Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания
Авторы: Подольская Екатерина Александровна, Легкодимова Ольга Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 14.02.2014
Статья просмотрена: 543 раза
Библиографическое описание:
Подольская, Е. А. Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания / Е. А. Подольская, О. В. Легкодимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 86-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5102/ (дата обращения: 24.04.2024).
Актуальность проблемы взаимодействия педагогов и семьи в группе для детей с речевыми нарушениями, заключается на наш взгляд, в том, что позиция педагога и родителя различны. Родители часто считают, что основная работа по коррекции нарушений речи ложится на педагога, им не хватает времени и знаний для занятий с детьми.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:
- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
- разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки друг друга;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
- обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Одной из таких форм является проектная деятельность. В ее основе лежит идея направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной проблемой.
В качестве средства реализации регионального компонента и обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса, педагоги подготовительной к школе группы для детей с тяжелым нарушением речи разработали проект «Прибайкалье глазами В. Г. Распутина».
Художественная литература является важным средством воспитания личности. С ранних лет литературные произведения вводят ребенка в огромный мир взрослых, рассказывают о родной стране, людях, труде, природе, культуре народов. Образы литературы благодаря их художественной выразительности способствуют быстрому возникновению у детей ассоциативных связей с реальным миром, содействуют возникновению у них чувств, переживаний. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях окружающей действительности, учится правильно оценивать то, что он узнал из произведения.
Цель данного проекта — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями В. Г. Распутина.
Исходя из этого, проект включает в себя комплекс задач:
- познакомить детей с творчеством сибирского писателя-прозаика В. Г. Распутина;
- формировать представление о В. Г. Распутине как выдающемся человеке нашего края;
- показать жизнь коренных народов Прибайкалья посредством ознакомления с художественными произведениями;
- воспитывать интерес и любовь к животному и растительному миру Прибайкалья;
- совершенствовать речь детей, развивать их творческие способности;
- становление партнерских отношений между участниками образовательного процесса.
На начальном этапе работы были тщательно проанализированы и подобраны произведения В. Распутина, доступные для понимания детьми — дошкольниками и подходящими для реализации поставленных задач. Изучены автобиография, найден портрет, разработаны конспекты занятий, подобраны подвижные, пальчиковые игры, выработан алгоритм работы:
- знакомство детей с автобиографией, портретом писателя;
- чтение и обсуждение произведений;
- отображение в речевой деятельности;
- закрепление в продуктивной деятельности;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Данный проект краткосрочный, рассчитан на две недели. Для его реализации определен декабрь месяц, после прохождения тематического блока «Мой город, мой край, моя страна». К этому времени у старших дошкольников имеются достаточные представления о городе, достопримечательностях, природе нашего края которые способствуют усвоению содержания произведений.
В ходе реализации проекта воспитатель познакомила детей с краткой биографией В. Распутина, прочла отрывки из очерков «Байкал предо мною», «В тайге над Байкалом», рассказ «Мама куда-то ушла».
Далее детей познакомили со сборником «Край возле самого неба», содержащим очерки: «Саяны», «Кабарга», «Соболь», «Ты — тофалар, я — тофалар», «Почему тофалары живут в Саянах», «В оленьем стаде», «Снег», из которых дети узнали о коренной народности сибирского края — тофаларах, их быте, культуре, промыслах.
В совместной взросло-детской (партнёрской) деятельности воспитанники выполняли рисунки на тему: «В тайге над Байкалом», по произведению «Мама куда-то ушла», аппликацию «Байкал предо мною», «Ты — тофалар, я — тофалар», лепили животных: соболь, кабарга, олень, изготовили макет «Тофалария». В рамках проекта слушали музыкальные произведения «Славное море — священный Байкал», «Любимый Иркутск — середина земли», записи «Звуки Байкала», «Голоса животных»; рассматривали фотографии «Саяны», «Чум», «Природа Тофаларии», «Костюмы тофаларов»; разучили подвижную игру народов Севера «Важенка и оленята», пальчиковую гимнастику «Бурундук».
На занятиях с учителем-логопедом дети учились определять характеры и поступки героев, объясняли значения незнакомых слов (жердь, загон, чум), подбирали определения, рифмы к заданным словам, составляли короткие стихи на основе полученных рифм. Образовывали сложные слова путём сложения двух основ: длиннорогий, короткохвостый, отрабатывали интонационную выразительность голоса на основе отработки фраз из произведений «Мама куда-то ушла», «Ты — тофалар, я — тофалар», «Снег», учились понимать и объяснять смысл пословиц народов Тофаларии. Дети выступали в качестве авторов, составляя короткие рассказы из жизни животных нашего края, учились пересказывать очерки близко к тексту, составляли рассказ о Распутине по предложенному плану.
Самые наибольшие впечатления произвели на детей произведения «Мама куда-то ушла», «Соболь», «Саяны», «Ты — тофалар, я — тофалар», что отразилось в самостоятельной деятельности детей через рисунки и игры.
К реализации данного проекта были привлечены родители, им предлагалось узнать у детей, какие произведения В. Распутина ребенок знает, что запомнилось, и почему.
Совместно с детьми выполняли рисунок на тему «Тофалария», изготовили книжки — малышки по произведениям для оформления выставки в группе, учились вместе с детьми подбирать рифмы и сочинять небольшие стихи.
На заключительном этапе между детьми и родителями проведена литературная викторина по произведениям В. Г. Распутина, где использовались интересные факты из жизни автора, кроссворды, пантомимы, народные игры. Оформлена выставка детских работ по изученным произведениям, создана мини-библиотечка из книжек-малышек о животных, растениях, Саянах, издан сборник детских стихов, оформлена газета «Край, в котором мы живем».
Реализация проекта «Прибайкалье глазами Валентина Распутина» способствовало формированию нравственно — патриотических качеств детей- дошкольников, более гуманному отношению к природе, интереса к культуре и жизни людей других национальностей, активизации взаимодействия семьи, педагогов и родителей.
Литература:
1. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. — 39 с.
2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
Похожие статьи
Планирование воспитательно-образовательной деятельности...
Самостоятельная деятельность в центрах активности.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, игра, молодой педагог, вид деятельности, ребенок, подсказка, индивидуальная работа, детская инициатива, возраст детей, старший воспитатель.
Организация самостоятельной деятельности детей...
Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами...
Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие
Жизнь показывает, что совместная деятельность родителей, учителя и детей способствует укреплению внутрисемейных связей, общих
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс...
Педагогическое сопровождение развития познавательного...
Педагог должен обеспечить активность ребенка в деятельности, что достигается через мотивацию, участие ребенка в интересных действиях, использования экспериментирования, решения творческих задач и т. п...
Использование проектного метода при ознакомлении...
Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на
Байкала - озера сказки / Сост. Н. И. Есипенок.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, проект, родитель, Иркутская область.
К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями...
родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Педагогическое сопровождение и помощь родителям...
Особенности здоровьесберегающих технологий в работе...
Организовываю незаметно для ребенка, включение педагога в процесс игровой деятельности обязателен.
здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник.
Использование ИКТ технологий как средство обучения детей...
– Создавать условия для развития интереса детей к самостоятельному выполнению
По ходу заучивания аудиосказки дети вместе с педагогом рассматривают картинки и
если внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ ИКТ технологии и эффективно управлять им...
Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...
Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том
Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет). Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость.
Похожие статьи
Планирование воспитательно-образовательной деятельности...
Самостоятельная деятельность в центрах активности.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, игра, молодой педагог, вид деятельности, ребенок, подсказка, индивидуальная работа, детская инициатива, возраст детей, старший воспитатель.
Организация самостоятельной деятельности детей...
Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами...
Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие
Жизнь показывает, что совместная деятельность родителей, учителя и детей способствует укреплению внутрисемейных связей, общих
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс...
Педагогическое сопровождение развития познавательного...
Педагог должен обеспечить активность ребенка в деятельности, что достигается через мотивацию, участие ребенка в интересных действиях, использования экспериментирования, решения творческих задач и т. п...
Использование проектного метода при ознакомлении...
Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на
Байкала - озера сказки / Сост. Н. И. Есипенок.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, проект, родитель, Иркутская область.
К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями...
родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Педагогическое сопровождение и помощь родителям...
Особенности здоровьесберегающих технологий в работе...
Организовываю незаметно для ребенка, включение педагога в процесс игровой деятельности обязателен.
здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник.
Использование ИКТ технологий как средство обучения детей...
– Создавать условия для развития интереса детей к самостоятельному выполнению
По ходу заучивания аудиосказки дети вместе с педагогом рассматривают картинки и
если внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ ИКТ технологии и эффективно управлять им...
Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...
Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том
Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет). Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость.