определенное влияние на формирование умений и профессиональных навыков хореографов. На занятиях необходимо использовать казахские классические произведения и народную музыку. В связи с этим, в процессе организации учебных занятий большую роль играет работа концертмейстера и творческий контакт с педагогом. Продумывая каждый урок и отдельные комбинации, разучивая со студентами танцы, педагог должен исходить не только из метроритмической стороны мелодии, но и пластически передать ее характер, особенности ее формы и структуры. Только в этом случае станет возможным воспитывать и вырабатывать у студентов умение работать с музыкальным материалом.

Задачами обучения казахскому танцу в вузах Казахстана являются:

-       освоение традиционной танцевальной культуры, идеалов и духовных ценностей казахского общества;

-       формирование у студентов музыкально-эстетической и художественной оценки окружающей действительности и казахского танцевального жанра;

-       выявление связи танца с другими видами традиционного искусства и промыслов, с историей, включение его в широкий контекст, разнообразные «выводы за пределы» этнохореографии, как путь более глубокого его постижения;

-       тематическое осознание и переживание традиционного художественного опыта казахского общества и государства;

-       обучение художественно-образному языку казахского танца посредством формирования знаний, навыков и профессионального мастерства;

-       развитие художественно-творческой активности хореографов, формирование профессиональной логики и памяти при изучении и освоении учебного материала.

Основные направления содержания учебного курса по казахскому танцу в вузах Казахстана:

1.      Учебная программа по дисциплине “Теория и методика преподавания казахского танца” в вузах Республики Казахстан должна представлять собой целостную систему последовательного осознания связей казахской традиционной художественной культуры, в частности, танцевального искусства с жизнью общества. В процессе изучения этих связей (эстетических, нравственных, патриотических) социальная функция народного танца становится ведущим элементом народной художественной культуры.

2.      Единство эмоционального и сознательного начал в работе студентов на занятиях при его общей повышенной эмоциональной содержательности. При этом педагогу необходимо ориентироваться как на воспроизводящий вариант обучения, так и на творческий поиск.

3.      Повсеместное внедрение многоуровневой системы хореографического образования (проект был разработан А. А. Жолтаевой в 1997 году).

4.      Совершенствование системы обучения путем стандартизации для единого образовательного процесса и обеспечение интеграции отечественных достижений в сфере народного танцевального искусства.

Литература:

1.      Богданов Г. Ф. Учиться у народного танца/Журн. Культурно-просветительная работа.- 1980, № 9.

2.      Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах.- М., 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский танец, вуз Казахстана, народный танец, движение, казахское общество, Казахстан, методика преподавания, национальный танец, народная хореография, национальная хореография.

Ключевые слова

фольклор, технология обучения, казахский танец, национальная хореография, этнохореография

Похожие статьи

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале... Танцевальная картина, танец в спектакле должны не останавливать действие, а...

Изучение характерных особенностей народного танца для...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на... Искусство танца без музыки существовать не может.

Школы Казахстана в контексте образования мировой музыкальной...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана. В Казахстане композиторы все больше обращаются к народной тематике, создавая новые оригинальные по своему музыкальному языку. Среди таких композиторов следует отметить преподавателя Казахской национальной...

Формирование национально-патриотического микроклимата...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

детский сад, образовательный комплекс, Актерское мастерство, танец, Народно-сценический танец, национальная музыка...

Социокультурные причины появления русского танца и его...

Ключевые слова: культура, искусство, национальный характер, танец, язычество.

Народные танцы славян также зародились ещё в древности, однако расцвет танцевального искусства приходится на IX — X века.

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда.

Различают два вида узбекского танцатрадиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.

Становление фортепианного творчества в Казахстане

Первые фортепианные произведения в Казахстане написаны в 20–30-е годы ХХ столетия именно в виде миниатюр. Это фортепианные обработки казахских народных мелодий, созданные А. В. Затаевичем.

Роль алашординцев в становлении независимого Казахстана

батыр, казахский народ, Казахстан, Казахское государство, казахское общество, половина XIX, сохранение целостности, четверть

Аманжолова Д. А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш. Судьба представителей казахской интеллигенции Западного...

Похожие статьи

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале... Танцевальная картина, танец в спектакле должны не останавливать действие, а...

Изучение характерных особенностей народного танца для...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на... Искусство танца без музыки существовать не может.

Школы Казахстана в контексте образования мировой музыкальной...

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана. В Казахстане композиторы все больше обращаются к народной тематике, создавая новые оригинальные по своему музыкальному языку. Среди таких композиторов следует отметить преподавателя Казахской национальной...

Формирование национально-патриотического микроклимата...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

детский сад, образовательный комплекс, Актерское мастерство, танец, Народно-сценический танец, национальная музыка...

Социокультурные причины появления русского танца и его...

Ключевые слова: культура, искусство, национальный характер, танец, язычество.

Народные танцы славян также зародились ещё в древности, однако расцвет танцевального искусства приходится на IX — X века.

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда.

Различают два вида узбекского танцатрадиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.

Становление фортепианного творчества в Казахстане

Первые фортепианные произведения в Казахстане написаны в 20–30-е годы ХХ столетия именно в виде миниатюр. Это фортепианные обработки казахских народных мелодий, созданные А. В. Затаевичем.

Роль алашординцев в становлении независимого Казахстана

батыр, казахский народ, Казахстан, Казахское государство, казахское общество, половина XIX, сохранение целостности, четверть

Аманжолова Д. А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш. Судьба представителей казахской интеллигенции Западного...